Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происходит закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”, «Математика». Занятие проводит учитель-логопед совместно с воспитателем группы. В занятии интегрированы образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация». В процессе занятия совершенствуется грамматический строй речи (навыки словообразования), развиваются фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительности речи, внимание, память.Наряду с этим происходит автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в страну Знаний | 462.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
ЦЕЛИ:
- Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”, «Математика»
- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область “Коммуникация”:
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; понятие «соседи числа», навыков звукового, слогового анализа слов;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область “Познание”
- Совершенствование навыков и умений работать с моделью;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область “Здоровье”.
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “Беги к камню”, речь с движением “Полянка”)
- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область “Социализация”
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы: - Наглядный (пособия, картинки); - Словесный (совместная речевая деятельность); - Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы,);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, «соседи числа»
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация по ходу занятия, домик, дорожка, дерево яблоня, камни, мольберт, модели звуков, модели предлогов (цветы), ортоковрики с буквами, игра «Сырные примеры», игра «Больше-меньше», домики с цифрами, картинки для игры на внимание, замки, музыка, «макет реки», яблоки со словами, ребусы, медали, гусеницы-звуковые схемы, карта, затертые надписи-билеты, костюм Царицы Знаний, плоскостные двойки на костюм Вити.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, знакомство с порядковым счетом, с «соседями» чисел, «портретами» звуков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Педагогический опыт учителя-логопеда Н. В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, В. Базарного “Здоровъесберегающие технологии”, М. Монтессори “Зона ближайшего развития”.
Место проведения: - логопедическая группа
Количество детей: - 7 человек.
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний».
Ход занятия: (Слайд №1)
1. Игровая мотивация. Дети входят в группу с логопедом. Встают за стульчиками перед экраном.
Логопед: Ребята, нам сегодня пришло письмо от Царицы Знаний. Послушаем его?
(Слайд №2) Логопед вместе с детьми слушает видеописьмо
«Мои дорогие юные друзья! Я Царица Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились за учебный год. В Стране Знаний вас ожидает сюрприз. Желаю вам удачи!»
Логопед: На чем можно отправиться в Страну знаний?
Дети перечисляют названия транспорта.
Логопед: А как мы называем все это одним словом? Правильно, транспорт. Чтобы узнать, на каком транспорте мы отправимся в Страну Знаний нам нужно отгадать загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля.
Словно на картинке.
Дети: Воздушный шар.
(Слайд №3)
Логопед.- Ребята, предлагаю Вам занять свои места и отправиться в интересное путешествие в Страну Знаний в гости к Царице Знаний.
2. Игра «Исправь нелепицы».
Логопед. Чтобы занять место в корзине воздушного шара, нужно заработать билет. Я буду читать вам небольшие стихотворения, а вы внимательно слушайте, все ли я правильно буду говорить. Если неправильно, подскажите нужное слово, так вы заработаете билет. (Дети называют правильные слова и садятся на стульчики).
На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на голову надели. (Шапочки)
Мед Мишутке надоел,
Он машины бы поел. (Малины)
Танюша маме помогает,
Посуду в койку убирает. (В мойку)
Был Алеша очень рад
Очень вкусный ел халат. (Салат)
Сидела миска на шкафу
И вдруг как прыгнет на софу. (Киска)
У хозяйки тети Оли
Не хватает в супе моли. (Соли)
Карлсон в форточку влетел
И четыре клюшки сьел. (Плюшки)
3. Игра «Отгадайте загадки». Логопед. Наконец-то все места заняты, и мы отправляемся в наше путешествие.
Чтобы нам не скучать, дальше бой загадок
Разрешаю вам начать:
Кто-то пусть их разгадает,
Остальных прошу молчать!
Раз вы будущие первоклассники, то и загадки будут о школьных принадлежностях. Эти загадки специально приготовила царица Знаний.
Один ребенок загадывает загадку, а другие дети отгадывают. После ответа ребенка появляется слайд-отгадка. (Слайд №4) ( На каждое нажатие мышки появляется 1 картинка-отгадка)
1. У сосны и елки – листики-иголки. Лада
На каких листочках растут слова и строчки. (Книга)
2. Новый дом несу я на спине, Дима Е.
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (рюкзак)
3. То я в клетку, то в линейку, Максим
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я….. (Тетрадь)
4. Свою косичку без опаски, она обмакивает в краски. Соня
Потом окрашенной косичкой,
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
5. На столе передо мной, Аврора
Закрутился шар земной.
Арктика, экватор, полюс –
Уместил всю Землю… (Глобус)
6. Что-нибудь без меня Дима Л.
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья, кто же я? (Линейка)
4. Крушение воздушного шара.
(Слайд №5 1 нажатие мыши) Внезапно раздается громкая зловещая музыка. (Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского). Музыка усиливается, все понимают, что воздушный шар теряет высоту, и скоро мы окажемся на земле. (Слайд №5 2 нажатие мыши)
Логопед: Ребята с вами все в порядке? Что случилось? Где мы?
Все осматриваются, стараясь понять, куда мы приземлились.
(Слайд №6) Логопед: скорее всего, мы оказались в Дебрях Незнания!
Воспитатель направляет Витьку-двоечника к детям и логопеду.
В это время появляется «местный житель». Он одет, как мальчишка, в бейсболке, футболке, на которых висит множество «двоек».
Происходит знакомство.
Витек: Здравствуйте! Меня зовут Витек, а кто вы такие и как здесь оказались?
Дети: Мы летели на воздушном шаре в Страну Знаний, но воздушный шар потерпел крушение. Витек, а что ты здесь делаешь?
Витёк: я учился очень плохо, уроки прогуливал, теперь живу здесь, в Дебрях Незнания. Я очень хочу вернуться домой. Дети, помогите мне отсюда выбраться.
Логопед: Ребята, поможем Витьку вернуться домой?
Дети: Да.
Логопед: Тогда отправляемся вместе с Витей в страну Знаний, оттуда мы сможем вернуться домой. Будем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание можно сорвать с Витька одну двойку. Когда сорвем все двойки, значит, мы добрались до страны Знаний. Но как же нам найти путь до страны Знаний?
Витек: У меня есть карта, по которой мы найдем дорогу до страны Знаний.
Логопед: Давайте посмотрим по карте, какая наша первая остановка.
5. Дети читают на карте: деревня Звуковая
Логопед: И так мы попали в деревню Звуковую. Здесь живет Слыш и он приготовил для вас интересные задания.
Вот и первое задание. (На большом фланелеграфе).
Деревня “Звуковая” (перед детьми панорама деревни - дом, дерево с фруктами, дорожка, по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета).
Задание №1: - “Ребята, давайте расскажем Слышу все, что мы знаем о звуках”
Логопед: - Назовите неречевые звуки, которые окружают нас. (Ответы детей)
- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.
- На какие 2 группы делятся речевые звуки?
- На какие группы делятся согласные звуки?
- Назовите первый звук в слове “школа”.
- Назовите последний звук в слове «ученик»
- Сколько звуков в слове “кот”.
- Назовите гласный звук в слове “мак”.
- Выберите на яблоне себе яблоко и прочитайте слово.
- Сколько слогов в слове “каша”, “дом”, “машина”, “кукла”, “Царица”, “дорога”.
6. Динамическая пауза: - Упражнение “Найди звук”
Логопед: - Ребята, Слыш превратил эти камни (балансировочные сферы расположены в трех разных местах группы) в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков.
- Что обозначаем красным цветом?
- Что обозначаем синим цветом?
- Что обозначаем зеленым цветом?
Сейчас я буду называть слова, а вы определите с какого звука начинается слово и бегите к тому камню, который обозначает модель того или иного звука.
Речевой материал: парты, альбом, кисточка, ластик, рисунок, ученик, школа.
Логопед: Молодцы! Первое задание вы выполнили. Можете сорвать 1 двойку с Витька. Отправляемся дальше. Какая наша следующая остановка?
7. Игра «Разгадай ребус»
Дети читают карту: г. Внимания.
Логопед. Царица знаний хочет, чтобы вы разгадали ребус, нашли нужную картинку-отгадку на столе и назвали зашифрованное слово в ребусе. После этого подберите нужную звуковую схему, которая подходит к вашему слову.
Дети выполняют задания за столами.
Логопед: Молодцы! Можно снять еще одну двойку с Вити. Смотрим какая наша следующая остановка?
8. Дети читают карту: равнина Старания.
9. Витек и дети: «Дремучий лес».
Воспитатель. Ребята, перед нами «Дремучий лес».
- Игра: «Сырные примеры». (Логопед в это время раскладывает цветы, на столе ставит контейнеры с картинками для составления предложений)
Воспитатель. В дремучем лесу живут сказочные мышки. Но они нас так просто не пропустят через лес. Нам нужно их покормить. А для этого необходимо решить примеры. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Дети решают примеры на кусочках сыра, угощают мышек, называя правильный ответ.
Ребята, посмотрите, какая красивая в лесу полянка. Мы выполнили такие сложные задания, давайте немного отдохнем.
10. Речь с движением «Полянка» (Проводит воспитатель).
Мы устали чуточку
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок.
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
У цветочка ты садись!
11. Игра «Красивые цветы». Логопед. Дети, посмотрите на полянке очень много красивых цветов. Возьмите каждый по цветку. Цветы здесь не простые, а волшебные. На каждом цветке нарисована схема предлога. Найдите на столе контейнер, с такой же схемой, что и на вашем цветке. Сядьте за стол. Придумайте предложение с этим предлогом и выложите схему придуманного вами предложения.
Молодцы, ребята, можно сорвать еще одну двойку с Вити.
12. Упражнение «Волшебное дерево». (В это время воспитатель раскладывает «реку» и ортоковрики рядом с ней)
Логопед: Ребята, в дремучем лесу растет волшебное дерево, оно очень любит слушать рассказы.
Без рассказа о школе это дерево нас не пропустит дальше.
Дети подходят к дереву, рядом на столике лежат опорные картинки-листочки.
Логопед: Каждый из вас возьмет 1 листочек и составит предложение по картинке.
Дети составляют рассказ по цепочке.
Логопед; Витя, тебе понравился наш рассказ о школе? Повтори его по картинкам-листочкам.
Молодцы ребята, давайте посмотрим на карту, куда же нам двигаться дальше?
13. Дети: Река Забывайка.
Дети встают из-за столов и подходят к «речке»
Логопед: Ребята, перед нами река Забывайка. Плавать в ней нельзя, поэтому она и зовется Забывайкой. Окунешься в ее воды и все сразу забудешь, даже, как тебя зовут. Нам, надо думать, как через неё перебраться.
Дети осматриваются и видят ортоковрики с буквами. Из них они выкладывают «мост» и читают слово «Школа».
Логопед. Ребята, а для чего нам нужна школа? Конечно школа-мост, который поможет нам попасть в Страну Знаний.
Дети по мосту переходят реку и попадают в страну Знаний.
Логопед: Ребята, вот мы и попали в страну Знаний. А пускать нас не хотят, видите, замки висят! Сколько замков? (3) На каждом замке есть задания. Нужно их выполнить правильно и замок откроется.
1 Замок.
Задание «Реши задачки» (Логопед в это время раскладывает на столе конверты с заданием «Продолжи ряд», листки в клетку и простые карандаши)
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем решать задачки. Слушайте внимательно, решать будем в уме. Поднимайте руку, когда найдете правильный ответ.
- «По дороге влево ехало5 автомобилей, в право столько же. Сколько всего ехало автомобилей?»
- «Оля нарисовала 4 елочки, 2 собачки, 3 треугольника и 1 квадрат. Сколько геометрических фигур нарисовала Оля?»
- «На полке магазина стояло 10 игрушек. Продали 6 игрушек. Достали из коробки и поставили на полку еще 4 игрушки. Сколько игрушек стоит на полке?»
- На 5 этаже висят синие шторы. На четыре этажа выше висят зеленые шторы. На 2 этажа ниже зеленых висят желтые шторы. На каком этаже висят желтые шторы.
- Мама проснулась в восемь часов, дочка на два часа позже, а папа проснулся на один час раньше мамы В какое время проснулись дочка и папа.
- На столе лежало 5 яблок и четыре помидора. Петя съел 2 яблока. Сколько овощей осталось на тарелке.
2 Замок.
1 задание на втором замке: Игра: «Соседи числа»
Воспитатель: Я называю задание, а вы показываете мне правильный ответ.
-покажите пожалуйста, цифру которая стоит между цифрами 5 и 7; 6 и 8.
-покажите пожалуйста, цифру которая стоит между цифрами 2 и 9; 8 и 10.
-какая цифра стоит перед цифрой 3, (7, 9), после 8, после 3.
- Молодцы, правильно выполнили задания и открыли первый замок. (Воспитатель показывает открытый замок).
2 задание на втором замке: Задание «Продолжи ряд».
Воспитатель: Следующее задание мы будем выполнять за столами. Садитесь за столы, кто с кем хочет. Возьмите большую карточку из конверта и расположите картинки так, чтобы в рядах совпадали форма и цвет предмета.
Воспитатель: И с этим заданием справились. И открыли второй замок. (Воспитатель показывает второй открытый замок).
3 Замок.
Воспитатель: Ребята, а к кому в гости мы идем? ( Мы идем к Царице Знаний).
А, как известно, в гости без подарка не ходят. Давайте нарисуем цветы в подарок Царице Знаний.
Воспитатель: Очень красивые цветы у вас получились. Ребята, посмотрите, и третий замок открылся. (Воспитатель показывает третий открытый замок).
Рефлексия.
Логопед: Молодцы, ребята! Все замки открыли! Еще раз обращает внимание детей на открытые замки. Со всеми заданиями мы справились и открыли Страну Знаний. Вите мы тоже помогли. На Вите не осталось не одной двойки. Мы долго шли в страну Знаний и очень устали. Давайте немного отдохнем. А вы скажите, что вам понравилось сегодня в нашем путешествии.
Логопед помещает на мольберт кату путешествия, детям раздает самоклеющиеся смайлики.
Логопед: Приклейте свой смайлик на карту рядом с тем заданием, которое вам понравилось. (София первая клеит смайлик и отходит к воспитателю, воспитатель надевает ей на голову корону и дает в руки медали для вручения детям).
Логопед: А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад. Но как?
К детям выходит Царица Знаний. (Переодетый ребенок)
Царица Знаний. Здравствуйте, ребята!
Логопед, воспитатель и дети. Здравствуй, Царица Знаний!
Логопед. Мы принесли тебе в подарок красивые цветы. (Воспитатель вручает рисунки Царице Знаний).
Царица Знаний: Ребята, я видела в свое волшебное зеркало, как вы преодолевали трудности, которые встретились на вашем пути. Помогли двоечнику Вите выбраться из дебрей Незнания. Вы все достойны носить звание ученик. Я вас всех жду 1 сентября в школе.
Царица Знаний вручает медали «Лучший ученик».
Царица Знаний: А сейчас вы вокруг себя повернетесь и домой перенесетесь. 1-2-3 и звонит в колокольчик. (Царица снимает корону и встает вместе с детьми).
Логопед: Но вот мы и дома.
Витек: Спасибо вам ребята за помощь. Обещаю вам теперь учиться только на 4 и 5. До свидания, до встречи в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Насекомые"
Конспект открытого занятия по теме "Насекомые"...
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...
конспект итогового занятия в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: "Путешествие в страну знаний"
Данное занятие в подготовительной группе для детей с ТНР поможет учителям-логопедам подобрать нужный материал по проведению итогового мероприятия в интересной игровой форме....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Приключения Совы Сони», «Автоматизация звука «С»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в словах и предложениях.Цель: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- з...