Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Полякова Анна Юрьевна

Конспект подходит для детей старшего и подготовительного возраста. Задания помогают ребятам дифференцировать звуки В-Ф, давать им характеристику, произносить их правильно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В-Ф конспект, различение звуков16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе «Колокольчик»

 Тема: «Дифференциация звуков В и Ф»

Цель занятия: развитие предпосылок к обучению грамоте.

Задачи:

1. Закрепить правильную артикуляцию звуков В, Ф.

2. Учить давать характеристику звуков с опорой на собственные ощущения.

3. Развитие фонематического слуха с помощью сортировки слов на заданные звуки.

4. Учить определять место заданного звука в слове

5. Работа с предлогом В.

6. Работать с чистоговорками с точки зрения нейроподхода.

7. Развивать слуховое и зрительное внимание и память детей.

8. Развитие крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
9
. Развитие эмоциональной восприимчивости, развитие чувства ритма.

Оборудование:

- карточки с изображением предметов со звуком Ф: флаг, фартук, футболка, фонарь, флакон, фигурист, филин, фиалка, ферма, фильм, финики, фикус, фрукты;

- карточки с изображением предметов со звуком В: ванна, вата, вода, волосы, волк, ваза, василёк, варежка, вагон, ведро, вешалка, ветер, вилка, вишня, вилы, виноград, вертолёт, варенье.

- картинки символы звуков В и Ф, фотографии детей в костюме фокусника и волшебника.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости к двум братьям Вове и Феде. Но чтобы туда попасть мы с вами должны пройти по необычной дорожке. И пойдём мы не ногами, а руками.

На доске выкладываются нейро дорожки из ладошек.

Основная часть.

Логопед: Вот мы и пришли. На доске появляется домик с тремя окошками для определения места звука в слове. А вот и наши мальчишки Вова и Федя. Похоже они заигрались, или о чём-то спорят. Вова говорит, что его имя лучше, потому что оно начинается на звук В. А Федя, говорит, что его имя красивее, потому что оно начинается на звук Ф.

Ребята давайте разрешим их спор. Вместе с детьми уточняем артикуляцию, и дети дают характеристику звуку В и звуку Ф. Подбирают символы звуков.

В – согласный, звонкий, твёрдый. Ф – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед:

Ребята, кажется, мальчишки в кого-то нарядились. Вова – в волшебника, а Федя в фокусника.

Вова шепчет какие-то слова. Давайте вместе с ним. Ребята повторят слова и выполняют определённые действия по показу.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

И Федя тоже не отстаёт.

Фы-фы-фы, фы-фы-фы – в магазине есть шкафы

Фа-фа-фа, фа-фа-фа – возле стеночки софа

Фу-фу-фу, фу-фу-фу – фокус сделал я в шкафу

Аф-аф-аф, аф-аф-аф – в шкафу прятался жираф.

Логопед: пока мальчишки колдовали и фокусничали всё у них перепуталось. Они очень расстроились. Выручайте их, а то они поссорятся.

Дети дифференцируют картинки на В и Ф в начале слова.

Физминутка:

Мальчишки устали и пошли на разминку, они любят заниматься физкультурой.

Вверх рука и вниз рука.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Логопед:

А теперь мы определим, где находится звук Ф в словах. А домик с окошками нам поможет. Опускайте картинку в нужное окошко.

Молодцы, ребята.

А теперь смотрите, какое волшебство смог сделать Вова. Где же оказались котята.

Дети смотрят на  картинки котят и строят предложения, используя предлог В.

Черный котёнок в шляпе.  Котик в углу. Котик в мячике. Котик в ванне. Котик в ящике. Котик в тазу. Котик в шкафу. Котик в диване. Котик в ведре.

Итог занятия:

Сегодня мы с вами научились слышать и различать звуки В и Ф. Помогли мальчикам фокуснику Феде и волшебнику Вове, сделали интересные упражнения для рук. Поэтому вы все получаете красивые звёздочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У

Вашему вниманию  предлагается конспект, в котором  последовательно  отражены этапы  классического  занятия  по  звукопроизношению....