Проект "Хоровод скороговорок"
проект по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»
Логопедический проект
«Хоровод скороговорок»
Плотникова Татьяна Николаевна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Красноярск, 2022
Автор проекта: Плотникова Татьяна Николаевна, учитель-логопед второй младшей группы «Солнышко», МАДОУ № 322 «Морозко», т.246-47-78.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, учитель – логопед.
Тип проекта: краткосрочный (4 недели).
Сроки реализации проекта: май 2022г.
Актуальность проекта:
Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается комично. Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро.
Скороговорки с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи. Они способствуют более совершенным движениям мышц, участвующим в фонации, улучшают артикуляцию звуков и помогают лучше контролировать дыхание при произношении слов. Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции.
Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Коррекция звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путём осознания собственного произношения, отработки чёткой артикуляции отдельных звуков. Основная задача использования скороговорок – закрепление звука в речи. Помимо этой задачи решаются и другие: развивать воображение, просодические компоненты речи и чувство ритма.
Детям дошкольного возраста предлагаются небольшие по объему, простые по содержанию скороговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
.
Цель проекта:
Создание условий для закрепления правильного звукопроизношения и развития культуры речи через использование малых фольклорных жанров (скороговорок и чистоговорок) в коррекционной работе логопеда.
Задачи проекта:
- отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения, развивать дыхание;
- совершенствовать навык произнесения трудных по артикуляции звуков, улучшать дикцию детей;
- развивать слуховое внимание и память, фонематический слух;
- развивать артистические способности, продолжать работу по формированию выразительности речи;
- обогащать словарный запас;
- осуществлять взаимодействие семьи и детского сада;
- развивать умение детей работать в группе.
- повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Автоматизировались трудные звуки.
Повысилась заинтересованность, работоспособность, желание заниматься.
Расширился активный словарный запас, улучшились произносительные навыки.
Для педагогов:
Пополнилась предметно-развивающая среда в группе для развития речи.
Повысилась компетентность в вопросах организации в различных видах детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Для родителей:
Повышение активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов и семей воспитанников.
Научились организовывать совместные игры с ребенком.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ | Основные мероприятия организации проекта | Срок реализации | Участники |
I этап - подготовительный | |||
1 | Изучение литературы по теме проекта, подбор материала. | 1-2 неделя мая | Учитель-логопед |
2 | Пополнение предметно-развивающей среды: - создание картотеки «Мнемотаблицы для заучивания скороговорок. | 1-2 неделя мая | Учитель-логопед |
3 | «Круглый стол с родителями», тема: «Знакомство с темой проекта», знакомство с правилами работы со скороговорками. Привлечение родителей к совместному с детьми участию в выставке рисунков «Моя скороговорка» | 3 неделя мая | Учитель-логопед, родители |
II этап - основной | |||
1 | Беседа «Что такое скороговорки. Для чего они нужны?» | 3 неделя мая | Учитель-логопед, дети |
2 | Знакомство и заучивание скороговорок. Ежедневный Круг с детьми «Хоровод скороговорок» (Дети презентуют свои скороговорки по рисункам). | 3 неделя мая | Учитель-логопед, дети |
3 | -Оформление выставки рисунков «Моя скороговорка» | 4 неделя мая | Учитель-логопед, дети, родители |
4 | Буклет для родителей «Хоровод скроговорок» | 3 неделя мая | Учитель-логопед, родители |
5 | Развлечение «Хоровод скороговорок» | 4 неделя мая | Учитель-логопед, воспитатель, дети |
III этап – заключительный | |||
1 | Подведение итогов проекта: Круглый стол «Чему мы научились? Награждение участников развлечения, присвоение звания «Лучший скороговорщик». | 4 неделя мая | Учитель-логопед, родители |
Достигнутые результаты:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Хоровод скороговорок», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит положительные результаты. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.
Скороговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.
Родители, вовлеченные в проект совместно с детьми, стали его активными участниками, что также способствовало положительной динамике речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект "Хоровод знаков Зодиака" в рамках проекта "Космос"
Группа детей из четырех человек подготовительной группы под руководством взрослых выясняют, что такое Зодиак и знаки Зодиака....

Краткосрочный проект «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Актуальность темы: Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей им...

Проект: "Ворох скороговорок"
Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка формируются эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспр...

Поисково-творческий проект «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
Цель Раскрытие творческих способностей и языковых возможностей детей, речевых и художественно-оформительских способностей; совершенствование звуковой стороны речи.Задачи Развитие интереса к правильной...

Педагогический проект "Сундучок скороговорок"
Формирование правильного звукопроизношения посредством малых жанров фольклора (скороговорок, чистоговорок), у детей с нарушениями речи....

Презентация "Хоровод скороговорок"
Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. Повторяя скороговорки, ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочет...

Буклет "Хоровод скороговорок"
Правильная речь - важное умение. Современному человеку без этого навыка не обойтись. Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребенка правильно говорить....