Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности, реализующей адаптированную основную общеразвивающую программу для детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представленная методическая разработка предлагает в интересной форме дифференцировать пары сонорных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 804.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности, реализующей адаптированную основную общеразвивающую программу для детей с ОНР
«ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
Тема: Звуки Р-РЬ-Л-ЛЬ. Буквы Р-Л.
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).
Форма проведения: подгрупповая НОД.
Цель: Дифференциация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, букв Р-Л, формирование познавательной мотивации.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: продолжать учить детей четко произносить звуки Р-РЬ-Л-ЛЬ в слогах, словах и фразах, дифференцировать их на слух, в произношении и букв на письме, их обозначающих; продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком, в чтении слов с пропущенной буквой; совершенствовать грамматический строй речи (образование и согласование в роде и числе с существительными прилагательных, обозначающих цвета; образование существительных, обозначающих названия музыкантов).
Коррекционно- развивающая: продолжать развивать связную речь, речевой слух, общую, тонкую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа, опираясь на слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная: продолжать формировать позитивное отношение к предстоящему школьному обучению любознательность и познавательную мотивацию, формировать культуру поведения у воспитанников, навыки сотрудничества, умение поднимать руку, слушать других детей не перебивая.
План:
Организационный момент, длительность до 5 минут
Основная часть, длительность 18-20 минут
Заключительная часть, длительность 3-5 минут
Дидактические материалы: письмо, индивидуальные зеркала, простые и цветные карандаши, таблица с «наложенными» изображениями, «пиктограммы»- «пунктирные» изображения животных, музыкальные инструменты, пятёрки, изображения животных, карточки с буквами Р, Л, картинки с «шифровками» и карты для «расшифровывания», изображение поезда с тремя вагонами.
Ход:
(Организационный момент)
Дети входят в группу, здороваются, садятся на стулья.
Ребята, я получила письмо и хотела бы вам его прочесть:
«Здравствуйте Оксана Ивановна. Пишет Вам учительница первого класса. Недавно мы писали диктант с моими первоклассниками, и, к сожалению у некоторых ребят есть такая ошибка: они перепутали буквы Р-Л и поэтому получили плохие оценки. Я слышала, как вы недавно хвалили своих воспитанников. Пожалуйста, проверьте, не делают ли они такие ошибки, правильно ли они различают звуки Р-РЬ-Л-ЛЬ и буквы Р-Л. А специальные задания я положила в конверт».
(Основная часть)
И прежде чем нам точно и правильно отвечать на все вопросы- давайте приготовимся, разомнём наши языки, сделаем несколько упражнений.
(Дети пересаживаются к зеркалам. Выполняем упражнения «Улыбка-трубочка», «Пошлёпать язык губами», «Покусать язык зубами», «Блинчики», «Лесенка», Лошадка», «Грибок»).
Для начала давайте поиграем в «Сломанный телефон». Повторите точно. Постарайтесь не ошибиться! (Дети проговаривают за учителем-логопедом цепочки слогов):
Ла-ра-ла Ры-лы-ры Ло-ро-ло | Ле-ре-ле Ри-ли-ли Лю-рю-лю |
Какие согласные звуки нам встретились в цепочках? (Р, РЬ, Л, ЛЬ).
Какие они? (Р- согласный, твёрдый. РЬ- согласный, мягкий. Л- согласный, твёрдый. ЛЬ- согласный, мягкий.)
Посмотрите, тут в конверте есть буквы. Назовите их. (Р и Л).
Посмотрите, здесь какие-то запутанные рисунки. Давайте назовём, кто что там увидит и будем показывать ту букву, которую там вы бы написали. (Вниманию детей предлагаются «наложенные изображения». Они по одному выходят к доске, показывают на каждое изображение, называют его, выбирают нужную букву).
Молодцы!
Ещё в конверте, посмотрите, есть карта для игры? Догадываетесь, что это за игра? (Шифровальщики!). Знаю, вам нравится эта игра. А в ней нам придётся писать. Давайте разомнём наши пальцы, подготовим их к работе. (Выполняем с детьми кинезиологические упражнения «коза-заяц» и «оса»).
А теперь разбирайте карандаши и шифровальные карты. Приготовьтесь. (Дети вписывают пропущенные буквы в слова-паронимы, например РАК- ЛАК, РАМА- ЛАМА, ЛУКА-РУКА. Но эти слова предварительно надо расшифровать). Последовательность вопросов и указаний:
Расшифруйте написанное (слово с пропущенной буквой Р или Л);
Прочитайте что получилось;
Посмотрите на картинку и скажите, что нарисовано;
Какой буквы не хватает в слове;
Впишите пропущенную букву;
Чем отличаются слова друг от друга.
Предлагаю немного нам размяться. Выходите на ковёр. ( выполняем с детьми упражнение «Бравый солдат- тряпичная кукла» и кинезиологическое упражнение «Ухо- нос»). Теперь возвращаемся на места. Садимся за стол.
Я хочу рассказать вам одну историю. Жили-были шесть друзей, мальчики и девочки, они были братья и сёстры. Как их звали я не скажу, но у первых брата и сестры в именах был звук Р. Придумайте им имена (напр. Рома и Ира). А в именах вторых брата и сестры были звуки Л. Придумайте им имена (напр. Влад и Мила). А в именах третьих у брата в имени был звук ЛЬ, а у сестры звук РЬ. Придумайте им имена (напр. Алёша и Марина).
Все друзья любили рисовать животных. Посмотрите на картинки: выберите, кто кого будет рисовать, если Рома и Ира рисуют тех, у кого в названии есть звук Р, а Влад и Мила тех, у кого в названии звук Л, Алёша выберет того, у кого в названии ЛЬ, а Марина- у кого в названии звук РЬ. (Детям предлагаются изображения жирафа, носорога, белки, слона, черепахи и льва в виде пиктограмм).
(У Ромы носорог. У Иры жираф. У Влада белка. У Милы слон. У Алёши лев. У Марины черепаха.)
И цвета для рисунков они выбирали не просто так, а свои любимые. Рома и Ира любили только те цвета, где есть звук Р. Какие цвета они выбрали?
(У Ромы оранжевый. У Иры красный.)
А Влад и Мила любят те цвела, где есть звук Л. Какие это цвета?
(У Влада жёлтый. У Милы голубой.)
Алёшин цвет- тот, где есть звук ЛЬ, а Маринин- где есть звук РЬ. Какие это цвета?
(У Алёши зелёный. У Марины коричневый.)
Возьмите нужные карандаши и обведите пунктирные дорожки, «нарисуйте» зверей.
Кого и каким цветом обводит Рома?
(Рома обводит носорога оранжевым карандашом.)
У Иры жираф какого цвета?
(У Иры жираф красного цвета.)
Какая у Влада белка?
(У Влада жёлтая белка.)
Слон у Милы какого цвета?
(У милы слон голубого цвета.)
Кого и каким цветом обводит Алёша?
(Алёша обводит льва зелёным цветом.)
Какая у Марины черепаха?
(У Марины коричневая черепаха.)
Но наши звери не простые. Они музыканты. А кто такие музыканты? Назовите, какие музыкальные инструменты тут есть? (Барабан, гитара, балалайка, ложки, скрипка, флейта). Догадайтесь, кто какой музыкальный инструмент выберет? Как теперь будет называться каждый музыкант? (Жираф-барабанщик, носорог-гитарист, белка-балалаешник, слон-ложкарь, черепаха-скрипач, лев-флейтист.)
Затем все животные решили поехать на поезде. Но в поезде 4 вагона. Оказывается в первом вагоне могут ехать те животные в названии которых 1 слог, во 2-м те, у кого 2 слога в слове… Расселите своих животных. ( Дети по очереди выходят к доске, «хлопают» ритм слов, определяют количество слогов, расставляют животных к вагончикам).
(Заключительная часть)
Вопросы для анализа:
Дети, с какими звуками мы сегодня работали?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание было самым интересным?
Да, молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. И теперь, как в школе, я хочу поставить всем вам пятёрки. Вы- будущие отличники! (награждаю детей пятёрками).
Методическая литература:
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1996.
- Корнев А. Н.. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., Айрис-пресс, 2006.
- Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать. М., Издательство ГНОМ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)
Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) "Развитие фонематических процессов"
Конспект направлен на развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления у детей дошкольного возраста, на закрепление зниния детей о букве и звуке, о гласных и согласных звуках....
План –конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи Тема: «Признаки осени»
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, через формирование представлений о признаках осени ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Кубанские казаки» (экскурсия в детскую библиотеку).
Материал будет полезен для воспитателей и специалистов ДОУ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности (ФЭМП)
Конспект коррекционно-развивающего занятия по математике. Лексическая тема "Зима"...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Признаки осени»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи«Признаки осени»...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего направленности для детей с ТНР «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число. Умен...