Инновационные технологии в практике логопеда
картотека по логопедии (подготовительная группа)
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают:
Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр.;
игровые технологии;
телесно-ориентированные техники;
цветотерапия;
ароматерапия;
пальчиковая гимнастика;
информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
мнемотехника;
локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.
Познакомимся с некоторыми из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в практике логопеда
В коррекционно-развивающей работе специалисты все чаще применяют нетрадиционные методики, приемы, инструменты. В сочетании с традиционными, проверенными временем логопедическими технологиями эти инновационные элементы помогают:
Создать более комфортные с эмоциональной и психологической точки зрения условия для каждого ребенка, учесть его индивидуальные особенности и потребности.
Увлечь, замотивировать детей, сделать их активными участниками учебно-воспитательного и восстановительного процесса.
Повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда и его маленьких подопечных.
Ускорить достижение положительных результатов.
К инновационным технологиям, успешно внедряемым в работу логопедов, относятся:
арт-терапевтические методики: музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия и пр.;
игровые технологии;
телесно-ориентированные техники;
цветотерапия;
ароматерапия;
пальчиковая гимнастика;
информационно-компьютерные технологии (ИКТ);
мнемотехника;
локальная гипер- и гипотермия или криотерапия и др.
Познакомимся с некоторыми из них.
Музыкотерапия
Двигаться в ритме музыки, прослушивать музыкальные композиции, пропевать чистоговорки под музыку или играть на различных музыкальных инструментах — вариантов использования этого вида искусства может быть много. Таким ненавязчивым, скорее даже приятным образом музыкотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм юных пациентов:
улучшает и стабилизирует эмоциональное состояние;
тонизирует кору головного мозга;
учит прислушиваться, анализировать мелодии, звуки, издаваемые различными инструментами;
развивает чувство ритма;
стимулирует слуховые анализаторы, тренирует восприятие на слух;
избавляет от блоков, зажимов, страхов и речевых расстройств и т. д.
Сказкотерапия
Сказки могут быть дидактическими, психологическими, медитативными, психотерапевтическими и психокоррекционными. В них скрыт большой исцеляющий потенциал. Сказки можно сочинять и рассказывать, рисовать или шить. В коррекционной работе логопеда ДОУ элементы сказкотерапии помогают:
создавать комфортную для ребенка атмосферу;
настраивать взаимодействие анализаторов — зрительного, слухового, моторного;
развивать у малышей умения рассказывать что-то (строить монологическое высказывание), беседовать (вести диалог);
работать над звуковой и лексико-грамматической сторонами речи и т. д
Изотерапия
У этого вида арт-терапии есть много вариантов, например, кляксография, рисование на крупе или пальцевая живопись. Изотерапия дает возможность высказаться без слов и включает творческий потенциал, тренирует мелкую моторику и способствует развитию артикуляционного аппарата, навыков связной речи.
Песочная терапия
Песок — природный материал, обладающий позитивной энергетикой. Он мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, тонизирует или наоборот снимает излишнее напряжение (мышечное, психоэмоциональное), помогает развивать мелкую моторику рук, навыки ориентации в пространстве. Песочная терапия благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу и позволяет деликатно, без усилий, в игровой форме корректировать речевые дефекты, учит пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, устраняет психологические блоки.
Играть в песочнице можно по-разному:
рисовать отпечатки ладошек или кулачков;
погружать руки в песок и шевелить пальцами, сжимать и разжимать кулачки;
скользить ладошками по песочной глади;
рисовать зигзаги, круги или другие узоры на поверхности;
закапывать различные предметы (маленькие игрушки), а потом потихоньку сдувать песок и находить спрятанное и т. д.
Но стоит иметь в виду, что у песочного метода есть противопоказания, например, царапины или ссадины на руках, повышенная тревожность малыша или аллергия на пыль.
Мнемотехника
Это технология, которая помогает быстрее и легче запоминать информацию. Ее суть состоит в следующем:
Слова, фразы, фрагменты текста, сцены из мультфильмов или сказок изображаются схематично, отдельными символами.
Ребята видят эти загадочные символы и схемы и пробуют их расшифровать, что пробуждает их любопытство, интерес.
Интерпретация и расшифровка историй подключает творческие способности малышей, что способствует лучшему запоминанию.
Использование мнемотехник в логопедии помогает:
активизировать визуальное и слуховое восприятие информации;
развивать ассоциативное мышление и зрительную память;
формировать навыки связной речи;
развивать зрительное и слуховое внимание;
совершенствовать звукопроизношение и т. д.
Телесно-ориентированные техники
Все в организме человека взаимосвязано. Тренируя двигательную сферу можно стимулировать развитие психических функций и свойств, формируя умение контролировать свои действия (движения руками, ногами), можно влиять на эмоционально-волевые проявления, характер, способности, речевые навыки.
К телесно-ориентированным методикам, применяемым в работе логопеда, относятся:
- дыхательные упражнения — способствуют формированию навыков самоконтроля, улучшают ритмику организма;
- биоэнергопластика — является одной из разновидностей артикуляционной гимнастики, которая подразумевает одновременное выполнение каких-то движений и активизацию речевого аппарата (например, поднять руки и высунуть язык), учит координировать действия, развивает произвольное внимание, восприятие информации, синхронизирует работу полушарий головного мозга, благоприятно влияет на мышление и речь;
упражнения для расслабления — развивают навыки самонаблюдения;
- растяжка — система упражнений, которые направлены на попеременное напряжение и расслабление различных частей тела, эффективное средство против гипер- и гипотонуса мышц.
- Пальчиковая гимнастика
Несмотря на несерьезное название, методика дает хороший эффект: ритмичные движения пальцами позволяют активизировать центры головного мозга, которые отвечают за речь. Выполняя несложные упражнения, ребята учатся концентрироваться, правильно распределять свое внимание, тренируют память. Регулярная пальчиковая гимнастика — это еще и отличная подготовка к освоению навыков письменной речи. А главное, эта методика доступна даже для малышей ползункового возраста.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Компьютеры, планшеты и прочие технические средства помогают логопеду не только подготовиться к занятию — например, нарисовать презентацию или раздаточный материал, но и разнообразить сам учебно-воспитательный и образовательный процесс:
показать ребятам видео-инструкцию по выполнению какого-то упражнения;
внедрить в занятия фрагменты готовых обучающих программ;
использовать возможности мультимедийных технологий — например, для проведения развлекательной физкультминутки или просмотра мультфильма и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники здоровьесбережения как инновационные технологии логопедической практики
В материале представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в логопедической практике...

"Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда"
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровь...

Использование современных логопедических технологий в практике логопеда в условиях дошкольного логопункта
Обобщение педагогического опыта...

Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы ...

Инновационные технологии в практике логопеда в доу
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения; содействовать оздоровлению детей....
Инновационные технологии и практики в ДО. Знакомство с 3д моделированием
Современные условия требуют все раньше и раньше овладевать новейшими информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала. Любая т...