Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в мир транспорта»
проект по логопедии
Совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР, через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в мир транспорта»
Актуальность
Ежегодно обследуя детей дошкольного возраста, я сталкиваюсь с нарушениями всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи: лексики, грамматического строя, фонетики. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость такого осмысления обусловлено пониманием: недостаточность грамматического строя речи не только ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, но и создаёт предпосылки для нарушений грамматического строя письменной речи. Дети с недоразвитием этого уровня речи при переходе к систематическому изучению русского языка значительно позднее, чем их сверстники, осваивают знания о способах группировки частей речи, о слово- и формообразовании, то есть именно у детей с недоразвитием грамматического строя речи имеются предпосылки для возникновения дисграфии. Поэтому тема для меня стала актуальной. Проект пройдёт через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта». У детей будем развивать познавательный интерес к различным видам транспорта. Умение классифицировать виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Обогащать представления о профессиях, связанные с работой на транспорте. Развивать экспрессивную лексику, активизировать словарь (наземный, водный, воздушный) и т.д.
Тип проекта: познавательно – речевой развитие, коррекционно-развивающий.
продолжительность: краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта: дети с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, педагоги и родители.
Цель:
Совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР, через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-раскрыть значение транспорта для людей;
-закрепить правила поведения в общественном транспорте и на дорогах;
-научить классифицировать виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Коррекционно-развивающие:
-совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными);
-обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами;
- совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежными конструкциями).
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение выполнять правила безопасного поведения на улице;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга.
Этапы и стратегия достижения поставленных целей и задач:
Подготовительный этап:
- подбор методической литературы и дидактического материала;
- подбор демонстрационного материала по выбранной теме.
- подбор игр и игровых методик;
- подготовка конспекта занятия;
-взаимодействие с родителями в рамках проекта.
Основной этап:
Основной этап: планирование деятельности с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта.
Ознакомление с литературными произведениями:
- Заучивание стихотворения Я.Тайца «Машины»
- Пересказ рассказа «Кто сильнее?»
Упражнения на совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт»
- «Употребление сложных предлогов»(Ремонтник забрался под машину.Камень вылетел из-под колеса)
- Д/игра: «Считай и называй»
- Д/игра: «Семейка слов».Летать — полет, летчик, взлетная полоса.
- Упражнение: «Из чего какой» (Автомобильные шины из резины – резиновые. Кабина из металла – металлическая. Фара из стекла – стеклянная)
- Пальчиковые игры «Шуршат по дорогам Веселые шины…»
- д/игра: «заправочная станция»
Коррекционно-познавательная деятельность
- ООД: «Совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт».
- Показ и работа по презентации Транспорт»
Дидактические игры с дидактическим пособием «логопедическая картотека»
- Упражнение: «Один — много»
- Упражнение: «Чего не стало?»
- Д/игра: «Что лишнее» Назови эти предметы одним словом и назови каждый из них.
- Упражнение: «Подбери признак»
- Упражнение «Назови ласково»
- Упражнение «Посчитай»
- Упражнение «Найди место звука в слове»
Работа с родителями
- Консультация для родителей на тему «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»
- Подготовить памятку «Важность и полезность транспорта»
- Мастер-класс для родителей «Эффективные приёмы формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
Заключительный этап:
Проект реализован в НОД, в совместной деятельности со взрослыми и детьми, в совместной работе с родителями и в создании предметно-развивающей среды.
- Отчет о результатах проекта «Совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт».
- Выставка дидактических игр.
-Выставка детских поделок и рисунков на тему: «Путешествие в мир транспорта».
Ожидаемый результат
- Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
- В ходе реализации проекта:
- Совершенствуется грамматический строй речи детей.
-обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами;
- Сформируются представления о видах транспорта. Дети учатся классифицировать транспорт по видам и подгруппам (наземный, водный, воздушный, железнодорожный, служебный, пассажирский, грузовой и др.).
- у них формируется представление о профессиях людей, работающих на транспорте (например, машинист, летчик, пилот, капитан и др.).
- Систематизируются знания о правилах поведения на дороге и в транспорте.
3. укрепится сотрудничество между педагогами, и родителями. Также повышается интерес родителей к помощи своим детям.
Благодаря этому проекту, у детей и родителей появится желание проводить вместе больше времени, что является ценным в жизни каждого ребёнка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его выводы и ожидаемые результаты обеспечивают качественно новый подход к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые трудности, как в совершенствовании грамматического строя речи, так и в различных областях образовательного процесса. Как по теме «Транспорт» и в целом на протяжении всего учебного года.
Стабилизируется мотивация детей к языковой самореализации. Повысится грамотность родителей в вопросах поддержки и помощи в воспитании и обучении детей с нарушениями речи и в коррекционном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "Необычное путешествие на остров сокровищ. На странных берегах"
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "Необычное путешествие на остров сокровищ. На странных берегах" Бережная Екатерина Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ №2 г. Аз...
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт"
Цель: Формирование лексико-грамматических представлений и навыков элементарного рассказывания по теме «Транспорт» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о транспор...

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»
Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия,смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашейстраны. Этот кризис отразился и на сознании совреме...
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»...

Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ТНР «Водный мир и его обитатели».
расширить и систематизировать знания детей об аквариумных и пресноводных рыбах, о животном мире морей и океанов....

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»
Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»...

Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».
Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происход...