Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspzanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_dlya_detey_s_onr_po_teme_transport_.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование вида разработки: Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»
Автор: Я.О. Неврова, учитель-логопед
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Транспорт»
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и закреплять представления о транспорте;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования и словоизменения – склонение существительных в Р.п.;
- совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику;
- автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
- упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение слушать, развивать слуховое внимание;
- развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей;
- развивать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Методы:
-наглядные (предметные картинки по теме, игрушки)
-словесные (беседа, вопросы, загадки)
-практические (подвижные игры)
Оборудование: магнитная доска, игрушки (самолет, машина, корабль), картинки с изображением видов транспорта, изображение почтальона Печкина на велосипеде, символы (облако, вода, дорога), таз с водой, кораблик из оригами, игрушки служебный транспорт (бензовоз, водовоз, молоковоз, мусоровоз, вездеход).
Ход занятия:
- Орг момент.
Логопед - Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим в окошко, какая там погода? Пасмурно, идет дождь - давайте нахмуримся, а если сейчас вдруг выглянет солнышко, мы удивимся и обрадуемся (выполняем мимические упражнения).
Посмотрите, ребята, кто к нам приехал? (Почтальон Печкин на велосипеде) А почтальон Печкин принес нам посылку, а в ней интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться? Итак, 1-ое задание - загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем будет наше занятие: (появляются картинки-отгадки)
Я стою на остановке,
Удивляюсь обстановке.
Покажите: карту, глобус,
Как доехать? Где ...? (автобус)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
человек им управляет
Что такое? (самолет)
Он везет людей всегда,
Проезжает города,
Из-под рельс пошла искра,
Назови-ка на раз-два. (поезд)
Под землей стремглав идет,
Пассажиров всех везет,
Только шумно очень там,
Сложно долетать словам.(метро)
Он бывает грузовой,
Пассажирский, легковой,
Перевозит, доставляет,
Ходит, едет и летает. (транспорт)
Молодцы! Все загадки отгадали, сегодня мы поговорим с вами о транспорте!
2. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь транспортных средств, давайте определим его перемещение (на доске символами обозначены облако (воздушный - дирижабль, воздушный шар, самолет, вертолет), вода (водный - катер, теплоход, подлодка, лодка, дорога (наземный - автобус, машина, грузовик, мотоцикл, спец. сигнал (транспорт специального назначения - пожарная, полиция, скорая помощь, бульдозер, трактор и тд). Вам необходимо определить какая техника, к какому виду транспорта относится, по очереди подходим, берем картинку и оставляем картинку в нужном месте. А что помогает регулировать движение на дорогах: правила и светофор. Молодцы!
Артикуляционная гимнастика
- Ребята, а скажите, на каком транспорте приехал к нам почтальон Печкин? (Почтальон Печкин приехал на велосипеде)
- Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать красиво и понятно - полными предложениями. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колеса. У велосипеда есть сиденье. На колесах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок. У велосипеда есть педали.)
- Давайте вместе с почтальоном Печкиным скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли его части в порядке.
Колеса. – Они круглые и большие. Откроем ротик широко, как при произнесении звука А. («Окошко»)
Сиденье. – Мягкое и удобное. На нем удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губку. («Блинчик»)
Спицы на колесе. – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)
Руль. – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. (Движения языком вправо-влево «Часики».)
Педали. – Крутятся вверх-вниз. (Движения языком вверх-вниз «Качели»)
А теперь скатимся с горы. («Горка»).
Игра « Части транспорта».
- Все части велосипеда мы проверили. Давайте теперь рассмотрим картинки, которые мы называли, и вспомним из каких частей (деталей) состоит наш транспорт:
Фары, руль, салон, кабина-автобус
Два колеса, руль, фара, сиденье - мотоцикл
Крылья, хвост, корпус - самолет
Каюты, якорь, штурвал - теплоход
Вагоны, труба, колеса - поезд
- Так, части мы с вами вспомнили, а теперь определим материал, из которого сделана наша техника
Кузов из железа (какой)-железный
Дверца из металла (какая) –
Колесо из резины-
Руль из пластмассы –
Сиденье обшитое кожей –
Фары из стекла –
Приборная панель из пластика-
Физ. минутка.
- Давайте отдохнем
Едем, едем на машине (крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногой нажимаем на педаль)
Скорости переключаем (рукой двигаем вперед-назад)
Смотрим пристально мы вдаль (руку ко лбу)
Дворники счищают капли (руки согнутые в локтях перед собой двигаются вправо-влево)
Вправо-влево – чистота
Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами над головой)
Мы - шоферы хоть куда (большой палец вверх).
- Как называется человек, который водит машину? (Машину водит водитель, шофер)
- Кем мы с вами были? (Мы били водителями, шоферами)
Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»
-Молодцы, ребята. Давайте сыграем с почтальоном Печкиным в игру «Что есть, чего нет?».
- У самолета есть хвост, а у машины нет…(хвоста)
- У лодки есть весла, а у грузовика нет… (весел)
- У поезда ест вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)
- У машины есть колеса, а у парохода нет…(колес)
- У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)
- У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)
- У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)
- У самолета есть крылья, а у катера нет… (крыльев)
- У вертолета есть пропеллер, а у самолета нет…(пропеллера)
- У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)
- У велосипеда есть педали, а у вертолета нет… (педалей)
- У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Сложилка». Мы сегодня уже говорили о служебном транспорте, который помогает людям выполнять их работу, а какой транспорт вы знаете:
Бензин возит - бензовоз
Воду возит –
Молоко возит –
Мусор возит –
Везде ходит –
Игра «Скажи правильно».
- Ребята, почтальон Печкин очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но сильный ветер изорвал его книжку и перепутал все слова, и получилась как-то путаница. Почтальон Печкин очень расстроился, ведь теперь стало все непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?
- Машина летает по воздуху.
- Самолет плывет по реке.
- Пароход едет по земле.
- Поезд плывет по морю.
- Автобус плывет по озеру.
- Вертолет едет по дороге.
- Лодка летает по воздуху.
- Мотоцикл плывет по воде.
- Велосипед едет по земле.
- Молодцы! Все правильно сделали. Скажите, а как называется транспорт, который ездит по земле? (Наземный).
- Как называется транспорт, который летает по воздуху? (Воздушный)
- Как называется транспорт, который плавает по воде? (Водный).
Пальчиковая гимнастика «Самолет»
- Спасибо, ребята, что помогли почтальону Печкину. За это он решил прокатить вас на своем самолете.
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
- Как называется человек, который управляет самолетом? (Самолетом управляет пилот, летчик)
- Кем мы с вами были? (Мы били пилотами, летчиками)
Графический диктант
- А сейчас мы покажем почтальону Печкину, как мы умеем ориентироваться на листе, проведем графический диктант.
- У вас на столах лежит листок в клетку и карандаш. Положите перед собой. Начинаем от точки:
4-вправо, 2-вверх, 8-вправо, 2-вниз, 3- вправо, 3- вниз, 2- влево, 1- вверх. 2-влево, 1-вниз, 6-влево, 1-вверх, 2-влево, 1- вниз, 3 –влево, 3- вверх.
- Что у нас получилось? (машина) А чего не хватает нашей машине? (машине не хватает колес) Дорисуйте колеса. Заштрихуйте: правое колесо сверху вниз, а левое колесо – слева направо. Молодцы!
Дыхательная гимнастика «Кораблик».
- По земле мы прокатились, и по воздуху путешествовали. На каком еще транспорте мы не катались? (На водном).
- Назовите, на чем можно путешествовать по воде?
(Дети называют виды водного транспорта.)
- А кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан).
- Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того, чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).
- И на последок мы с вами поиграем в игру «4-ый лишний». На слух определите, какое слово лишнее и скажете почему?
Автобус, , самолет, грузовик машина
Лодка, ледоход, пароход , корабль
Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет
Метро, трамвай, электричка ,троллейбус
3. Итог занятия
- Ребята, почтальону Печкину очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет еще к вам в гости. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся.
- Что нового мы с вами сегодня узнали? На чем вам больше всего понравилось путешествовать?
Литература: Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»
А.А.Наумов, Т.Е.Токаев, И.В.Возняк, Л.В.Годовникова, Е.Ю.Журавлева, Л.Ю.Водолагина. Специальный педагог дошкольного учреждения. Издательство « Учитель»
Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения»
А.М.Круглова «Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».
Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития
В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....
КОМПЛЕКСНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В предлагаемом материале освещен план работы на учебный год в группе детей с ТНР...
Логоритмическое занятие «Космическое путешествие» в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой у детей с ОНР. Формировать знания детей о космосе; познакомить детей с планетами Солнеч...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"...