Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в мир транспорта»
проект по логопедии

Липатенкова Олеся Викторовна

Совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР, через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в мир транспорта»

 

 

Актуальность

Ежегодно обследуя детей дошкольного возраста, я сталкиваюсь с нарушениями всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи: лексики, грамматического строя, фонетики. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость такого осмысления обусловлено пониманием: недостаточность грамматического строя речи не только ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, но и создаёт предпосылки для нарушений грамматического строя письменной речи. Дети с недоразвитием этого уровня речи при переходе к систематическому изучению русского языка значительно позднее, чем их сверстники, осваивают знания о способах группировки частей речи, о слово- и формообразовании, то есть именно у детей с недоразвитием грамматического строя речи имеются предпосылки для возникновения дисграфии. Поэтому тема для меня стала актуальной. Проект пройдёт через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта». У детей будем развивать познавательный интерес к различным видам транспорта. Умение классифицировать виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Обогащать представления о профессиях, связанные с работой на транспорте. Развивать экспрессивную лексику, активизировать словарь (наземный, водный, воздушный) и т.д.

Тип проекта: познавательно – речевой развитие, коррекционно-развивающий.

продолжительность: краткосрочный (одна неделя).

Участники проекта: дети с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, педагоги и родители.

Цель:

Совершенствование грамматического строя речи у детей с ОНР, через лексическую тему «Путешествие в мир транспорта».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-раскрыть значение транспорта для людей;

-закрепить правила поведения в общественном транспорте и на дорогах;

-научить классифицировать виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Коррекционно-развивающие:

-совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными);

-обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами;

- совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежными конструкциями).

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение выполнять правила безопасного поведения на улице;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга.

Этапы и стратегия достижения поставленных целей и задач:

Подготовительный этап:

- подбор методической литературы и дидактического материала;

- подбор демонстрационного материала по выбранной теме.

- подбор игр и игровых методик;

- подготовка конспекта занятия;

-взаимодействие с родителями в рамках проекта.

 

Основной этап:

Основной этап: планирование деятельности с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта.

Ознакомление с литературными произведениями:

  • Заучивание стихотворения Я.Тайца «Машины»
  • Пересказ рассказа «Кто сильнее?»

Упражнения на совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт»

  • «Употребление сложных предлогов»(Ремонтник забрался под машину.Камень вылетел из-под колеса)
  • Д/игра: «Считай и называй»
  • Д/игра: «Семейка слов».Летать — полет, летчик, взлетная полоса.
  • Упражнение: «Из чего какой» (Автомобильные шины из резины – резиновые. Кабина из металла – металлическая. Фара из стекла – стеклянная)
  • Пальчиковые игры «Шуршат по дорогам Веселые шины…»
  • д/игра: «заправочная станция»

Коррекционно-познавательная деятельность

  • ООД: «Совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт».
  • Показ и работа по презентации Транспорт»

Дидактические игры с дидактическим пособием «логопедическая картотека»

  • Упражнение: «Один — много»
  • Упражнение: «Чего не стало?»
  • Д/игра: «Что лишнее» Назови эти предметы одним словом и назови каждый из них.
  • Упражнение: «Подбери признак»
  • Упражнение «Назови ласково»
  • Упражнение «Посчитай»
  • Упражнение «Найди место звука в слове»

Работа с родителями

  • Консультация для родителей на тему «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»
  • Подготовить памятку «Важность и полезность транспорта»
  • Мастер-класс для родителей «Эффективные приёмы формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
  •  

Заключительный этап:

Проект реализован в НОД, в совместной деятельности со взрослыми и детьми, в совместной работе с родителями и в создании предметно-развивающей среды.

- Отчет о результатах проекта «Совершенствование грамматического строя речи по теме: «Транспорт».

- Выставка дидактических игр.

-Выставка детских поделок и рисунков на тему: «Путешествие в мир транспорта».

Ожидаемый результат

  1. Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
  2. В ходе реализации проекта:

- Совершенствуется грамматический строй речи детей.

-обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами;

- Сформируются представления о видах транспорта. Дети учатся классифицировать транспорт по видам и подгруппам (наземный, водный, воздушный, железнодорожный, служебный, пассажирский, грузовой и др.).

- у них формируется представление о профессиях людей, работающих на транспорте (например, машинист, летчик, пилот, капитан и др.).

- Систематизируются знания о правилах поведения на дороге и в транспорте.

3. укрепится сотрудничество между педагогами, и родителями. Также повышается интерес родителей к помощи своим детям.

Благодаря этому проекту, у детей и родителей появится желание проводить вместе больше времени, что является ценным в жизни каждого ребёнка.

Практическая значимость проекта заключается в том, что его выводы и ожидаемые результаты обеспечивают качественно новый подход к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые трудности, как в совершенствовании грамматического строя речи, так и в различных областях образовательного процесса. Как по теме «Транспорт» и в целом на протяжении всего учебного года.

Стабилизируется мотивация детей к языковой самореализации. Повысится грамотность родителей в вопросах поддержки и помощи в воспитании и обучении детей с нарушениями речи и в коррекционном процессе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "Необычное путешествие на остров сокровищ. На странных берегах"

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "Необычное путешествие на остров сокровищ. На странных берегах" Бережная  Екатерина Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ №2 г. Аз...

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт"

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений и навыков элементарного рассказывания по теме «Транспорт» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о транспор...

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»

Изменения, произошедшие в стране за последние два с половиной десятилетия,смена системы социальных отношений обусловили кризис в духовной жизни нашейстраны. Этот кризис отразился и на сознании совреме...

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»...

Логопедический проект в подготовительной группе для детей с ТНР «Водный мир и его обитатели».

расширить и систематизировать знания детей об аквариумных и пресноводных рыбах, о животном мире морей и океанов....

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»

Краткосрочный социокультурный проект в подготовительной  группе для детей с тяжелыми нарушениями речи для детей от 6 до 7 лет. «Путешествие во времена Петра I»...

Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».

Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происход...