Проект: "Ворох скороговорок"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка формируются эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по воображению. Формирование и развитие речи происходит постепенно.Роль скороговорок, как речевого материала, велика и справедлива. Мысль Максакова А. И. о том, что «скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
larisa.doc | 548.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Ворох скороговорок»
Тип проекта: коррекционно-познавательный
Продолжительность: долгосрочный – 6 месяцев.
Участники проекта: учитель-логопед, дети и воспитатели подготовительных групп, родители.
Выявление проблемы: недостатки в развитии дикции старших дошкольников, которые снижают уровень развития коммуникативной компетентности;
Цель: развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России
Задачи:
1. Закреплять навыки звукопроизношения, воспитывать красивую и правильную речь:
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей;
- продолжать работу по формированию выразительности речи;
- развивать слуховое внимание и память;
- развивать артистические способности;
2. Осуществлять взаимодействие семьи и детского сада развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
Актуальность темы:
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.
В последнее время идет спад заинтересованности к устному народному творчеству. У детей неполное представление о многообразии жанров русского творчества. Увлечение детьми просмотров зарубежных мультфильмов, комиксов негативно сказывается на его эмоциональную сферу, оказывает влияние на поведение, забываются народные традиции, снижается читательский интерес.
Формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Формы работы с детьми: беседа о видах устного народного творчества, заучивание скороговорок, посещение библиотеки, оформление мини книг «Любимые скороговорки», проведение коррекционных интегрированных занятий по теме, логоритмика «Покажем скороговорку», викторина, разгадывание кроссвордов, придумывание рассказов по скороговорке, сочинение скороговорок.
Интеграции областей: «Социально-личностное», «Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Речевое», «Физическое».
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Мини-музей детского сада «Русская изба»,
2. Школьный музей «Старинных вещей»
3. Библиотека скороговорок.
Ожидаемый результат проекта:
- улучшение состояния дикции у детей;
- повышение интереса к устному народному творчеству;
-активное участие родителей в развитии творческих и познавательных способностей детей;
- укрепление сотрудничества педагога и семей в нравственном воспитании дошкольников, базирующихся на исторически сложившихся народных традициях.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Содержание (виды деятельности) | |
1 этап. «Организационно – подготовительный» 1.Выбор темы 2. Сбор информации 3. Оформление информации | Изучение методики работы со скороговорками. Метод трех вопросов: 1.Какие скороговорки вы знаете? 2. Где можно узнать о других скороговорках? 3. Как лучше запомнить скороговорки? Для воспитателей были разработаны методички с пошаговыми этапами проговаривания скороговорок. Картотека скороговорок. Информационные стенды для родителей. Папки передвижки. | |
2 этап. «Основной – практический». | Познавательно – речевая деятельность: Посещение музеев: «Русская изба», «Музей старинных вещей», где детей познакомили с русским бытом, объяснили назначение предметов старины; сотрудники библиотеки рассказали «Откуда пришла скороговорка». Конкурсы «Лучший чтец скороговорки», «Бои скороговорок», «Гонки скороговорок». Продуктивная деятельность: Рисование скороговорок «Чтобы четко говорить, надо все изобразить». Аппликация «Моя любимая скороговорка». Лепка «Лепим скороговорки». Театральная деятельность: Инсценировка – большинство скороговорок взято из жизни, их легко отразить. Пальчиковый театр – конкурс скороговорок среди героев сказок. Театр «Би – ба – бо» «Теремок» - а ты умеешь красиво говорить? Иди к нам жить! «Колобок» - не ешь меня, я научу тебя красиво говорить. Игра «Концерт» - выступление перед почетной публикой. Театр эмоций – рассказывание скороговорок как весельчак, грустный человек, злой и тд. Двигательная деятельность: Упражнения с мячом – передача мяча друг другу с проговариванием скороговорки (подкидывание, отбивание от пола). Массажные дорожки. Логоритмика. | |
Работа с родителями: | Мастер – класс «Ворох скороговорок». Совместное рисование родителей с детьми «Любимая скороговорка». Сочиняли свои скороговорки «Домашняя скороговорка». Выставка «Домашняя библиотека по скороговоркам». | |
3 этап «Заключительный». | Итоговое мероприятие «Апрельский каламбур» Выставки победителей конкурсов «Любимая скороговорка», «Домашняя скороговорка» Изготовление книжек-самоделок с рисунками «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевысковогоришь» |
Вывод:
В ходе работы по проекту мы пришла к выводу, что в нашем детском саду будут жить и дальше скороговорки. Потому что скороговорки это не только эффективное средство развитие речи, но и творческих, театральных способностей детей, педагогов и родителей.
Возможность работы со скороговорками неисчерпаемы, ведь всех скороговорок не перескороговоришь.
Литература:
1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Итоговое мероприятие : «Апрельский каламбур»
Цели:
- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
- Развивать способности владения точным выразительным языком;
- Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.
Задачи:
• Развивать фонематический слух, творческую активность, воображение, быстроту реакции.
• Развивать зрительное внимание.
• Развивать логическое мышление.
• Создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• Воспитывать чувства взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Ход:
Звучит русская народная музыка.
ВЕДУЩИЙ:
Под горой у сосновой опушки
Жили-были две подружки,
Жили-были две подружки,
Обе были большие болтушки!
Выходят Маланья и Миланья.
Маланья и Миланья: - Здрасьте! А вот и мы обе, Маланья и Миланья.
Маланья: Голоса услыхали, к вам прибежали.
Миланья: Мы девчата удалые…
Маланья: Мы девчата озорные…
Миланья: Ногами пляшем. Голосом поем!
Маланья: В общем и в целом - прекрасно живём.
Миланья: А ну, Маланья, присядем у ворот да потешим народ.
Маланья: Нынче вам расскажем в лицах весёлые небылицы.
(Садятся на стульчики, берут балалайки).
(толкает Маланью). Начинай.
Маланья: Нет, ты начинай.
Обе: Вместе мы начнём, а вы подпевайте.
Вы послушайте, ребята, нескладушки будем петь.
На дубу коза пасётся, в бане парится медведь.
Припев все: Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
А наш дедушка Иван посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
Сидит заяц на заборе в алюминевых штанах.
А кому какое дело, может, заяц – космонавт.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
По реке плывёт корова, обогнала пароход.
На рогах сидит ворона и соломинкой гребёт.
Припев. Здорово, здорово у ворот Егорова (Все дети вместе)
Маланья: Вот какие мы знаем небылицы.
Миланья: А вы что знаете, чего умеете?
Дети отвечают, перечисляют свои умения и знания.
Маланья: А правду ли говорите?
Миланья: А мы сейчас проверим! Мы тоже много знаем, потому, что много читаем! – достают потрепанную книжку и задают вопросы.
*****
1. Как называется школьный предмет, который пригодится в первую очередь, если вы вдруг окажетесь в другой стране?
Ответ: иностранный язык, ведь в любом конце земного шара придется как-то объясняться с людьми.
2. Отгадайте, что это: источник информации, но не книга, светится, но не лампочка, разговаривает, но не человек.
Ответ: телевизор.
3. Как называется предмет, в который особенно любят смотреть все девчонки?
Ответ: зеркало, потому что каждая девочка никогда не пройдет мимо, не взглянув на себя.
4. Как называется явление природы, которое радует глаз обилием красок?
Ответ: радуга.
5. Как называется мяч, который можно есть?
Ответ: арбуз.
6. Какой спортивный предмет уронила девочка Таня в реку, после чего пустила слезу?
Ответ: мяч («Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик…»)
*****
ЗАГАДАЕМ-КА МЫ ВАМ ЗАГАДКИ!
1. С утра на ногах, а куда идут, сами не знают. (Башмачки)
2. Сколь ни езди, ни ходи, конца на ней не найти. (Земля)
3. Через нас проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
*****
Загадки – это легко, а ЗАГАДАЕМ - КА МЫ ВАМ СКОРОГОВОРКИ!
Маланья и Миланья читают скороговорки, дети называют ответ и подтверждают его скороговоркой.
1. Как звали девочку, которая любила сушки?
(Шла Саша по шоссе и сосала сушки)
2. Кто украл у Клары кораллы?
(Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет)
3. Кого увидел грека в реке?
(Ехал грека через реку, видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап)
4. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны?
(Белые бараны били в барабаны)
5. Какой головной убор купила кукушка своему любимому сыночку?
(Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон)
6. Где лежали дрова?
(На дворе трава, на траве дрова.
Не коли дрова на траве двора)
Музыкальная игра «Чайничек с крышечкой».
Маланья: Под музыкальное сопровождение нужно изобразить скороговорку:
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке – пар.
Миланья пропевает скороговорку, показывая:
Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
крышечку – хлопок ладонями, параллельными полу;
шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
пар – восходящие движения кистями.
Дети, проговаривая скороговорку, повторяют движения ведущего.
Маланья и Миланья «У кого самый красивый чайничек?»
(упражнение на выразительность речевой интонации).
- дети поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника.
Маланья и Миланья: - Молодцы, ребята!
*****
КОНКУРС «РЕШАЙ – СЧИТАЙ»
1. Сколько ушей у двух ежей?
2. Сколько хвостов у четырех котов?
3. Сколько носов у трех слонов?
4. Сколько лап у двух медвежат?
5. Сколько рогов у двух коров?
6. Сколько орехов в пустом стакане?
7. Сколько углов у круга?
8. Сколько звезд на небе днем?
9. Какой день наступит после среды? 10.Какой день перед пятницей?
*****
КОНКУРС «ПИШИ – ЧИТАЙ»
1. Айболиту все сперва говорили букву … (А)
2. В старом дереве дупло, а последний звук в нём … (О)
3. Мы запомнили легко: первой в алфавите …О! (не О, а А)
4. Кусок от бублика я съел, и получилась буква …Эл! (не Л, а С)
5. Круглой формы голова, той же формы буква …А! (не А, а О)
6. Слово вкусное УХА - начинает буква …Ха (не Х, а У)
7. Алфавитную семью возглавляет буква …Ю (не Ю, а А)
8. Дальше всех, совсем в конце, в алфавите буква … Це (не Ц, а Я)
*****
ИГРА «СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ»
Маланья знакомит с условиями игры. Вся группа детей садится в ряд. Миланья первому «телефонисту» сообщает скороговорку. По сигналу первый в ряду тихо передаёт скороговорку второму и т.д. Последний, получив скороговорку, встаёт и громко её произносит.
Примерный комплект скороговорок:
Крепко-крепко-крепко прикрепилась скрепка.
Соня салат солила-солила, пока не пересолила.
Крошечной кошечке крошили крошечки.
*****
Дальше «БОЙ СКОРОГОВОРОК» разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, тот в бою и победит!
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Король на корону копейку копил,
Но вместо короны корову купил.
В перелеске у пригорка
Собирал грибы Егорка.
*****
МАРАФОН СКОРОГОВОРЕНИЯ.
Предлагается трудная скороговорка. Кто скажет быстро? А кто ещё быстрее? Выигрывает тот, кто без запинки быстрее других проговорит скороговорку.
- Хохотун хохотал-хохотал недохохотал, стал перехохатывать и обхохотался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека чистоговорок и скороговорок
Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...
Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам
Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....
Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".
Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....
«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у ...
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1
1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...
Конспект-сценарий проведения конкурса скороговорок «Скороговоркин» (по проекту «В мире скороговорок»)
Цель: активизация речевой деятельности дошкольников (5-7 лет).Задачи:- повышение интереса детей к устному народному творчеству;- привлечение детей к языковым тренировкам;- работать над улучшением дикц...