Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Учитель – логопед Мятлева О.А.

     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

      И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. 

      Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. 

    Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом. Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь своё суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.( слайд 3)

          Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

         На каждом возрастном этапе создается как бы определенный « этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.  Именно с логического мышления начинается мировоззрение ребенка. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить.        Формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно- следственные связи, способность «действовать в уме». Ребенку предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, навыки, приобретенные в дошкольном периоде , будут служить фундаментом для успешного перехода к школьному обучению.

     Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память и внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством речи.

 ( слайд 4)

         Формирование познавательных умений и навыков возможно в большей степени в процессе игровой деятельности – основа развития обучающегося.  Игровая деятельность понимается, как особая форма активности  ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами, ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений.

         В.А. Сухомлинский писал:  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. 

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  1. Предметно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста ( 2,5 – 3 года и является ведущим до 4 – 5 лет).
  2. Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста ( с 3,5 – 4 лет   и является ведущим до  6 лет).
  3.  Словесно – логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте ( формируется в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

Средства, развивающие логическое мышление

  1. Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
  2. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
  3. Занятия, игры и упражнения на развитие операций по обобщению, классификации  и конкретизации.

 

Виды логических игр для детей 6-7 лет

  1. Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  2. Математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  3. Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, обогащение и  разнообразие словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  4. Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.   По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
  5. Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Выполняя их, ребенок получает полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком.

Графические игры на развитие логики. К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Речевые игры на развитие логики. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух.

Настольные логические игры и головоломки. Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Книги с играми на развитие логики. Например: книга С. Ю. Шишковой и Е.В. Курамшиной « Развивающие задания для подготовки ребенка к школе», книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е.Ф. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

Компьютерные игры на развитие логики. Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

В заключение хочу сказать, развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого - наглядно - действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремимся  к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные, развивающие, дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают  детям закрепить и расширить знания.

Игра для педагогов

      В  современном «быстром» мире, где в силу большой загруженности взрослых  и детей все меньше остается времени на саморазвитие, необходимы экспресс - методики, которые не будут отнимать много времени, но при  этом будут эффективны.

       В силу каждодневной однообразной целенаправленной работы мозга, связанной с профессиональной деятельностью, взрослые люди испытывают трудности при запоминании, решении задач, концентрации и переключения внимания, анализе и синтезе информации.

      Это связано с тем, что развиваются  только определенные участки коры головного  мозга и функции.

       Детям же для успешного обучения в школе необходимо развивать не только навыки чтения, математики и письма, но и  сенсомоторику, речь, память, внимание, логику и мышление.

     Я вам предлагаю одно из заданий на создание новых нейронных связей и улучшению работы коры головного мозга.

 

Задание

Сосчитать в уме примеры, при этом читая вслух ( по памяти)  стихотворение.

Вписать ответы.

 

6+3=

8+3-4=

8+11-7=

4+6=

9+6-7=

16-5+11=

7+5=

8+4-5=

2+9-8=

8+7=

14+3-10=

7-4+13=

7-4=

16-8+2=

9-5+6=

10-7=

11-8+3=

14+4-8=

16+3-7=

15-6+9=

5-4+2+3=

7+4-2=

7+10-5=

10-9+2=

 

 

Задание

Посмотреть на картинку. Назвать фигуру  и одновременно показать столько пальцев , сколько указывает число, написанное внутри фигуры. Дойдя до вертикальной линии, хлопнуть  в ладоши  и продолжать выполнять задание дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1logicheskie_igry.docx536.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Логические игры, как средство развития логического мышления старших дошкольников.

Учитель – логопед Мятлева О.А.

     Мы живем в ХХI веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

      И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.  

      Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.  

    Логическое мышление – это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом. Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь своё суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать – это те возможности мыслительного и познавательного процесса, которые дает человеку логика.( слайд 3)

          Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

         На каждом возрастном этапе создается как бы определенный « этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.  Именно с логического мышления начинается мировоззрение ребенка. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить.        Формируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно- следственные связи, способность «действовать в уме». Ребенку предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, навыки, приобретенные в дошкольном периоде , будут служить фундаментом для успешного перехода к школьному обучению.

     Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память и внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством речи.

 ( слайд 4)

         Формирование познавательных умений и навыков возможно в большей степени в процессе игровой деятельности – основа развития обучающегося.  Игровая деятельность понимается, как особая форма активности  ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Иными словами, ребенок должен научиться учиться. Умение учиться, формируемое в игровой деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех умений.

         В.А. Сухомлинский писал:  «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.  

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  • Предметно - действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста ( 2,5 – 3 года и является ведущим до 4 – 5 лет).
  • Наглядно - образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста ( с 3,5 – 4 лет   и является ведущим до  6 лет).
  •  Словесно – логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте ( формируется в 5,5-6 лет и становится ведущим с 7 – 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей).

Средства, развивающие логическое мышление

  • Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Занятия, игры и упражнения на развитие операций по обобщению, классификации  и конкретизации.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

  • Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  • Математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  • Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, обогащение и  разнообразие словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  • Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.   По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
  • Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Выполняя их, ребенок получает полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком.

Графические игры на развитие логики. К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Речевые игры на развитие логики. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух.

Настольные логические игры и головоломки. Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Книги с играми на развитие логики. Например: книга С. Ю. Шишковой и Е.В. Курамшиной « Развивающие задания для подготовки ребенка к школе», книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е.Ф. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

Компьютерные игры на развитие логики. Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

В заключение хочу сказать, развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого - наглядно - действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремимся  к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные, развивающие, дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают  детям закрепить и расширить знания.

Игра для педагогов

      В  современном «быстром» мире, где в силу большой загруженности взрослых  и детей все меньше остается времени на саморазвитие, необходимы экспресс - методики, которые не будут отнимать много времени, но при  этом будут эффективны.

       В силу каждодневной однообразной целенаправленной работы мозга, связанной с профессиональной деятельностью, взрослые люди испытывают трудности при запоминании, решении задач, концентрации и переключения внимания, анализе и синтезе информации.

      Это связано с тем, что развиваются  только определенные участки коры головного  мозга и функции.

       Детям же для успешного обучения в школе необходимо развивать не только навыки чтения, математики и письма, но и  сенсомоторику, речь, память, внимание, логику и мышление.

     Я вам предлагаю одно из заданий на создание новых нейронных связей и улучшению работы коры головного мозга.

Задание

Сосчитать в уме примеры, при этом читая вслух ( по памяти)  стихотворение.

Вписать ответы.

6+3=

8+3-4=

8+11-7=

4+6=

9+6-7=

16-5+11=

7+5=

8+4-5=

2+9-8=

8+7=

14+3-10=

7-4+13=

7-4=

16-8+2=

9-5+6=

10-7=

11-8+3=

14+4-8=

16+3-7=

15-6+9=

5-4+2+3=

7+4-2=

7+10-5=

10-9+2=

Задание

Посмотреть на картинку. Назвать фигуру  и одновременно показать столько пальцев , сколько указывает число, написанное внутри фигуры. Дойдя до вертикальной линии, хлопнуть  в ладоши  и продолжать выполнять задание дальше.

C:\Users\Сергей\Desktop\логика2 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».

Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито пр...

Консультация для воспитателей "Технология КРОССЕНС, как средство развития критического мышления старших дошкольников"

Критическое мышление – это умение мыслить.И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжен...