Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование вида разработки: Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по теме: «Транспорт»

Автор: Я.О. Неврова, учитель-логопед


Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Транспорт»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и закреплять представления о транспорте;
  • уточнить и активизировать словарь по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи, навыки словообразования и словоизменения – склонение существительных в Р.п.;
  • совершенствовать связную речь детей.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса; общую, мелкую и артикуляторную моторику;
  • автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
  • упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать умение слушать, развивать слуховое внимание;
  • развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей;
  • развивать самостоятельность, инициативность, ответственность.

Методы:

-наглядные (предметные картинки по теме, игрушки)

-словесные (беседа, вопросы, загадки)

-практические (подвижные игры)

Оборудование: магнитная доска, игрушки (самолет, машина, корабль), картинки с изображением видов транспорта, изображение почтальона Печкина на велосипеде, символы (облако, вода, дорога), таз с водой, кораблик из оригами, игрушки служебный транспорт (бензовоз, водовоз, молоковоз, мусоровоз, вездеход).

Ход занятия:

  1. Орг момент.

Логопед - Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим в окошко, какая там погода? Пасмурно, идет дождь - давайте нахмуримся, а если сейчас вдруг выглянет солнышко, мы удивимся и обрадуемся (выполняем мимические упражнения).

Посмотрите, ребята, кто к нам приехал? (Почтальон Печкин на велосипеде) А почтальон Печкин принес нам посылку, а в ней интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться? Итак, 1-ое задание - загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем будет наше занятие: (появляются картинки-отгадки)

Я стою на остановке,
Удивляюсь обстановке.
Покажите: карту, глобус,
Как доехать? Где ...?
 (автобус)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

человек им управляет

Что такое?             (самолет)

Он везет людей всегда,
Проезжает города,
Из-под рельс пошла искра,
Назови-ка на раз-два.
 (поезд)

Под землей стремглав идет,
Пассажиров всех везет,
Только шумно очень там,
Сложно долетать словам.
(метро)

Он бывает грузовой,
Пассажирский, легковой,
Перевозит, доставляет,
Ходит, едет и летает.
 (транспорт)

Молодцы! Все загадки отгадали, сегодня мы поговорим с вами о транспорте!

2. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь транспортных средств, давайте определим его перемещение (на доске символами обозначены облако (воздушный - дирижабль, воздушный шар, самолет, вертолет), вода (водный - катер, теплоход, подлодка, лодка, дорога (наземный - автобус, машина, грузовик, мотоцикл, спец. сигнал (транспорт специального назначения - пожарная, полиция, скорая помощь, бульдозер, трактор и тд). Вам необходимо определить какая техника, к какому виду транспорта относится, по очереди подходим, берем картинку и оставляем картинку в нужном месте. А что помогает регулировать движение на дорогах: правила и светофор. Молодцы!

Артикуляционная гимнастика

- Ребята, а скажите, на каком транспорте приехал к нам почтальон Печкин? (Почтальон Печкин приехал на велосипеде)

- Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать красиво и понятно - полными предложениями. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колеса. У велосипеда есть сиденье. На колесах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок. У велосипеда есть педали.)

- Давайте вместе с почтальоном Печкиным скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли его части в порядке.

Колеса. – Они круглые и большие. Откроем ротик широко, как при произнесении звука А. («Окошко»)

Сиденье. – Мягкое и удобное. На нем удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губку. («Блинчик»)

Спицы на колесе. – Очень длинные и тоненькие. Сделаем наш язычок таким же тоненьким и длинным. («Иголочка»)

Руль. – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. (Движения языком вправо-влево «Часики».)

Педали. – Крутятся вверх-вниз. (Движения языком вверх-вниз «Качели»)

А теперь скатимся с горы. («Горка»).

Игра « Части транспорта».

- Все части велосипеда мы проверили. Давайте теперь рассмотрим картинки, которые мы называли, и вспомним из каких частей (деталей) состоит наш транспорт:

Фары, руль, салон, кабина-автобус

Два колеса, руль, фара, сиденье - мотоцикл

Крылья, хвост, корпус - самолет

Каюты, якорь, штурвал - теплоход

Вагоны, труба, колеса - поезд

- Так, части мы с вами вспомнили, а теперь определим материал, из которого сделана наша техника

Кузов из железа (какой)-железный

Дверца из металла (какая) –

Колесо из резины-

Руль из пластмассы –

Сиденье обшитое кожей –

Фары из стекла –

Приборная панель из пластика-

Физ. минутка.

- Давайте отдохнем

Едем, едем на машине (крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногой нажимаем на педаль)

Скорости переключаем (рукой двигаем вперед-назад)

Смотрим пристально мы вдаль (руку ко лбу)

Дворники счищают капли (руки согнутые в локтях перед собой двигаются вправо-влево)

Вправо-влево – чистота

Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами над головой)

Мы - шоферы хоть куда (большой палец вверх).

- Как называется человек, который водит машину? (Машину водит водитель, шофер)

- Кем мы с вами были? (Мы били водителями, шоферами)

Игра-упражнение с мячом на изменение существительных в Р.п. «Что есть, чего нет?»

-Молодцы, ребята. Давайте сыграем с почтальоном Печкиным в игру «Что есть, чего нет?».

- У самолета есть хвост, а у машины нет…(хвоста)

- У лодки есть весла, а у грузовика нет… (весел)

- У поезда ест вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)

- У машины есть колеса, а у парохода нет…(колес)

- У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)

- У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)

- У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)

- У самолета есть крылья, а у катера нет… (крыльев)

- У вертолета есть пропеллер, а у самолета нет…(пропеллера)

- У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)

- У велосипеда есть педали, а у вертолета нет… (педалей)

- У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Сложилка». Мы сегодня уже говорили о служебном транспорте, который помогает людям выполнять их работу, а какой транспорт вы знаете:

Бензин возит - бензовоз

Воду возит –

Молоко возит –

Мусор возит –

Везде ходит –

Игра «Скажи правильно».

- Ребята, почтальон Печкин очень любит читать книжки. Вот и сегодня он хотел вам почитать, но сильный ветер изорвал его книжку и перепутал все слова, и получилась как-то путаница. Почтальон Печкин очень расстроился, ведь теперь стало все непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?

- Машина летает по воздуху.

- Самолет плывет по реке.

- Пароход едет по земле.

- Поезд плывет по морю.

- Автобус плывет по озеру.

- Вертолет едет по дороге.

- Лодка летает по воздуху.

- Мотоцикл плывет по воде.

- Велосипед едет по земле.

- Молодцы! Все правильно сделали. Скажите, а как называется транспорт, который ездит по земле? (Наземный).

- Как называется транспорт, который летает по воздуху? (Воздушный)

- Как называется транспорт, который плавает по воде? (Водный).

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

- Спасибо, ребята, что помогли почтальону Печкину. За это он решил прокатить вас на своем самолете.

Я построю самолет,

(разводим руки широко в стороны)

Шлем надену — и в полет.

(показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,

(шевелим пальчиками)

Над морями и лесами,

Над горами и полями,

(делаем «брызгающие» движения пальцами)

Облечу весь шар земной.

(обхватываем воображаемый шар)

А потом вернусь домой.

(взмахивающие движения ладонями)

- Как называется человек, который управляет самолетом? (Самолетом управляет пилот, летчик)

- Кем мы с вами были? (Мы били пилотами, летчиками)

Графический диктант

- А сейчас мы покажем почтальону Печкину, как мы умеем ориентироваться на листе, проведем графический диктант.

- У вас на столах лежит листок в клетку и карандаш. Положите перед собой. Начинаем от точки:

4-вправо, 2-вверх, 8-вправо, 2-вниз, 3- вправо, 3- вниз, 2- влево, 1- вверх. 2-влево, 1-вниз, 6-влево, 1-вверх, 2-влево, 1- вниз, 3 –влево, 3- вверх.

- Что у нас получилось? (машина) А чего не хватает нашей машине? (машине не хватает колес) Дорисуйте колеса. Заштрихуйте: правое колесо сверху вниз, а левое колесо – слева направо. Молодцы!

Дыхательная гимнастика «Кораблик».

- По земле мы прокатились, и по воздуху путешествовали. На каком еще транспорте мы не катались? (На водном).

- Назовите, на чем можно путешествовать по воде?

(Дети называют виды водного транспорта.)

- А кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан).

- Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того, чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).

- И на последок мы с вами поиграем в игру «4-ый лишний».  На слух определите, какое слово лишнее и скажете почему?

Автобус, , самолет, грузовик машина

Лодка, ледоход, пароход , корабль

Ракета, самолет, воздушный шар, вертолет

Метро, трамвай,  электричка ,троллейбус

3. Итог занятия

- Ребята, почтальону Печкину очень понравилось с вами играть. Он обязательно приедет еще к вам в гости. А сейчас ему уже пора домой. Давайте с ним попрощаемся.

- Что нового мы с вами сегодня узнали? На чем вам больше всего понравилось путешествовать?

Литература: Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

А.А.Наумов, Т.Е.Токаев, И.В.Возняк, Л.В.Годовникова, Е.Ю.Журавлева, Л.Ю.Водолагина. Специальный педагог дошкольного учреждения. Издательство « Учитель»

Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения»

А.М.Круглова «Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....

Логоритмическое занятие «Космическое путешествие» в подготовительной группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой у детей с ОНР. Формировать знания детей о космосе; познакомить детей с планетами Солнеч...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"...