Сказка, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Опыт работы по развитию речи детей через сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazka_kak.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка, как средство речевого развития детей
старшего дошкольного возраста.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап в его развитии. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке своего народа. Через родную песню, сказку, овладевая родным языком, ребёнок получает первые преставления о культуре своего народа. О влиянии сказки на развитие ребёнка, значении ею использования в процессе воспитания и обучения высказывался К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. Она упражняет мысль образами и приобщает с детских лет к живому источнику народного языка».
На занятиях по художественной литературе мы выявили, что большинство детей старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании сказок. Умении высказывать своё отношение к прочитанному, в оценке действий и поступков героев. Дети показали недостаточный уровень речевого развития: при пересказе они не могли связно передавать сюжет, согласовывать слова в предложениях, употреблять сложные предложения, делали ошибки в словообразовании в передаче интонации. По итогам диагностики 71,7 % дети показали средний уровень развития речи, 28, 3 %- низкий.
В связи с этим, в работе со сказками мы поставили следующие задачи:
- Формировать у детей умение правильно понимать содержание сказки, осмысливать идею, передавать своё отношение к персонажам, усваивать последовательность развития сюжета.
- Развивать все стороны речи детей (словарь, звуковую культуру речи, грамматический строй, связную речь) на материале сказок.
Реализуя образовательную программу «Развитие» Л.А. Венгера, для решения первой задачи мы последовали методике автора по ознакомлению детей с художественными произведениями. Чтобы ускорить процесс понимания сказок , начали работу с самого простого: С выяснения того, о ком рассказывается в сказке, что делают герои. Здесь помогает рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых действий.
Для детей старшего дошкольного возраста эффективным способом является моделирование сказок, которое позволяет выявить содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами. Моделирование начинается с замещения одних предметов другими (реально-условными).Замещаемые объекты –это герои сказок: люди, звери, гномы, волшебники и волшебные предметы. В качестве заместителей мы использовали бумажные кружки и квадратики разного цвета и размера. Замещение основывали на каком- либо различии между персонажами: по цвету (крокодил -зелёный, а солнышко –красный кружок). От ребёнка требовалось выбрать такой кружок, чтобы было сразу понятно, например, где слон, а где солнышко. Когда выбор заместителей был освоен, мы переходили к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребёнок овладел моделированием, изменялась полнота разыгрываемого сюжета. Для разыгрывания использовались такие русские народные сказки, как: «Лиса и рак», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» и другие.
Когда дети овладели моделированием, мы приступили к «конструированию» сказок. После чтения детям предлагали выполнить рисунки по сюжету сказки. В конечном итоге получалась серия картинок. Сначала дети отвечали на вопросы по содержанию, затем пересказывали отдельные эпизоды, а в завершении по этим рисункам рассказывали всю сказку. Далее предлагали детям с помощью заместителей продолжить сказку или придумать её новые варианты. Взрослые следили, чтобы речь ребёнка была правильной, грамотной, сразу исправляли ошибки.
Много внимания уделяли играм – драматизациям на основе сказок, которые помогают понять и запомнить содержание сказки, побуждают детей к импровизации, выразительной передаче движений, сопровождаемых словом. С детьми инсценировали народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Кот, петух, лиса» и другие.
В результате проведённой работы дети овладели умением проводить доступный им анализ художественного произведения.
Второй поставленной задачей являлось формирование всех сторон речи при помощи сказок, поскольку сказка содержит богатый материал для речевого развития детей. Работа осуществлялась в три этапа:
- – знакомство со сказкой;
- – формирование речевых умений;
- – совершенствование речевых умений.
Нами использовались такие формы работы с детьми. Как специальное занятие по знакомству со сказкой, часть занятия, литературное развлечение, досуг, игровая и театрализованная деятельность, самостоятельная художественная деятельность детей.
На первом этапе при знакомстве со сказкой детям читали или рассказывали произведение, организовывали просмотр мультфильма или кукольного театра. Если произведение объемное («Василиса премудрая», «Царевна лягушка»), то чтению посвящалось целое занятие, если небольшое («Пых», «У страха глаза велики»), то включали его в занятие по развитию речи, изодеятельности.
На этом этапе мы решали задачи звуковой культуры речи: при чтении или рассказывании давали образец правильной речи, чёткого произношения всех звуков, интонационной выразительности.
Дети вместе с воспитателем, а затем и самостоятельно пропевали песенки из сказок,, ПРОГОВАРИВАЛИ СТИХОТВОРНЫЕ СТРОЧКИ (ПЕСЕНКА КОЗЫ ИЗ СКАЗКИ «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»), ПОДРАЖАЛИ ГОЛОСАМ ЖИВОТНЫХ ИЗ СКАЗО «КТО , КАК КРИЧИТ?», «Зимовье».
Проводилась работа по обогащению и активизации словаря, во время чтения сказок обращали внимания на эпитеты, сравнения. Образные выражения, объясняли детям значения устаревших слов и выражений, например «по закоулочкам»(«Лиса и заяц»), «слезами заливалась» («Гуси – лебеди») и других. После ознакомления со сказкой детям задавали вопросы, направленные на выявление понимания содержания сказки: « О чём эта сказка? Как ты её понимаешь? Почему герой поступил именно так?». Отвечая на вопросы, они учились строить распространённые предложения, связно излагать свои мысли.
На втором этапе, на специально организованных занятиях формировали грамматический строй речи: учили детей подбирать однокоренные слова (Лес- лесок- лесовичок), рифмовать слова и выражения (кузнец удалец, девица-краса – длинная коса). Объясняли происхождения «интересных»слов (Золушка, Хаврошечка, Рукодельница), предлагали изменить название сказки, не искажая её смысла. («Морозко», «Зимовье»)
Используя такой приём, как рассказ от лица сказочного персонажа, развивали связную речь и воображение детей. Ребёнок, надевая костюм Бабы-Яги, волка или Золушки, «входили» в роль объясняли от лица героя , почему он совершал такие поступки в сказке, отвечал на вопросы детей.
Для совершенствования монологической и диалогической речи проводили игры-драматизации по сказкам «Царевна-лягушка», «Лисичка со скалочкой», подготовку или показ кукольного театра «Пых», «У страха глаза велики». Очень интересным было для детей пересказывание сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «По щучьему велению» с помощью моделирования или составления схем подсказок.
На заключительном этапе работы по совершенствованию речевых умений включали разные творческие задания не только в занятия, но и в литературные развлечения, речевые игры, театрализованную деятельность.
На занятиях мы предлагали детям в игровой форме придумать новую ситуацию в сказке с помощью введения новых героев или изменения характера героев. Например, когда Хаврошечка злая и ленивая или, когда на пути девочке встречаются волк и ёж в сказке «Гуси – лебеди». Дети сочиняли сказки с новым концом, или объединяли сюжеты двух сказок в одну, угадывали сказку, из названия которой были извлечены части слов (жи-бы-се-ал-и- бра-и («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), затем сами пытались сами зашифровать названия сказок.
Во время литературных развлечений, детям предлагалось подобрать пословицы к заданным сказкам или к сказочному персонажу («Три медведя» - « Не садись не в свои сани», «Не по Сеньке шапка»; «У страха глаза велики»- «У страха глаза велики, чего нет, и то видят».
На занятиях театрального кружка при разыгрывании сценок из русских народных сказок детям давалась возможность самостоятельно найти способы выражения характера своего героя через речь, жесты, мимику.
Формируя и совершенствуя речевые умения детей, мы опирались на помощь и поддержку родителей. В родительском уголке поместили материал на тему: «Эта сказка -просто чудо», информацию о том, над какой сказкой мы работаем в данное время, что повторить дома с детьми. На родительском собрании провели консультацию на тему «сказка в жизни ребёнка», о значении сказки в воспитании, речевом развитии детей. Объяснили, как нужно читать сказки дома, как проводить беседу после чтения, на что обращать их внимание. На собрании была организована совместная творческая деятельность взрослых и детей по созданию сказочных персонажей из природного материала, оформлена выставка, которая обновлялась в течении года по инициативе детей и родителей. Взрослым и детям очень понравилось участие в совместной работе по постановке сказки «Царевна-лягушка», где роли Царя и Кащея играли мамы. Сказка была показана на празднике ко дню 8 марта, произвела на детей большое впечатление, вызвала эмоциональный отклик. Вместе с детьми и родителями оформили «Книгу Сказок», в неё вошли творческие работы детей: сказки, загадки, интервью героев, письма и телеграммы персонажам, рисунки, схемы подсказки, сочинённые детьми сказки, с которыми знакомили детей.
В результате проделанной работы уровень развития речи детей заметно повысился. Диагностика в конце года показала, что 42% детей имеют уровень речевого развития выше среднего, 57,2% - средний.
- Дети, проявляют интерес к чтению, рассказыванию сказок, учувствуют в драматизациях и театрализованных играх по сказкам, владеют умением анализировать художественное произведение.
- У детей достаточный словарный запас, сформировано правильное звукопроизношение, умение связно высказывать свои мысли, они могут самостоятельно пересказывать сказки, рассказы, готовы к овладению грамотой. К обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...
Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...
Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...
«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Сказка в развитии речи детей.Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необход...
Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...
«Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продукт...