Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Жуланова Вера Алексеевна

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад из опыта работы20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы «Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, воспринимает красоту окружающего мира, и может рассказать об уведенном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь, как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте».

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Практика моей работы показала, что в качестве эффективного средства речевого развития дошкольников можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, научиться работать с ними). Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейн позволяет быстро получить результат.

Поэтому в работе по речевому развитию детей основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.                                                                          

Схема составления синквейна следующая:

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Пример синквейна:

Осень

Золотая, красивая

Собирает, заготавливает, меняет

Осенью сильный ветер и дождь

Осень золотая.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением.

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Синквейн я использую:

  • На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
  • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
  • На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумывают рассказ.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:

  • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
  • «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
  • «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
  • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) и др.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети оформляли в форме графических рисунков.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, каждому нужна была помощь взрослого. Потом детям данный метод понравился, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.

В данном направлении использую такие варианты работы:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего):                                                 

Осень – это грустное время года, когда кругом жёлтая листва.                              

Осенью зайчик меняет шубку, желтеет и опадает листва, устанавливаются дождливые дни. Осень грустная пора, когда трава желтеет и умирает, не хватает солнечного света.

- составление синквейна по прослушанному рассказу;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Таким образом, использование синквейна в речевом развитии детей позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволили развивать у детей следующие умения и навыки.

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук – средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Для дошкольников лэпбук - это и книга, и игра, и увлекательное занятие: ведь он скрывает в себе элемент загадки, тайны. Как интересно узнать, что в этом ярком конвертике, куда ведет стрелка и...

Артикуляционная гимнастика - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:•- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);•- улучшить подвижность артикуляционных орг...

Использование сказок в качестве средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлена полезная информация для педагогов и родителей...

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...

Доклад на тему: «ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

quot;Игра - это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". В.А. Сухомлинский....