ПРОГРАММА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_preodalenib_zrr.docx128.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Комиэмблема%20кат%20интернат%204%20на%204%20чб

Государственное учреждение Республики Коми

«Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей»

(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Коми Республикаса велӧдан да наука министерство

“Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧгкольӧмчелядьлы А.А. Католиков

нима челядь керка” Коми Республикасаканму учреждение

___________________________________________________________________________
                                                      167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркс

Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail: ddsh1@minobr.rkomi.ru

ОКПО 02095306; ОГРН 1021100524906;

ИНН/КПП /1101483331/110101001

Согласованно:                                                                        Утверждаю

Заместитель директора по                                                   Директор   ГУ РК   “Детский дом                               воспитательной работе                                                        им. А.А. Католикова для детей-                                                  «___»___________2024г                                                      сирот и детей, оставшихся  

  ___________ Е.И Петькова                                               без попечения родителей”

                                                                                               «___»_______________2024г.

                                                                                       ______________Р.С Ознобишин

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

(Срок реализации 1 год)

Составлена учителем-логопедом Кулебякиной Д.В. на основе программы: Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы .

Сыктывкар 2024

Содержание

Пояснительная записка...........................................................................................3

План-программа. Коррекционно-развивающей работы......................................5

Карта развитие ребёнка второй младшей группы..............................................28

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики............38

Тематическое планирование логопедической работы с детьми во второй младшей группе с ЗРР............... ...........................................................................42

Календарно- тематическое планирование...........................................................43

Список литературы................................................................................................53

.

Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Как правило, это не говорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова - корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав - собака, би-би машина и т.д. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трёх плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов.

      Данное нарушение часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте - в 2.5 - 3 года. Квалифицированную систематическую помощь такие дети обычно получают в 4 года. Однако опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированности  коммуникативных навыков. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога, логопеда, психиатра, психолога, эта помощь в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.

          Данная программа посвящена формированию способов усвоению необходимого материала, компенсаторных механизмов преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии. Программа по развитию общих речевых навыков маленьких детей рассчитана на 8 - месячное обучение.

Занятие по развитию общих речевых навыков включают:

-упражнения для развития плавного, длительного выдоха;

-упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики;

-упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

-пальчиковую гимнастику;

-упражнения, направленные на развитие фонематического слуха;

-упражнения, которые способствуют развитие понимание речи;

-упражнения, направленные на развитие координации слова с движением.

Каждое занятие рассчитано на 15-20 минут.

     Цель данной программы является построение системы работы с детьми с задержкой речевого развития

     Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников.

Задачи программы - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными  навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Принципы программы

: • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

 • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

 • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов и педагогических работников.

План-программа

Коррекционно-развивающей работы

I  период

( сентябрь, октябрь, ноябрь)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивного словаря

1. Расширения понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица человека(голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза, уши),простейшие игровые и бытовые действия (идти, стоять, сидеть, лежать, спать, есть, пить, играть, кататься, бросать),признаки предметов (большой, маленький, красный, синий, круглый). Формирования умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

2. Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда, мебель.

3.Уточнение понимание личных местоимений (я, ты, мы, вы, он, она, они),притяжательных местоимений (мой, наш),определительных местоимений (такой же, такие же).

4. Обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади)

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Обучение дифференциации форм единственного  и множественного числа имён существительных мужского и женского рода (кот - коты, дом - дома, книга - книги, кукла - куклы).

2.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего?)

3.Формирование понимания предложных конструкций с предлогами в, на.

Развитие фонематической системы речи

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

2. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста [а] - не [а], [у] -  [а], [и] - [а], [и] - [у]

 Развитие понимания речи

1. Обучение пониманию и выполнению одно - и двухступенчатых инструкций.

2. Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

3. Обучение пониманию сказок "Репка", "Курочка Ряба" с опорой на наглядность.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребёнку людей (мама, папа, тётя, дядя, ляля).

2. Активизация в речи слов, обозначающих название предметов ближайшего окружения (игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда, мебель) и действия с ними.

3. Выделение в речь личных местоимений (я, мы, он, она) и притяжательного местоимения мой.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот - коты, мяч - мячи, дом - дома, книга - книги, кукла - куклы).

2. Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, два мяча, три куклы, синий мяч.

Развитие фонематической системы речи

1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (2 - сек) на материале гласных и их слияний.

2. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияний гласных и звукоподражаний (произнесение с разной громкостью и высотой тона).

3. Развитие подражания речевым звукам.

4. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у] , [а], [о], [и].

5. Воспитание правильного умеренного темпа речи (путём подражания педагогу).

6. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражания.

 Развитие разговорной (диалогической)речи, речевого общения

1. Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средства общения.

2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях, знакомых сказках.

3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

1. Совершенствование чувствительного опыта детей (эмпатии). Формирование персептивной деятельности. Ознакомление с разными способами обследования предметов и объектов.

2. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки(две контрастно звучащие музыкальные игрушки; два контрастных звука, издаваемых бытовыми предметами).

3. Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине (большой- маленький),форме (круглый - квадратный),цвету (красный - жёлтый - зелёный - синий)предметы.

4. Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой т громкой речи.

2. Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно - и двухступенчатых инструкций.

3. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами.

4. Развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды обуви мебели, туалетных принадлежностей).

Ознакомление с окружающей действительностью

1. Формирование представлений о богатстве и многообразии предметного мира. Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения (игрушки, части тела и лица, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель.

2. Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.

Формирование первичных представлений о смене времени года. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ознакомление с художественной литературой

1. Воспитание правильного отношения к книге и чтению, навыка аккуратного обращения с книгой.

2. Воспитание навыка слушания, формирование эмоционального отклика.

3. Обучение пониманию вопросов по прочитанному.

4. Обучение договариванию слов и фраз при слушании отрывков из знакомых сказок.

Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

1. Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный. Обучение различению объёмных форм и плоских фигур (круг - шарик, квадрат - кубик).

2. Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. Подбор и сравнение контрастных по величине путём наложения и приложения. Обучение использованию слов (большой, маленький).

3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного).

Обучение пониманию вопроса сколько?

4. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, спереди, сзади).

5. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь, различать и называть их.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

Художественно - творческая деятельность

1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2-3 части с горизонтальными и вертикальными разрезами).

2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковой гимнастике.

3.Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать её в краску, промывать и осушать её. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов и явлений с помощью прямых и округлых линий (травка, дождик, солнышко).

Игровая и театрализованная деятельность

1. Развитие двигательной активности в подвижных играх. Побуждение детей к активной игровой деятельности. Развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей.

2. Формирование навыка игры в лото, парные картинки и другие дидактические игры. Обучение составлению разрезных картинок из 2-3 частей с вертикальными и горизонтальными; составлению плоскостных изображений игрушек, животных ,птиц из частей с ориентировкой на целое изображение ("Игрушка - собирайка")

3. Формирование интереса к театрализованной деятельности. Стимулирование эмоционального восприятия сказок. Воспитание воображения, инициативности.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ

1. Формирование правильной осанки.

2. Формирование и совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащения двигательного опыта.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование навыков адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитание вежливости.

2. Формирование активного и доброжелательного отношения к окружающим.

3. Развитие навыков совместного выполнения действия в играх, свободной  деятельности, на занятиях. Формирование умения пользоваться игрушками и книгами сообща.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1.Воспитание желания участвовать в трудовой деятельности, помогать взрослым готовить материалы к занятиям.

2. Формирование навыков самообслуживания.

3. Формирование умения убирать за собой игры и игрушки.

II период

(декабрь, январь, февраль)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивной словаря

1.Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем: Новый год, ёлка, продукты питания,, посуда домашние птицы. Обучение детей узнаванию предметов и объектов по их словесному описанию.

2. Обучение пониманию обобщённых понятий: посуда, домашние птицы.

3.  Обучение пониманию существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами (котик, грибок, зайчик, сумочка, носочек, чашечка)

4. Обучение пассивного глагольного словаря по изученным лексическим темам (слова, связанные с процессом еды, одевания; действия, которые можно совершить с помощью орудий труда, при выполнении гигиенических требований; действия, связанные с украшением ёлки на новогоднем празднике ).

5. Дальнейшее уточнения понимания личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они).

6. Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению (надевать - снимать, одевать - раздевать, завязать - развязать, большой - маленький).

7. Дальнейшее обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на, здесь, вот, тут, туда, вверх, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко).

8. Обучение различению количественных числительных (один, два, три)

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому? Чему? Ц кого? Где?)

2. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа глаголов (спит - спят),глаголов прошедшего времени по родам (ела - ел), возвратных и невозвратных глаголов (одевает- одевается)

3. Формирование умения различать падежные формы местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Развитие фонематической системы

1.Совершенствование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] - не [а], [у] -  [а], [и] -  [у], [э] - [о] ,[и] -  [о], [э] - [у].

2. Развитие внимания к звукослоговой структуре слова. Формирование умения прохлопывать, отстукивать ударный слог вместе с педагогом.

Развитие понимания речи

1.Обучение пониманию и выполнению двух - и трёхступенчатых инструкций.

2. Развитие понимания простых распространённых предложений в ситуативной речи.

3. Развитие понимания сказки "Курочка Ряба" со зрительной опорой.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1. Развитие номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам: новогодние праздники, ёлочные игрушки, продукты питания, посуда, домашние птицы.

2. Понимание словаря за счёт прилагательных, обозначающих цвет (синий, красный, жёлтый, зелёный), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький).

3. Активизация в речи личных местоимений (я, мы, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой, наш) и прилагательных (мамин, папин)

4. Активизация в речи указательных наречий (вот, здесь, тут).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (кот - коты, мяч - мячи, дом - лома, книга - книги, кукла - куклы).

2. Формирование умения образовывать и использовать в речи родительный падеж имён существительных со значением отсутствия (Чего нет? Хвоста)

3. Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (стою, стоим, стоит)

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди)

5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

6. Обучение употреблению предлога у

7. Обучение самостоятельному изменения числа существительных, глаголов, местоимений по образцу.

8. Формирование двухсловного предложения (Дай мяч. Катя спит. Аня иди. Я пою. Можно кубик?)

9. Формирование фразы с прямым дополнением  (Вова, дай мяч, Аня, на кубик, Даня ест суп).

10. Формирование умения отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это ? Что он делает? Что она делает?)

Развитие фонематической стороны

1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха (3-4 сек.).

2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.

3. Развитие подражания речевым звукам.

4. Активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза.

5. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [мь], [п], [пь],[б], [бь], [в], [вь], [ф], [фь], [д],[дь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [х], [хь], звукоподражаний с перечисленными звуками (му - му, ме - ме, пиф - паф, бум - бум, бе - бе, ав - ав, ду - ду, динь - динь, ту - ту, тук - тук, тень - тень, но - но, ням - ням, гав - гав, ко - ко, ку - ку, га - га, ха -ха, хи - хи ).

6. Воспитание умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

7. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие разговорной (диалоговой) речи, речевого общения

1. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответами на них.

2. Формирование умения заканчивать фразу. Договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах, сказках.

3.Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

1. Совершенствование чувствительного опыта детей. Развитие перцептивной деятельности. Закрепление навыков обследования предметов, объектов.

2. Развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (дифференцировать контрастного звучания двух - трёх игрушек, бытовых звуков).

3. Совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы.

4. Совершенствование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1. Развитие слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.

2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти при работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами и кубиками.

3. Развитие наглядно - образного мышления. Совершенствование умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель).

Ознакомление с окружающей действительностью

1. Совершенствование представлений о богатстве и многообразие предметного мира. Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения (продукты питания, посуда)

2.Формирование интереса к объектам и явления природы и умения наблюдать за ними. Закрепление представлений о смене времени года.

3. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование первичных представлений о домашних птицах, детёнышах, внешнем виде, образе жизни

Ознакомление с художественной литературой

1. Воспитание правильного отношения к книге и чтению, навыка аккуратного обращения с книгой.

2. Совершенствование навыков слушания.

3. Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций, соотнесения их с текстом.

4. Развитие понимания вопросов по прочитанному.

5. Совершенствование навыка договаривания слов и фраз в отрывках из знакомых сказок.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Дальнейшее освоение геометрических фигур и форм предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном названии.

2. Упражнения в группировке предметов по основному признаку (величине, цвету, количеству).

3. Совершенствование навыков сравнивания двух групп предметов по контрастным признакам.

4. Обучение сравниванию двух предметов, одинаковых или контрастных по длине, ширине, высоте (путём наложения и приложения).

5. Определение количества путём пересчёта (1, 2, 3).

6. Развитие ориентировке на плоскости, в схеме собственного тела, в пространстве.

7. Формирование умения ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

Художественно - творческая деятельность

1. Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками(2-4 части с горизонтальным, вертикальным и диагональным разрезами), простыми пазлами, кубиками (4 части) по изучаемым лексическим темам.

2. Совершенствование конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими играми, игрушками, в пальчиковой гимнастике.

3. Продолжение работы с правилами работы карандашом. Обучение закрашиванию круглых форм (солнышко, мячик), формирование умения рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга (заборчик).

4. Продолжение обучение обращения с кистью. Закрепление способов декоративного рисования концом кисти точек, мазков, колец, прямых, волнистых, узких, широких линий. Обучение рисованию солнца, деревьев, кустарника, перекладин лесенки. Закрепление знаний основных цветов. Обучение подбору цвета соответственно изображаемому объекту.

Игровая деятельность

1. Активизация игровой деятельности. Дальнейшее развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей, двигательной активности и координации в подвижных играх.

2. Совершенствование навыков игры в настольно - печатные дидактические игры. Совершенствование умения собирать разрезные картинки из 2-4 частей с вертикальным, горизонтальным и диагональным разрезами, целые изображения из частей.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ

1. Формирование правильной осанки.

2. Совершенствование двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащения двигательного опыта.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Совершенствование навыка адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитание вежливости. Формирование активного доброжелательного отношения к окружающим.

2. Развитие навыков совместного выполнения действий в играх, свободной деятельности, а занятиях. Совершенствование умения сообща пользоваться игрушками и книгами, уступать друг другу.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Развитие желания участвовать в трудовой деятельности, помогать взрослым готовить материалы к занятиям.

2. Совершенствование навыков самообслуживания.

3. Совершенствование умения убирать за собой игры и игрушки.

III период

  (март, апрель, май)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной речи

Развитие импрессивной словаря

1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем: домашние животные, праздник 8 Марта, дикие животные и птицы, транспорт, лето, летние игры, насекомые, цветы. Совершенствование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

2. Закрепление понимания обобщённых понятий: игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, животные, летние игры, праздник 8 Марта.

3. Закрепление дифференциации глаголов и прилагательных (надеть - снять, завязать - развязать, большой - маленький, хороший - плохой, сладкий - кислый), противоположных по значению.

4. Закрепление дифференциации глаголов единственного и множественного числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени по родам.

5.Обучение пониманию падежных окончаниях существительных.

6. Закрепление понимания пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (в, на, под, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко, слева, справа).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Закрепление навыков дифференцировании единственного и множественного числа имён существительных, глаголов.

2. Обучение пониманию вопросов всех косвенных падежей.

Развитие фонематической системы

1. Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции: [о] - [у]

2. Обучение дифференциации согласных звуков раннего онтогенеза в открытых слогах.

3. Обучение различию существительных, сходных по звучанию (кот - кит, дом - ком, миска - мишка).

4. Дальнейшее развитие внимания к звукослоговой структуре слова

Развитие понимания речи

1.Обучение пониманию и выполнению многоступенчатых инструкций.

2. Дальнейшее развитие понимания простых распространенных предложений и сказок (!Курочка Ряба", "Репка", "Волк и семеро козлят").

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1. Расширение, уточнение и активизация номинального и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам: игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, птицы, животные, летние игры, насекомые,  праздник 8 Марта.

2. Обогащение речи прилагательными, обозначающими признаки и качества предметов (любимый, родной, красивой, весёлой)

3. Уточнение и активизация в речи личных и притяжательных местоимений.

4. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там), сравнение (больше - меньше), количество (много - мало), оценку действий (хорошо - плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно)

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, коту), творительном (карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогами в, на (в коробке, на столе).

2. Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами (домик, носочек, чашечка, зайчонок, зайчата)

3. Закрепление умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (иду, идут, идёт)

4. Обучение дифференциации и употреблению глаголов прошедшего времени в роде и числе (упал, упала, упали).

5. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого (Он идёт. Дети спят).

6. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными мужского рода и женского рода в именительном падеже единственного числа (резиновый мяч, резиновая кукла).

7. Обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными (Моя книжка. Мой мяч).

8. Обучение ответам на вопросы по простым сюжетным картинкам (Что это ? Кто это? Он какой?)

9. Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Мальчик спит. Девочка играет).

Развитие фонематической стороны

1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (5-6 секунд).

2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.

3. Дальнейшая активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных [а],  [у], [и], [о] и согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях и словах.

4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

5. Развитие ритмической стороны речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями и при рассказывании маленьких потешек и стишков вместе с педагогом.

Развитие разговорной (диалоговой) речи, речевого общения

1. Совершенствование умения договаривать словосочетания в стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

2. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

3.Развитие умения передавать содержание знакомой сказке по серии картин с помощью логопеда.

4.Закрепление умения отвечать на вопросы по предметным сюжетным картинкам, по демонстрации действия.

5. Развивать эмоционально - выразительные жесты и мимику.

ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

1. Дальнейшее совершенствование чувствительного опыта детей. Развитие перцептивной деятельности. Закрепление навыков обследования предметов, объектов.

2. Дальнейшее развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (3 контрастно звучащих детских музыкальных инструмента или 3 бытовых звука)

3. Совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме предметы.

4. Совершенствование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1. Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.

2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами, кубиками.

3. Дальнейшее развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления. Совершенствования умения группировать и  классифицировать предметы и объекты.

Ознакомление с окружающей действительностью

1. Совершенствование представлений о богатстве и многообразии предметного мира. Ознакомление с предметами и объектами, их назначением и функциями. Расширение представлений о ближайшем окружении (транспорт).

2.Формирование первичных представлений о домашних животных, диких животных, птицах, насекомых, их внешнем виде, образе жизни.

3. Формирование первичных представлений о растениях и их частях (дерево, цветок, ствол, ветка, стебель, листья).

4. Формирование интереса к явлениям природы и умения наблюдать за ними (лето, летние изменения в природе)

Ознакомление с художественной литературой

1. Совершенствование навыка аккуратного обращения с книгой.

2. Совершенствование навыков слушания.

3. Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций, соотнесения их с текстом.

4. Развитие понимания вопросов по прочитанному.

5. Совершенствование навыка договаривания слов и фраз из знакомых произведений,  рассказывания знакомых сказок со зрительной опорой (по серии картинок) и с помощью взрослого.

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Развитие навыков ориентировке на пллоскости, в пространстве и во времени. Совершенствование умения ориентироваться в схеме собственного тела и основных направлениях от себя.

2. Закрепление умения ориентироваться в частях суток, различать и называть их.

3. Совершенствование умения различать геометрические фигуры и формы предметов. Закреплять умения правильно называть геометрические фигуры.

4. Совершенствование навыка сравнения контрастных и одинаковых по длине, ширине, высоте, толщине предметов с использованием приёмов наложения, приложения, сопоставления.

5. Формирование умения выяснять в какой группе предметов больше, меньше, поровну.

6. Формирование навыков счёта в пределах трёх. Закрепление умения определять количество путём пересчёта (1, 2, 3).

7. Обучение воспроизведению заданного количества звуков и движений (в предметах трёх).

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

Художественно - творческая деятельность

1. Закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-4 частей со всеми видами разрезов.

2. Обучение составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу и алгоритму.

3. Дальнейшее развитие тонкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях, пальчиковой гимнастике.

4. Развитие умения держать кисть и карандаш правильно. Совершенствование умения закрашивать готовое изображение карандашом.

5. Закрепление умения подбирать основные цвета. Учить подбирать цвет соответственно изображаемому предмету или объекту.

Игровая деятельность

1. Дальнейшая активизация игровой деятельности. Дальнейшее развитие инициативности, подражательности, имитационных способностей, коммуникативных навыков взаимодействия.

2. Совершенствование навыков игры в настольно - печатные дидактические игры. Совершенствование умения собирать разрезные картинки из 3 - 4 частей со всеми видами разрезов, целые изображения из деталей.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ

1. Формирование навыков разнообразных движений, развитие ориентировке в пространстве, координации движений.

2. Развитие двигательной активности.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Совершенствование

2. Формирование

3. Формирование

4. Развитие

5. Совершенствование

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Развитие желания участвовать в трудовой деятельности.

2. Совершенствование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности.

3. Совершенствование умения убирать за собой игры и игрушки.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя.

       Взаимосвязь специалистов имеет очень большое значение и является залогом успешности коррекционно - развивающей работы. Особенно значимыми являются ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. Одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю.

        Задания должны соответствовать плану-программе работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемый для чтения детям. Задания даются  воспитателям раз в неделю, и только рекомендации по индивидуальной работе логопед может предлагать ежедневно.

        Логопедическая пятиминутка служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения для закрепление материала, отработанного логопедом . Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций детей. В играх и упражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрессивная и экспрессивгая речь: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая система речи, развивается понимание речи, а затем формируется диалоговая речь, развивается речевое общению . Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действительного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры.

       Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями - на занятиях в качестве физультминуток или в свободное время, что позволяет усилить их коррекционное воздействие и осуществить взаимосвязь между участниками педагогичесго процесса. Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему развитию двигательных способностей малышей , обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность, совершенствуют чувствительный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и проговаривать вместе с педагогом тест игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи.

         Ежедневные задания даются логопедом, начиная с последней недели сентября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.

Карта развитие ребёнка второй младшей группы

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Заключение ПМПК__________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_______________________________________

Логопед ___________________________________________________________

Перенесенные заболевания до года____________________________________  Количество зубов к году (в норме — 8 зубов)

 Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты) Педиатр ____________________________________________________________________________________________________________________________________Речевой анамнез гуление в (в норме с 2-х мес.) _________________________ Лепет в (в норме с 4—6 мес.)_________________________________________

Первые слова в (в норме около года)___________________________________

Первые фразы в (в норме от 1,5 до 2 лет)_______________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________ 2. Адекватность эмоциональных реакций_______________________________

3. Устойчивость эмоциональных реакций_______________________________ Исследование неречевых психических функций

 1. Исследование слухового восприятия: _______________________________

 • дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и погремушки)

2. Исследование зрительного восприятия:

 • различение величины (большой — маленький)_________________________

• различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)______________

3. Исследование восприятия пространственных представлений:

 • ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления: вверху, внизу)__________________________________________ • складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)____________________________

 • складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево») __________________________________________________________________

 • сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башенка») __________________________________________________________________Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

 • губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)_____________________________

 • зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _________________________________________________

• прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус) _______________________________________________

• твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель) _________________________________________________

• мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное) __________________________________________________________________• язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») __________________________________________________________________

• подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная) __________________________________________________________________Исследование состояния моторной сферы (все упражнения выполняются по подражанию учителю-логопеду)

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) __________________________________________________________________

 • пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии 25 см ___________________________________________________

• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) __________________________________________________________________

• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м________________________________

• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно___________________ __________________________________________________________________2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению) ____________________________________________________ • кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке)_____________

 • кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке) __________________________________________________________________

• навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование горизонтальных и вертикальных линий, рисование кружков) __________________________________________________________________

• мманипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ведерко, потом поочередно достать их) __________________________________________________________________

• навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки) __________________________________________________________________ 3. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду) надуть щеки («толстячок»)

показать, как ты ешь лимон («кисло»)_________________________________

показать, как ты ешь мороженое (сладко)_______________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду) широко улыбнуться («улыбка») _____________________________

сделать губки «хоботком», как у слоника_______________________________  показать широкий язычок («лопата»)___________________________________

показать узкий язычок («жало»)_______________________________________

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели») __________________________________________________________________

подвигать язычком влево-вправо («маятник»)___________________________

пощелкать языком _________________________________________________ движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)__________________

Исследование импрессивной речи

1. Пассивный словарь • понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела) стол

стул_______________________________________________________________

окно ______________________________________________________________

голова_____________________________________________________________

рука ______________________________________________________________

нос_______________________________________________________________

уши_______________________________________________________________

глаза______________________________________________________________

• понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам) игрушки

посуда____________________________________________________________

одежда____________________________________________________________

• понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, покатать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в коробку) _________________________________________________________  2. Понимание различных грамматических форм словоизменения • понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):

коты — коты_______________________________________________________

мяч — мячи________________________________________________________

дом— дома________________________________________________________

кукла — куклы_____________________________________________________

рука — руки_______________________________________________________

• понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол)___________________ ________________________

• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы) дом — домик________________

стул — стульчик____________________________________________________

кукла — куколка____________________________________________________

миска — мисочка___________________________________________________

• различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам) собака сидит — собаки сидят____________________

машина едет — машины едут ________________________________________

3. Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба») ________________ __________________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи. Характер экспрессивной речи.

однословная__________________________________________________________________________________________________________________________фразовая_____________________________________________________________________________________________________________________________  связная______________________________________________________________________________________________________________________________

1. Активный словарь

 • существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам)

игрушки___________________________________________________________

посуда____________________________________________________________

одежда____________________________________________________________

обувь_____________________________________________________________

животные__________________________________________________________

• глаголы (назвать действия по картинкам)

 ест_______________________________________________________________

спит______________________________________________________________

играет_____________________________________________________________

рисует_____________________________________________________________

пьет_______________________________________________________________

гуляет____________________________________________________________

• прилагательные (назвать признаки по картинкам)

красный___________________________________________________________

синий_____________________________________________________________

зелёный___________________________________________________________

желтый____________________________________________________________

большой __________________________________________________________

маленький_________________________________________________________

сладкий ___________________________________________________________

кислый____________________________________________________________

2. Состояние грамматического строя речи

• употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам)

стол — столы_____________________________________________________

мяч — мячи________________________________________________________

дом — дома________________________________________________________

кукла — куклы_____________________________________________________

рука — руки_______________________________________________________

• употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам) вижу дом_____________________

вижу машину ______________________________________________________

вижу куклу ________________________________________________________

• согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам)

красный мяч_______________________________________________________

синий шар_________________________________________________________

красная чашка______________________________________________________

синяя лопатка______________________________________________________

• употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам)

в_________________________________________________________________

на________________________________________________________________

• употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

дом — домик_______________________________________________________

стул — стульчик____________________________________________________

чашка — чашечка___________________________________________________

кукла — куколка____________________________________________________

• употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам)

кот спит — коты спят________________________________________________

птичка летит — птички летят_________________________________________

мальчик играет — мальчики играют___________________________________

 • употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам) Мальчик умывается. — Мама умывает мальчика. _______________________

Девочка одевается. — Мама одевает девочку.___________________________

3. Исследование фонетической стороны речи Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

• А-А-А! (плачет девочка)____________________________________________

 • О-О-О! (рычит медведь) ___________________________________________

 • У-У-У! (гудит поезд)______________________________________________

 • И-И-И! (ржет лошадка)_____________________________________________

• УА! (плачет малыш)________________________________________________

 • АУ! (кричат дети)_________________________________________________

 • МЯУ! (мяукает кошка)_____________________________________________

• АВ! (лает собака)__________________________________________________

 • ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)______________________________________

• КО-КО-КО! (кудахчет курица) ______________________________________  

• ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)___________________________________________

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):

 • односложные слова

 дом ______________________________________________________________

кот_______________________________________________________________

дуб_______________________________________________________________

бык_______________________________________________________________

мак_______________________________________________________________

двусложные слова

вода______________________________________________________________

нога_______________________________________________________________

вата_______________________________________________________________

Дима______________________________________________________________

• трехсложные слова

 вагоны____________________________________________________________

бананы____________________________________________________________

батоны____________________________________________________________

панама____________________________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения) в речевом потоке

 • Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы] _____________________________________

• [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] ___________________________________________

• [в], [в’], [ф], [ф’]___________________________________________________

• [д], [д’], [т], [т’], [н], [н’] ____________________________________________

• [г], [г’] [к], [к’], [х], [х’] _____________________________________________

• [й]_______________________________________________________________

• [c], [c’], [з], [з’] ____________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функции

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное) _______________________________________________________

• объем дыхания (достаточный, недостаточный)_________________________

продолжительность речевого выдоха __________________________________

сила голоса ________________________________________________________

 модуляция голоса__________________________________________________

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи)

• темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

• ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________

• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________

• употребление разных видов интонации________________________________

4. Исследование фонематических функций.

 Слуховая дифференциация звуков

 • показать на картинках называемые логопедом предметы

кот — кит ________________________________________________________

бочка — дочка_____________________________________________________

миска-киска_______________________________________________________

Состояние фонематического анализа

• показать собачку, услышав звук [р] в слове

рак_______________________________________________________________

вода______________________________________________________________

рыба______________________________________________________________

банка_____________________________________________________________

труба_____________________________________________________________

Логопедическое заключение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________ Логопед__________________________________

Методика проведения индивидуальной педагогической диагностики

 Сбор анамнестических данных.

             Отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, острые и хронические и бытовые и производственные интоксикации)

             По медицинской карте сделать заключение о соматическом состоянии ребенка (у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом). При изучении характера речевого развития необходимо отметить время появления гуления, лепета, первых слов и первых фраз

             Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Логопед показывает ребенку, например, колокольчик, маракасы, бубен, дудочку, называет их и показывает, как можно издавать звуки с помощью этих музыкальных инструментов, предлагает ребенку самому поиграть на них. Затем логопед закрывает музыкальные инструменты маленькой ширмой и производит за ней звуки. Ребенок узнает и называет музыкальные инструменты. Следующее задание позволяет выявить способность ребенка определять направление звука. Логопед предлагает ребенку встать лицом к стене, внимательно послушать и показывать рукой или сказать, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик. Завершает исследование слухового восприятия отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за логопедом.

              Исследование зрительного восприятия проводится в процессе узнавания и различения ребенком цветов. Если ребенок выполняет задание неуверенно, можно предложить ему попробовать свои силы в подборе шарфиков тех же цветов к шапочкам.

        Исследование восприятия пространственных представлений начинается с выявления навыков ориентировки в пространстве. Если ребенок не может сложить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трех частей ему уже не предлагается и т. д. Далее логопед предлагает ребенку сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.

           Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребенок с трудом понимает обращенную речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребенком.

           Исследуя кинетическую основу движений, ребенку можно предложить выполнить упражнение «игра на рояле» обеими руками, а упражнение «ладонь — кулак — ребро» сначала правой, а потом левой рукой.

          Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при выполнении  ребенком по подражанию логопеду следующих упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щеки.

            Исследуя состояния артикуляционной моторики ребёнка, логопед предлагает ему выполнить по подражанию следующие упражнения: открыть и закрыть рот, растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на нижнюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а потом левого.

        Исследование импрессивной речи детей всех возрастных групп начинается с проверки понимания имен существительных. Для исследования используются листы с изображенными на них предметами по следующим лексическим темам: Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». На каждом листе изображено по 6—8 предметов по одной из лексических тем. Ребенку логопед предлагает показать на листах последовательно куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки.

           При проверке фонематического восприятия логопед сначала проверяет способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом — смешиваемые в произношении. Ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: кот — кит, дом — дым, уточка — удочка, киска — миска, коса — коза, мишка — миска, кочка — кошка, малина — Марина. Затем логопед предлагает ребенку назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины. Проверяя, умеет ли ребенок называть цвета, логопед предлагает ему рассмотреть таблицу, с нарисованными на ней разноцветными кружками. Ребенок называет по показу логопеда красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный кружки; пятилетний — к тому же называет оранжевый и голубой кружки; шестилетний — фиолетовый, розовый, коричневый. Далее ребенок получает задание назвать форму предметов, изображенных на картинках. Логопед помогает ребенку вопросами: «Мяч какой по форме? Какой формы огурец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?» и т. п.

        Исследовав состояние словаря, логопед переходит к исследованию грамматического строя речи. Начинается исследование с проверки способности ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Логопед предлагает ребенку назвать пары картинок. Ребёнок называет следующие пары: стол — столы, кот — коты, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки, окно — окна.

        Следующим пунктом исследования грамматического строя речи является проверка способности ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. Далее идёт работа над исследованием грамматической стороны речи проверка способности использования ребенком простых предлогов. Ребёнок отвечает на  вопросы логопеда по картинкам: «Где стоит ваза? (На столе). Где лежат фрукты? (В корзине). «У кого мячик?» (У мальчика)».

        Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их по порядку, рассказать, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ. Исследование фонетической стороны речи начинается с проверки возможности ребенка повторять с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры. Ребёнок повторяет за логопедом слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

          При исследовании дыхательной и голосовой функций отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем дыхания (достаточный, недостаточный), продолжительность речевого выдоха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляцию голоса. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Исследуя навыки фонематического восприятия, логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками. Ребёнок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня.

          В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией.

Тематическое планирование логопедической работы с детьми во второй младшей группе с ЗРР

обучение в младшей группе можно условно разделить на три периода:

I - сентябрь, октябрь, ноябрь;

II - декабрь, январь, февраль;

III - март, апрель, май.

 В сентябре проводим обследование состояния речи, неречевых психических функций детей для определения этиопатогенеза нарушения формирования речи; заполняются речевые карты на каждого ребёнка. В мая проводим итоговую диагностику.

С последней недели сентября начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей группе строится на материале следующих лексических тем.

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Темы занятий

Кол-во занятий

"Семья"

2

"Игрушки"

3

"Части тела и лица"

2

"Туалетные принадлежности"

2

"Одежда "

2

"Обувь"

3

"Мебель"

4

II период (декабрь, январь, февраль)

"Продукты питания"

4

"Посуда"

3

"Новый год . Ёлка"

3

"Домашние птицы"

3

"День защитника отечества"

3

III период (март, апрель, май)

"Праздник 8 марта"

3

"Домашние животные"

2

"Дикие птицы"

3

"Транспорт"

3

"Лето. Цветы"

3

"Лето. Насекомые"

3

"Лето. Летние игры"

4

Итоги

55 занятий

Календарно- тематическое планирование

№ Занятия

Наименование темы занятий

Дидактические единицы, раскрывающие содержание данного раздела. (Расширение, уточнение, активизация активного словаря. Расширение пассивного словаря)

Методическое обеспечение

(Материалы, оборудование. Особенности урока)

Примерные сроки реализации

Тема 1

 "Семья"

Мама, папа, дядя, ляля, я, мы, он, она.

Рабочие тетради

Сюжетная картинка"Семья"

Сюжетная картинка"Мама баюкает ребёнка"

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Погремушки

Игрушка -пещалка

Ширма

18-24

сентября

Тема 2

"Игрушки"

Кукла, мишка, поезд, лошадка

Игрушки: кукла поезд, мишка, лошадка

Сюжетная картинка"Илюшины игрушки"

Игрушки: жёлтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадь, пушистый цыплёнок, пожарная машина блестящая дудочка, большой барабан.

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Сюжетная картинка "Мальчик играет в мяч"

Мячи

Четыре целые и четыре разрезанные на части картинки с цветным изображением мячей(большого и маленького)

Сюжетная картинка

"Дети играют в игрушки"

Игрушки-пищалки

Кубики одного размера, но разных цветов

Четыре комплекта предметных картинок красного, жёлтого, зелёного и синего цвета

28 сентября-

5 октября

Тема 3

 "Части тела и лица"

Голова, руки, ноги, спина, живот ,рот, нос, глаза.

Кукла

Разборная фигурка Буратино и пупса

Рабочие тетради

Карандаши

Сюжетная картинка"Действия детей"

8-12 октября

Тема 4 "Туалетные принадлежности"

Буду мыть, один, много

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Сюжетная картинка"Дети умываются"

несколько кусочков мыла разного цвета и формы

Игрушка "мыльные пузыри"

детские зубные щётки

стаканчик

Игрушечный грузовик

мишка

15-19

октября

Тема 5

 "Одежда"

Воротник, кармашки, надевать, большой, маленький, один, много

Сюжетная картинка"Катя в нарядном платье "

Рабочие тетради

Карандаши

Два комплекта предметных картинок с изобр. платья, рубашки, шорт,  носков.

Сюжетная картинка"Дети одеваются"

Четыре предмета предметных картинок(платье, шарф, шапка, носки) красного, зелёного, жёлтого и синего цветов и такой же комплект чёрно-белых картинок с незакрашенными изображениями

Сюжетная картинка"Одежда для медвежат"

Комплекты целых и разрезанных картинок с изобр. одежды

Шапка, предметные картинки с изобр. разной одежды

Предметные картинки (рубашка с одной пуговицей, рубашка с шестью пуговицами)

22-26 октября

Тема 6

  "Обувь"

Задник, помпон, одинаковые надеваю, обувь, снимаю, одинаковый, обувает, надевает, снимает, гулять, ходить, танцевать, одежда, обувь.

Сюжетная картинка"Тапки убежали"

Пары предметных картинок по теме

Комплекты из целых и разрезанных картинок предметных картинок по теме "Обувь"

Сюжетная картинка"Дети в раздевалке"

Предметные картинки с изображением одежды и обуви

Предметные картинки с изобр. туфель, тапок, и ботинок

Предметные картинки с мзобр. паровоза и куклы

Рабочие тетради

Карандаши

9-16

ноября

Тема 7

"Мебель"

Пойди, возьми, покажи, "мебель", спать, сидеть, ходить, большой, маленький, один, два.

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Сюжетная картинка "Кирюшина кроватка"

Несколько разных игрушек и других предметов

Сюжетная картинка с изобр. различной мебели

Предметные картинки с изобр. мебели

Предметные картинки с изобр. лошадки и паровозика

Целые и разрезные картинки с изобр. мебели

Сюжетная картинка "Действия детей"

Несколько комплектов счётных палочек

Предметные картинки с изобр. куклы, машинки и лошадки

Ширма

16-26

ноября

Тема 8

 "Продукты питания"

Большая, синяя, продукты питания, суп, каша, хлеб, сыр, сок, продукты, буду пить, буду есть, посуда, части посуды

Рабочие тетради

Карандаши

Сюжетная картинка"Дети обедают"

Сюжетная картинка"Илюшина чашка"

Предметные картинки с изобр. продуктов питания

Мяч

Металлические чайник и кастрюля с крышками, стакан с ложкой, чашка

Ширма

Предметные картинки по теме "Посуда"

30 ноября

по 10 декабря

Тема 9

"Посуда"

Буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить, возьми, взял, положи , кладёшь, кладу, один, два

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Комплект игрушечной посуды

Целые и разрезные картинки с изобр. посуды

Сюжетная картинка"На кухне"

Предметные картинки по теме красного, жёлтого, зелёного и синего цветов

Изображения посуды выполненное по принципу рамок Монтессори

Готовые геометрические фигуры(круг, овал, треугольник) разных цветов и размеров

Баночки с клеем

Кисточки салфетки

белый картон

Простые карандаши

Сюжетная картинка"Ильюшина чашка"

14-21 декабря

Тема 10

"Новый год. Ёлка"

Вешаю, часы, сани, бусы, шары, кот, дом

Рабочие тетради

Карандаши

Сюжетная картинка"Мальчик у новогодней ёлки"

Предметные картинки по числу детей с изобр. колокольчика, барабана, часов, дудочки

Ширма настольная

Изображение ёлки с наклеенными на неё "липучками" или магнитами

Изображение ёлочных игрушек

24 декабря по 11 января

Тема 11 "Домашние птицы"

Петух, курица, цыплёнок, утка, гусь, ходить, бегать, летать, петь, клевать, кудахтать, пить воду, пищать, плавать, нырять, крякать, брызгаться, плескаться, ловить стрекоз, гребешок, бородка, шпоры, перья, крылья, красивый, заботливый, строгий, разгребает, созывает, замахал, заорал.

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Предметные картинки с изобр. домашних птиц

Предметные картинки с изобр. паровозика и лошадки

Сюжетная картинка"Птичий двор"

Предметные картинки по теме "Домашние птицы"

Маленькие фигурки домашних животных

Иллюстрация "Собака с щенятами"

4-11 февраля

Тема 12

"День защитника отечества"

Сильный

Смелый

Честный

Добрый

Рабочие тетради

Карандаши

Сюжетные картинки "Военные разных профессий"

15-22 февраля

Тема 13 "Праздник 8 марта"

Добрая, красивая, хорошая, любимая

Рабочие тетради

Карандаши

Сюжетная картинка"Что делает воспитательница"

Коробка с крупными бусинами, четырёх основных цветов, шнурочки соответствующих цветов с узелком на одном конце

29-7 марта

Тема 14 "Домашние животные"

Корова, кошка, собака, лошадь, коза, вот, тут , здесь, там

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Маленькие фигурки домашних животнх

Иллюстрация  "Собака со щенятами"

Предметные картинки с изобр. домашних животных

Сюжетная картинка"Кошка с котятами"

Игры "Кто за забором" "Чья тень"

Картинки к сказке "Репка"

10 - 17 марта

Тема 15

"Дикие птицы"

"Дикие птицы" большой - маленький, один, два, три

Рабочие тетради

Карандаши

Целые и разрезные картинки(по количеству детей) с изобр. диких птицы: воробья, вороны, голубя, грача

Иллюстрация  к сказке "Яблоко" В.Сутеева

Предметные картинки

Фланелеграф и материалы для него(дерево, гнездо, грач, травка)

Флажки двух цветов

21-7 апреля

Тема 16

 "Дикие животные"

"Дикие животные", зачц, волк, медведь, один, два, три

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Предметные картинки с изобр. диких животных

Целые и разрезные картинки с изобр. диких животных: лисы, зайца, медведя, волка

Предметные картинки с изобр. медведя, волка, ежа

Ширма

Иллюстрация  к сказке "Колобок"

Флажки двух цветов

Игры "Кто за забором" "Чья тень"

11-18 апреля

Тема 17 "Транспорт"

"Транспорт" , самолёт, грузовик, машина, трамвай, такси, метро, лодка, автобус, один, два, три, кабина, кузов, капот, фары, колёса

Рабочие тетради

Карандаши

Предметные картинки с изобр. транспорта

Целые и разрезные картинки с изобр. транспорта

Сюжетная картинка""

Комплект геометрических фигур (четыре основных цвета) по числу детей(два больших круга, два маленьких кружка, один большой прямоугольник, два маленьких прямоугольника, один большой квадрат)

Свистулька - паровозик

Разные машины 4

основных цветов и 4 цветные коробочки - гаражи (основные цвета)

21-28 апреля

Тема 18

"Лето . Цветы"

Одуванчик, ромашка, мак, лютик, колокольчик, стебель, листья, цветок

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

Предметные картинки с изобр. одуванчика, ромашки, лютика, мака, колокольчика, вазы для цветков, состоящих из частей

Предметные картинки с изобр. цветов

Целые и разрезные картинки с изобр. цветов: одуванчик, ромашка, мак, колокольчик,

Сюжетные картинки

5-12 мая

Тема 19

"Лето. Насекомые"

"Насекомые", бабочка, жук, муравей, стрекоза

Рабочие тетради

Карандаши

Сказка В. Сутеева "Кораблик"

Картинки с изобр. персонажей сказки

Предметные картинки с изобр. насекомых

Целые и разрезные картинки с изобр. насекомых: бабочки, жука, муравья, стрекозы

Предметные картинки с изобр. цветка и бабочки

Бабочки - застёжки

Игра "Чья тень"

2-9 июня

Тема 20

"Лето. Летние игры"

Рабочие тетради

Кисточки

Гуашь

Баночки с водой

(На втором занятие

карандаши)

Сюжетная картинка"Летние игры"

Наборы разноцветных палочек

Сюжетная картинка "Летом на речке"

Комочки ваты

13-23 июня

Список литературы

1.Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. - СПБ.: "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2004 год.

2. Нищева Н.В. Тетрадь для малышей логопедической группы детского сада. - СПБ.: "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2003 год.

3. Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПБ.: "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2004 год.

4. Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группы детского сада. - СПБ.: "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в рамках дополнительного образования в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

     В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошк...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для группы компенсирующей направленности

Данная программа содержит целевой, содержательный, организационный и дополнительный раздел. Работа по данной программе осуществлялась в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Адаптированная образовательная программа воспитанников средней группы комбинированной направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Адаптированная образовательная программа воспитанников средней группы комбинированной направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...