Формирование умения выполнять анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Формирование умения выполнять анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность. Проблема овладения навыками языкового анализа у детей с речевыми нарушениями - одна из центральных в логопедии. Основой для овладения этими навыками являются сформированные психические процессы, такие как память, внимание, мышление (операции анализа, синтеза, сравнения). У дошкольников с ТНР недостаточно сформировано осознанное отношение к фонематической, слоговой стороне языка, к структуре предложений. Овладение речевым материалом и формирование умений языкового анализа вызывает существенные трудности. Наблюдаются проблемы в удержании внимания, невозможность его распределения. Они не могут запомнить словесные инструкции, элементы и очередность упражнений. В школе недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, такие как слитное написание слов, особенно предлогов или раздельное написание целого слова, например, приставки. Также частыми ошибками является неумение видеть границы предложений, неумение обозначать эти границы – написание с большой буквы и обозначение конца предложения знаком препинания. Поэтому необходимо в коррекционно-развивающей работе использовать методы и приёмы, учитывающие эти особенности и способствующие развитию всех психических процессов для большей эффективности в усвоении речевого материала. Именно поэтому в данной работе используется технология наглядного моделирования (кодирование слов, обозначение их карточками-символами, составление схемы предложения), обучение от простого к сложному, ежедневное повторение и закрепление пройденного материала. Цель: обучение детей дошкольного возраста с ТНР анализу и синтезу предложений для профилактики нарушений чтения и письма в школе. Задачи: • Формировать умения устанавливать количество, порядок и место слов в предложении. • Обозначать значение каждого слова в предложении. • Знакомить с правилами оформления предложения (начало предложения пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка или другой знак препинания). Логопедическая работа по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности предполагает следующие этапы: • Подготовительный этап (1-й год обучения). • Основной этап (2-й год обучения) Подготовительный этап (1-й год обучения). Цель данного этапа – развивать предпосылки к осознанному овладению языковым анализом. Основной этап (2-й год обучения). Цель данного этапа – развивать и совершенствовать навыки языкового анализа на уровне предложения, учить строить схемы, анализировать и синтезировать предложения. В группе с детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по формированию языкового анализа. Вывод: Данный опыт работы по технологии наглядного моделирования апробирован в работе с дошкольниками с ТНР и доказал свою эффективность. Его можно использовать в работе с детьми групп компенсирующей и общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование умения выполнять анализ и синтез предложения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность.
Проблема овладения навыками языкового анализа у детей с речевыми нарушениями - одна из центральных в логопедии.
Основой для овладения этими навыками являются сформированные психические процессы, такие как память, внимание, мышление (операции анализа, синтеза, сравнения).
У дошкольников с ТНР недостаточно сформировано осознанное отношение к фонематической, слоговой стороне языка, к структуре предложений. Овладение речевым материалом и формирование умений языкового анализа вызывает существенные трудности. Наблюдаются проблемы в удержании внимания, невозможность его распределения. Они не могут запомнить словесные инструкции, элементы и очередность упражнений.
В школе недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, такие как слитное написание слов, особенно предлогов или раздельное написание целого слова, например, приставки.
Также частыми ошибками является неумение видеть границы предложений, неумение обозначать эти границы – написание с большой буквы и обозначение конца предложения знаком препинания.
Поэтому необходимо в коррекционно-развивающей работе использовать методы и приёмы, учитывающие эти особенности и способствующие развитию всех психических процессов для большей эффективности в усвоении речевого материала. Именно поэтому в данной работе используется технология наглядного моделирования (кодирование слов, обозначение их карточками-символами, составление схемы предложения), обучение от простого к сложному, ежедневное повторение и закрепление пройденного материала.
Цель: обучение детей дошкольного возраста с ТНР анализу и синтезу предложений для профилактики нарушений чтения и письма в школе.
Задачи:
- Формировать умения устанавливать количество, порядок и место слов в предложении.
- Обозначать значение каждого слова в предложении.
- Знакомить с правилами оформления предложения (начало предложения пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка или другой знак препинания).
Языковой анализ является базисом, на основе которого формируются навыки чтения и письма.
В логопедии традиционно выделяют три вида языкового анализа (в комплексе с операциями синтеза):
1) Фонетический анализ слов
2) Слоговой анализ слов
3) Анализ предложений
Таким образом, языковой анализ предполагает осуществление мысленного процесса распада целого на составные элементы (предложение – слово - слоги- звук).
Рассмотрим из указанных видов языкового анализа более подробно анализ и синтез предложений.
Анализ строения предложения - это умение устанавливать количество, порядок и место слов в предложении, определять интонационную выразительность.
Синтез предложения – это составление, изменение или распространение предложения (добавление новых слов в его структуру).
Логопедическая работа по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности предполагает следующие этапы:
- Подготовительный этап (1-й год обучения).
- Основной этап (2-й год обучения)
Рассмотрим эти этапы более подробно.
Подготовительный этап (1-й год обучения). Цель данного этапа – развивать предпосылки к осознанному овладению языковым анализом.
Логопедическая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в комплексе решает задачи по формированию и развитию всех компонентов речи. В течение первого года обучения у детей развивается звуковая сторона речи формируется фонематическое восприятие, расширяется пассивный и формируется активный словарь (предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков), формируется грамматический строй речи (навыки словообразования, словоизменения, согласования слов, употребление предложно-падежных конструкций, навыки связного высказывания), развивается связная речь (умение составить рассказ, передать все смысловые звенья, определить временные и причинно-следственные связи между событиями; оформить грамматически правильно с правильным использованием лексических средств).
Т.е. вся работа строится таким образом, чтобы дети освоили значение слов и умели оперировать ими.
Основной этап (2-й год обучения). Цель данного этапа – развивать и совершенствовать навыки языкового анализа на уровне предложения, учить строить схемы, анализировать и синтезировать предложения.
На втором году обучения дети уже имеют определённую речевую базу. Активный словарь расширился по лексическим темам, пройденным на первом году обучения. У детей наблюдается меньше аграмматизмов в речи. Дошкольники научились строить свои высказывания, проговаривая полные предложения. Дети готовы к овладению навыками языкового анализа.
Поэтому вводятся карточки-символы для кодирования понятий: слово-предмет (живой и неживой предмет), слово-действие, слово-признак и маленькие слова (предлоги). Весь первый период на втором году обучения дети оперируют этими понятиями, учатся выделять эти слова среди других слов, подбирать слова к карточкам-символам.
Когда эти понятия уже достаточно усвоены, начинается работа с фразой.
Наглядное моделирование фразы: объединяют слова-предметы и слова-признаки, слова-предметы и слова-действия. Учатся подбирать нужные слова, заменять слова во фразе, не меняя её смысл или, наоборот, меняя смысл на противоположный.
После этого проводится работа с полным предложением, состоящим из трёх, четырёх слов. Вводится понятие «предлог» (маленькое слово). Детям даётся объяснение важности этих коротких слов, их роли в нашей речи.
Дети анализируют предложение, называя каждое слово в нём и обозначая соответствующим символом. Учатся определять количество слов в предложении, называть их порядок, добавлять слова в предложения, исправлять предложения, придумывать самостоятельно предложение по имеющейся схеме или по заданному слову или фразе.
Далее вместо карточек – символов вводится графическая схема предложения. Дети учатся обозначать границы предложения, оперируют понятиями «начало предложения», «конец предложения», учатся обозначать это графически.
У детей развиваются и совершенствуются навыки языкового анализа на уровне предложения, дети строят схемы, анализируют и синтезируют предложения.
Вывод:
Данный опыт работы по технологии наглядного моделирования апробирован в работе с дошкольниками с ТНР и доказал свою эффективность.
Его можно использовать в работе с детьми групп компенсирующей и общеразвивающей направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

«Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушения...

Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи.
Работа над формированием фонематических процессов...
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов. Остановимся подробнее на создании предметно- развивающей среды по профориентации в группах компенсирующего...