Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подходит для детей старшего и подготовительного возраста. Задания помогают ребятам дифференцировать звуки В-Ф, давать им характеристику, произносить их правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе «Колокольчик»
Тема: «Дифференциация звуков В и Ф»
Цель занятия: развитие предпосылок к обучению грамоте.
Задачи:
1. Закрепить правильную артикуляцию звуков В, Ф.
2. Учить давать характеристику звуков с опорой на собственные ощущения.
3. Развитие фонематического слуха с помощью сортировки слов на заданные звуки.
4. Учить определять место заданного звука в слове
5. Работа с предлогом В.
6. Работать с чистоговорками с точки зрения нейроподхода.
7. Развивать слуховое и зрительное внимание и память детей.
8. Развитие крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
9. Развитие эмоциональной восприимчивости, развитие чувства ритма.
Оборудование:
- карточки с изображением предметов со звуком Ф: флаг, фартук, футболка, фонарь, флакон, фигурист, филин, фиалка, ферма, фильм, финики, фикус, фрукты;
- карточки с изображением предметов со звуком В: ванна, вата, вода, волосы, волк, ваза, василёк, варежка, вагон, ведро, вешалка, ветер, вилка, вишня, вилы, виноград, вертолёт, варенье.
- картинки символы звуков В и Ф, фотографии детей в костюме фокусника и волшебника.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости к двум братьям Вове и Феде. Но чтобы туда попасть мы с вами должны пройти по необычной дорожке. И пойдём мы не ногами, а руками.
На доске выкладываются нейро дорожки из ладошек.
Основная часть.
Логопед: Вот мы и пришли. На доске появляется домик с тремя окошками для определения места звука в слове. А вот и наши мальчишки Вова и Федя. Похоже они заигрались, или о чём-то спорят. Вова говорит, что его имя лучше, потому что оно начинается на звук В. А Федя, говорит, что его имя красивее, потому что оно начинается на звук Ф.
Ребята давайте разрешим их спор. Вместе с детьми уточняем артикуляцию, и дети дают характеристику звуку В и звуку Ф. Подбирают символы звуков.
В – согласный, звонкий, твёрдый. Ф – согласный, глухой, твёрдый.
Логопед:
Ребята, кажется, мальчишки в кого-то нарядились. Вова – в волшебника, а Федя в фокусника.
Вова шепчет какие-то слова. Давайте вместе с ним. Ребята повторят слова и выполняют определённые действия по показу.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
И Федя тоже не отстаёт.
Фы-фы-фы, фы-фы-фы – в магазине есть шкафы
Фа-фа-фа, фа-фа-фа – возле стеночки софа
Фу-фу-фу, фу-фу-фу – фокус сделал я в шкафу
Аф-аф-аф, аф-аф-аф – в шкафу прятался жираф.
Логопед: пока мальчишки колдовали и фокусничали всё у них перепуталось. Они очень расстроились. Выручайте их, а то они поссорятся.
Дети дифференцируют картинки на В и Ф в начале слова.
Физминутка:
Мальчишки устали и пошли на разминку, они любят заниматься физкультурой.
Вверх рука и вниз рука.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Логопед:
А теперь мы определим, где находится звук Ф в словах. А домик с окошками нам поможет. Опускайте картинку в нужное окошко.
Молодцы, ребята.
А теперь смотрите, какое волшебство смог сделать Вова. Где же оказались котята.
Дети смотрят на картинки котят и строят предложения, используя предлог В.
Черный котёнок в шляпе. Котик в углу. Котик в мячике. Котик в ванне. Котик в ящике. Котик в тазу. Котик в шкафу. Котик в диване. Котик в ведре.
Итог занятия:
Сегодня мы с вами научились слышать и различать звуки В и Ф. Помогли мальчикам фокуснику Феде и волшебнику Вове, сделали интересные упражнения для рук. Поэтому вы все получаете красивые звёздочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».
Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".
В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У
Вашему вниманию предлагается конспект, в котором последовательно отражены этапы классического занятия по звукопроизношению....
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...