Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Вашему вниманию  предлагается конспект, в котором  последовательно  отражены этапы  классического  занятия  по  звукопроизношению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_u.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по  формированию звуковой  стороны  речи.

Старшая группа.

Тема. Звуки  А, У.

Цель:  развитие  фонематического  восприятия  на основе различения  звуков  А, У.

Задачи:  1) уточнить   и сопоставить  артикуляцию  звуков  А, У;

                 2) упражнять в выделении ударного гласного  звука из начала слов;

                 3) формировать умение  выполнять анализ сочетаний  АУ, УА.

                 4) закрепить форму множественного числа глаголов настоящего времени;

                 5) развивать внимание, память, общую и мелкую моторику;

                 6) воспитывать  культуру  речи.

Лексика:  ананас, апельсин, автобус, аист, улитка, утка,  утюг.  Утка плывет – Утки плывут. Улитка ползет – Улитки ползут.  Аист летит. – Аисты летят. Автобус едет. – Автобусы едут.

Оборудование:  предметные картинки на  А, У (ананас, апельсин, автобус, аист, улитка, утка,  утюг), символы звуков А, У (на каждого ребенка) ;  массажный  мяч; пособие для звукового  анализа  «Домики», тетради для индивидуальной работы,простой карандаш.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

          - Вспомнить и назвать слова на звук А.

            (Логопед бросает массажный мяч, ребёнок ловит, называет  слово и садится).

2.Введение  в  тему.

            - Сегодня мы повторяем  звук А , звук У.

3. Повторение.

      1) Звук А.

               Как мы открываем  рот, когда произносим  звук А? (широко)  Что  при  этом звучит: шум

                или голос? (голос). Как  же называется звук А?   (гласный.) Выберите карточку для звука А.

      2) Звук У.

            На что похожи губы, когда произносим  звук У? (кубы похожи)  Что  при  этом звучит: шум

               или голос? (голос). Как  же называется звук У?   (гласный.) Выберите карточку для звука У

4. Новый материал.

     1) Угадывание звуков А, У по артикуляции.

     2) Дифференциация  А, У на слух.

        Игра  «Две команды» .

               Дети  делятся  на  две команды: команда А и команда У.  Если логопед произносит звук А,

       хлопает команда  «А», если У – команда «У». Самая внимательная команда получает

       звездочку.

        - а, а ,у ,у, а, у, у, у, а, а, у, а, у, а…

        -ам, ап, ум, ух, ах, уп, ух, ап,…

        - утка, арбуз, аквариум, астра, улей, Аня, Алла, Уля,… (звуки в начале слов произносятся

            утрированно).

 

      3) Выделение  А, У из начала  слов:  массажный  мяч.

                Логопед бросает  мяч и называет  слово, ребенок возвращает мяч, называя только первый звук.

     4) Закрепление  формы множественного числа глаголов настоящего времени.

          Игра «Один – много» ( с массажным мячом).

           На доске картинки: утка, улитка, ананас

                  - Я бросаю мяч и придумываю предложение  про один предмет, а вы ловите мяч и   изменяете предложение так, чтобы в нем говорилось про много  таких предметов

              Например:  Арбуз спеет. – Арбузы спеют.

     5). Динамическая пауза.

              1) Пальчиковая гимнастика , 2 комплекс.

                  -вращение кулачками вправо – влево

                  - «Ладони борются»

                  - сжимание рук в неплотные кулаки (с открытыми и закрытыми глазами)

                  - прогибание кистей рук  (с открытыми и закрытыми глазами)

                   - «Моя семья» - потешка.

             2) Речь + движение, работа над силой голоса.

                   Мы в лес  пойдем,                    (шагаем)          

                    Друзей позовем:

                   Ау, АУ!                                          (громко, повороты  в сторону )

                    Никто  не откликается.            (пожать плечами)

                     Ау, Ау…                                       (тихо)

                     Лишь эхо отзывается.              ( руки в стороны)

 6)Упражнение в звуковом  анализе.

      А) выполняется на наборном полотне(в качестве помощника  - ребенок)

                   -Как мы кричали  в  лесу?  (АУ)

                  - АААААААУ .  Какой первый звук вы слышите?  (А) Выставляется символ.

                  -АУУУУУУУ.  Какой звук  слышите потом?  (У) Выставляется символ.

                   - Сколько же звуков  мы произнесли? (два)

       Б) выполняется индивидуально каждым ребенком, пособие  «Домики».

            - Малыш  испугался в лесу и заплакал вот  так:  УА.

            - Какой звук он произнес первым? Положите карточку  в первое окошко домика.

            - Какой звук он произнес вторым? Положите карточку  во второе окошко домика.

             - Сколько всего карточек вы положили? Сколько же  звуков произнес малыш?

7). Работа в тетради.

          Соединить  картинки с символом линиями.

5. Итог.

            - Припоминание картинок на А, на У. Отметить успехи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука  «Ы».Дифференциация понятий «...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звук Ж.

Знакомство  со звуком Ж, с характеристикой звука. Определение позиции звука в слове.  Воспитание стремления говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']

За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Конспект ООД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Звук. Свойства звука»

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.Задачи Обучающие 1. Знак...