Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?» Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Этапы коррекции нарушенного звукопроизношения Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов: 1 этап . Подготовительный. Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценности. 2этап. Постановка звука . Добиться правильного звучания изолированного звука. 3этап. Автоматизация звуков. Добиться правильного произношения во фразовой речи. 4этап. Дифференциация звуков. Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий в домашних условиях Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата Правильная речь формируется в раннем детстве. К сожалению, логопедические проблемы не редки. Предотвратить формирование неправильного произношения звуков, помочь ребенку быстрее заговорить помогает артикуляционная гимнастика, которой мама может заниматься с ребенком самостоятельно. Под артикуляционной гимнастикой понимается комплекс упражнений, который направлен специально на развитие языка, губ, мягкого неба, мимических мышц. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционный аппарат – это тонкий инструмент, и его можно и нужно настраивать на правильное звучание. В будущем это поможет ребенку без проблем научиться читать и писать. Понятно, что и социальная успешность, а значит, эмоциональная стабильность и душевный комфорт, тоже не в последнюю очередь зависят от умения правильно говорить.
Виды и задачи артикуляционной гимнастике Существует два вида гимнастики для развития артикуляционного аппарата: 1. пассивная , при которой направление правильного движения речевому аппарату ребенка задает взрослый; 2. активная , при которой ребенок совершенно самостоятельно, без существенной помощи взрослого, делает упражнения. Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач: 1. развить подвижность языка; 2. развить подвижность губ; 3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении. Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями , и только потом переходить к динамическим : -статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7-10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»; -динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7-8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы».
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях 1. Взрослый показывает выполнение упражнения. 2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 3.Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки, ватной палочкой или просто чистым пальцем). 4. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что можно вашему ребенку. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы (например, можно использовать для этого «Сказку о язычке», артикуляционная гимнастика в картинках и. т. д.). Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и пополняем и развиваем словарь детей.
Артикуляционные комплексы Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы для постановки звуков: Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции. ( «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т.д.) Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык») Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] ( «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т.д.)
Правильное речевое дыхание - основа звучащей речи Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Параметры правильного ротового выдоха : • выдоху предшествует сильный вдох через нос; • выдох происходит плавно, а не толчками; • во время выдоха губы складывать трубочкой и улыбкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; • выдыхать следует, пока не закончится воздух; • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа. Проводится с детьми дошкольного возраста 2-3 раза в день. Продолжительность – до 5 минут. В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.
Итак, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить амплитуду движений; - уменьшить спастичность (напряжённость артикуляционных органов); - подготовить ребёнка к правильному произношению звуков и введению их в речь.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика как средство для развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка может быть использована педагогами, работающими с детьми шести – семи лет в сис...
Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...
Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...
Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...
Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...
План работы по теме самообразования «Сказки о Веселом Язычке, или артикуляционная гимнастика как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — э...
Сказка, как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Опыт работы по развитию речи детей через сказку....