Техники здоровьесбережения как инновационные технологии логопедической практики
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В материале представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в логопедической практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ageeva.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Елизарова Ю.Ю., учитель-логопед МБДОУ Детский сад №147 г. Архангельск;
Макковеева А.С., учитель-логопед МДОУ Детский сад №12 «Солнышко» г. Новодвинск;
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:
- внутренние (педагогические, физиолого - гигиенические, психологические);
- внешние (экологические, экономические, социальные).
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип сознательности и активности;
- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуальности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.Д. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не
требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи
детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма
ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений. Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико - пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в работу с детьми учителя-логопеда.
Анализ диагностического обследования контингента воспитанников всеми специалистами ДОУ (МППК)
Определение системы медико-психолого-педагогических мероприятий.
Определение средств контроля эффективности внедрения здоровье сберегающих мероприятий.
Дифференцированный подход организации здоровье сберегающей деятельности каждым специалистом консилиума.
Взаимодействие с родителями.
Подбор элементов различных здоровье сберегающих технологий зависит от возрастных и
психофизиологических особенностей детей.
Последовательность выполнения таких технологий в коррекционных занятиях не может быть изменена в зависимости от периода и темы занятия.
Здоровье сберегающие технологии, используемые нами:
дыхательная гимнастика;
упражнения, направленные на профилактику нарушения зрения;
развитие мелкой моторики;
физминутки;
бионергопластика;
массаж и самомассаж;
кинезиологические упражнения;
элементы музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, аромотерапии, су-джок терапии;
психотерапевтические методы.
В своей работе мы используем несколько видов здоровье сберегающих технологий, как традиционных, так и нетрадиционных.
1. Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. В своей работе мы используем также комплексы дыхательно-голосовых упражнений для профилактики простудных заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно-звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.
Мотивируем интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и факта речи детей.
2. Зрительная гимнастика.
Мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, поэтому на своих занятиях уделяем достаточно времени зрительной гимнастике. Это стало нормой, правилом жизнедеятельности. За основу берем упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации мышц глаз из кинезиологической гимнастики.
3. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая и важная часть логопедической работы. Регулярное выполнение поможет:
укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе;
уменьшить спастичность артикуляционных органов;
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
4. Развитие мелкой моторики.
Исследователями разных стран установлено и практически подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшения артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В своей работе для развития тонкой моторики мы используем резиновые мячи, эспандеры, разнообразные сыпучие материалы, счетные палочки и т.д.
- календарно-тематическое планирование пальчиковых игр соответствует темам, игры включаем во все виды занятий;
- графические диктанты по темам в подготовительных группах;
- обводка шаблонов и штриховка изображений, согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
- различные задания в сухом бассейне.
5. Физминутки.
Основные задачи физминутки:
- снятие усталости и напряжения;
- внесение эмоционального заряда;
- совершенствование общей моторики;
- выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
6. Мышечная релаксация.
Релаксация – это комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата.
«Любопытная Варвара
Смотрит влево…,
Смотрит вправо…,
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А рас – слаб – ле – на.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше всех!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
А рас – слаб – ле – на!
А теперь, посмотрим вниз,
Мышцы шеи - напрягись!
Возвращаемся обратно,
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
А рас – слаб – ле – на!
7. Биоэнергопластика (сопряженная гимнастика).
Для достижения лучших результатов в работе по коррекции речи, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей применяем такой метод, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения артикуляционного аппарата и руки, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга то языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
8. Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, облегчают процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Используем упражнения: «Ухо-нос», «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т.д.
9. Самомассаж.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Упражнения «Ёжик» и «Наше тело».
Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
По ладошке прокачу,
Погладить ежика хочу.
По ладошке покатаю
К себе его я прижимаю.
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Дети показывают на себе все, что названо, к чему прикасаются, нужно погладить и помассировать.
Массаж с дарами природы. Приспособление для самомассажа с помощью грецкого ореха, можно массировать запястья кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи разной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные упражнения можно выполнить с орехами:
- прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орехи в середину ладони другой руки;
- раскатывать орех на поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
С помощью еловых, сосновых шишек, бигудей можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
10. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Цель занятия с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса), стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений и сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут, как правило, это только одно музыкальное произведение. Во время слушания музыкального произведения предлагаем выполнить упражнение. Затем называем имя ребенка и уже он показывает любое движение в такт музыке, а дети за ним повторяют.
11. Хромотерапия.
Хромотерапия (цветотерапия) – наука, изучающая свойства цвета. Она может оказать влияние на развитие детской речи. Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции жизненно важных органов человека. На своих занятиях мы стараемся использовать этот метод в сочетании со зрительной гимнастикой.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер и педагогам это необходимо учитывать в работе.
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превращать скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука, логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получает интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука [Ж]: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу по совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий василек, (нет) синего василька, (подошел) к синему васильку; согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов, подбор родственных слов, составление описательных рассказов, сочинение сказок.
В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения: на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает легкий свет определенной цветовой гаммы.
12. К психотерапевтическим методам относится и так называемое внушение формул правильной речи. Ежедневное повторение формул на логопедических занятиях и дома с родителями настраивает ребенка на преодоление речевого дефекта, стимулирует его мотивационную сферу, создает потребность к деятельности. У ребенка появляется желание преодолеть свой речевой дефект. На начальных этапах коррекционного обучения формулу следует внушать дома и повторять ее на занятиях:
Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Говорим мы все красиво,
Ясно и неторопливо.
13. Су-джок терапия.
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо соблюдение следующих условий:
• выстраивание коррекционно-развивающей работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
• наличие рационально организованного двигательного режима;
• благоприятный эмоционально-психологический климат;
• взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся нами, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье - это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 1.
Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...
Инновационные технологии в логопедической практике. Часть 2.
Презентация в двух частях.Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не т...
Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике"
Презентация "Инновационные технологии в логопедической практике" в двух частях....
Буклет "Инновационные технологии в логопедической практике"
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования р...
Использование инновационных технологий в практике работы
Современные образовательные технологии...
Инновационные технологии в практике логопеда в доу
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения; содействовать оздоровлению детей....
Инновационные технологии и практики в ДО. Знакомство с 3д моделированием
Современные условия требуют все раньше и раньше овладевать новейшими информационными технологиями для адаптации в современном обществе и реализации в полной мере своего творческого потенциала. Любая т...