Логоритмика как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (средняя группа)

Дырул Марина Олеговна

Аннотация. В статье рассматривается логоритмика как метод содействия речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Логоритмика, основанная на синтезе музыки, движения и речи, способствует гармоничному развитию детей, улучшая их физические и интеллектуальные способности. Опыт работы учителя-логопеда доказывает свою эффективность в подготовке детей к школе, коррекции речевых нарушений и создании положительного эмоционального фона. Игровая форма проведения занятий делает процесс обучения более привлекательным и продуктивным, развивая координацию и слуховые навыки через ритмическую и музыкальную деятельность.

Ключевые слова: логоритмика, речевое развитие, дошкольники, музыка, движение, речь, эмоциональное развитие, коррекция речевых нарушений, ритмические упражнения, музыкально-двигательные игры, логопедические упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.logoritmika_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

Логоритмика как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

 учитель-логопед МДОАУ д/с «Солнышко»

Дырул Марина Олеговна

Г. Пыть-Ях
2025г.

Аннотация. В статье рассматривается логоритмика как метод содействия речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Логоритмика, основанная на синтезе музыки, движения и речи, способствует гармоничному развитию детей, улучшая их физические и интеллектуальные способности. Опыт работы учителя-логопеда доказывает свою эффективность в подготовке детей к школе, коррекции речевых нарушений и создании положительного эмоционального фона. Игровая форма проведения занятий делает процесс обучения более привлекательным и продуктивным, развивая координацию и слуховые навыки через ритмическую и музыкальную деятельность.

Ключевые слова: логоритмика, речевое развитие, дошкольники, музыка, движение, речь, эмоциональное развитие, коррекция речевых нарушений, ритмические упражнения, музыкально-двигательные игры, логопедические упражнения.

Логоритмика, как уникальный метод эмоционально-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, демонстрирует свою эффективность на протяжении многих десятилетий. Основываясь на синтезе музыки, движения и речи, она предоставляет детям возможность гармоничного развития, стимулируя как их физические, так и интеллектуальные способности.

Логоритмика, как направлении работы с детьми, берет начало в работах швейцарского композитора и педагога Э. Жак-Далькроза, который считал, что музыка имеет уникальную способность воздействовать на психологическое развитие ребенка. Жак-Далькроз утверждал: «Музыка способна оживлять и наполнять душу ребенка, развивая в нем чувство ритма, которое лежит в основе любого движения» [1]. В этом контексте логоритмика представляет собой методологию, которая помогает детям развивать языковые навыки посредством интеграции слуховых, двигательных и речевых элементов.

На старшем дошкольном этапе, когда дети активно готовятся к школе, речевое развитие становится одной из ключевых задач. Логоритмика способствует улучшению произношения, расширению словарного запаса и развитию связной речи, что критично в этом возрасте. Как считает известный отечественный педагог Л.С. Выготский: «Речь ребенка – это зеркало его интеллектуального развития» [2]. Данная методика позволяет формировать у детей осознанное восприятие звуков и ритмов, что впоследствии способствует более легкому освоению ими грамоты и чтения.

Кроме того, логоритмика является эффективным средством для коррекции речевых нарушений, таких как дислалия, ринолалия, заикание и другие. Она развивает речевой слух и чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику, что важно для полноценного речевого развития и коррекции сложных речевых ситуаций у детей. И.А. Сикорский отмечает: «Занятия, основанные на музыкальном ритме и движении, способны устранять многие недостатки в речи ребенка» [3].

Важным аспектом логоритмики является её влияние на эмоциональное состояние детей. Во время занятий дети взаимодействуют с музыкой и движением, что создаёт положительный эмоциональный фон. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, которые часто испытывают стресс и нервное напряжение. Дети получают удовольствие от занятий, что стимулирует их интерес к изучению новых форм общения. Как подчёркивает педагогическая практика, положительные эмоции играют ключевую роль в успешном усвоении знаний и навыков.

Занятия логоритмикой отпринимаются детьми в игровой форме, что облегчает обучение и делает занятия привлекательными. Игры с использованием ритмических пульсаций и соответствующих движений задействуют большие группы мышц и развивают координацию, помогая детям лучше ориентироваться в пространстве и времени. Помимо этого, они учат детей сосредоточенности, внимательности и дисциплине. М. Монтессори утверждала, что «игра — это работа ребенка», которая необходимо способствует его развитию [4].

Методика логоритмических занятий включает в себя несколько важных элементов: ритмические упражнения, музыкально-двигательные игры и произносительные тренировки. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и направлены на развитие различных аспектов речевого аппарата. Например, ритмические упражнения, которые представляют собой повторяющиеся ритмические модели, помогают выстраивать и поддерживать ритм речи, способствуя развитию темпо-ритмической организации речи. Эти занятия также улучшают фонематический слух — способность слышать отдельные звуки и правильно их воспроизводить.

Речь также развивает музыкально-двигательный компонент логоритмики, который стимултирует детей использовать волнительную вокализацию и выразительные движения. По словам Д.Б. Эльконина, «движение связано с развитием мысли, а музыкальный ритм может быть использован для стимулирования этих мыслей» [5]. Музыкально-двигательные игры помогают ребенку ощутить положение звуков во времени и пространстве и уравновешивает физическое и когнитивное развитие.

Опыт работы учителя-логопеда в детском саду показывает, что логоритмика является важным и эффективным средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Логоритмика сочетает логопедические упражнения с музыкально-ритмическими движениями, что делает процесс обучения более интересным и продуктивным для детей.

Одной из популярных тем для логоритмики является «Репка». Работа над этой темой позволяет не только развить речь, но и укрепить психофизические навыки детей. Например, при произнесении фразы "Тянут, тянут бабка с дедкой", дети вытягивают пальцы за ногтевые фаланги, что помогает развивать мелкую моторику и координацию движений. Это упражнение способствует усилению кровообращения в пальчиках, что в дальнейшем положительно сказывается на речевых навыках детей, так как моторика и речь тесно связаны между собой.

Далее, обсуждение действий и персонажей сказки позволяет расширить словарный запас и улучшить грамматический строй речи. Дети учатся правильно согласовывать слова в предложении, подбирая нужные формы и окончания. Передавая суть истории, они овладевают навыками связной речи, формируют способность излагать события последовательно и логично.

При выполнении логоритмического упражнения под слова "Вот пришла бы наша внучка, помогла б собачка Жучка", дети прикасаются одноимёнными пальцами друг к другу. Это упражнение развивает осознание собственного тела, пространственное мышление и координацию. В игровой форме ребята учатся понимать и воплощать инструкции, что развивает не только речевые навыки, но и внимание, память, умение концентрироваться на задании.

Логоритмические занятия, основанные на сказках, помогают детям овладевать основами временной и пространственной организации речи. Поскольку такие занятия проводятся регулярно, дети усваивают навыки планирования речи, становятся более внимательными к ритмической и интонационной структуре высказывания. Это в дальнейшем способствует плавности и выразительности их речи, улучшает дикцию и артикуляцию.

Ещё одним важным аспектом логоритмических занятий является то, что они проводятся в игровой форме, что значительно повышает мотивацию детей к обучению. В игровой среде они легче перерабатывают информацию, запоминают новые слова и конструкции, что способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и общему психологическому комфорту группы. Логоритмика «Репка» является лишь одной из множества тем, которые помогают детям развиваться в этой увлекательной форме работы.

Как отмечает в своем труде А.Н. Леонтьев: «Сложность нашей жизни требует от человека способности к разнообразной деятельности, и ритмика является одним из необходимых средств для гармоничного развития» [6].

В процессе работы дети не только совершенствуют свои речевые навыки, но и развивают социализацию. Работа в группе помогает наладить коммуникативные связи, научиться взаимодействовать с другими детьми, развивать навыки командной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмика — это мощное средство всестороннего развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она интегрирует различные направления искусства и науки, такие как музыка, фитология и психология, и действует как катализатор для развития речевых, музыкальных и двигательных способностей. Благодаря ей ребенок получает возможность развиваться гармонически, преодолевая речевые барьеры и открывая для себя новые горизонты знаний.

Список литературы:

  1. Жак-Далькроз Э. Ритмика и музыка — Москва: Музыка, 1985. — 320 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь — Москва: Просвещение, 1999. — 352 с.
  3. Сикорский И.А. Речевые нарушения у детей и их коррекция — Киев: Здоров'я, 1978. — 200 с.
  4. Монтессори М. Дом ребенка — М.: Сфера, 2003. — 400 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры — Москва: Наука, 1978. — 304 с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — Москва: Политиздат, 1977. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...

Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...

Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...

Самообразование Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего  дошкольного возраста...