Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».
статья (старшая, подготовительная группа)

Ней Ольга Геннадьевна

Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито при условии создания педагогом проблемной ситуации, в процессе решения которой посредством инсайта, возникающего на основе логического разрыва, активизируются механизмы мыслительной деятельности, обнаруживаются новые свойства, связи предметов и новые решения появляются интуитивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».

Аннотация: Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито при условии создания педагогом проблемной ситуации, в процессе решения которой посредством инсайта, возникающего на основе логического разрыва, активизируются механизмы мыслительной деятельности, обнаруживаются новые свойства, связи предметов и новые решения появляются интуитивно.

 Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о необходимости подготовки специалистов, нацеленных на постоянное саморазвитие, умеющих адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, способных искать пути нестандартного решения ситуаций и проблем».

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Практика показывает, что дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. У ребенка нет самой идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Можно сказать, что у детей нет творческого мышления, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии.

В настоящее время большинство дидактических материалов, используемых педагогами, направлены на прямую передачу знаний, а не на осознанное овладение детьми мыслительными приемами и операциями. Как следствие, нередко это приводит к копированию детьми чужого опыта, действие ребенка по образцу, предоставленному взрослым, навязывание ему стереотипного мышления, боязнь ребенка перед собственной инициативой и самостоятельными шагами. В данных условиях творческое мышление детей неизбежно приостанавливается, продукты детского творчества не отражают творческой индивидуальности ребенка.

Ранее в исследованиях Т.С. Комаровой, А. Мелик-Пашаева, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой восприятие изображений не рассматривалось в прямой связи с активизацией и развитием творческого мышления, в основном эти исследования были направлены на изучение внешних условий и особенностей творческого воображения детей.

Новизна нашего исследования заключается в том, что в качестве воспринимаемых детьми изображений мы будем использовать не предназначенные специально для решения детьми проблемных ситуаций картины и рисунки, а будут выбраны те картины, произведения живописи, восприятие которых, по нашим предположениям, будет способствовать инсайту - внезапному, не выводимому из прошлого опыта решению поставленной проблемы.

В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что восприятие изображений может способствовать развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста, если: педагогом создается проблемная ситуация, которая будет решена посредством инсайта, возникающего на основе логического разрыва.

В старшем дошкольном возрасте дети уже в состоянии интерпретировать картины, достаточно сложные по композиции, сравнивать их последовательно и детально, давать правильные объяснения, если сюжет картинки не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта.

В акте восприятия ребёнком изобразительно-выразительные средства превращаются в эмоциональные, где определенное значение приобретает композиция, ритм, цвет и т.д. В процессе восприятия произведений живописи ребёнком главное– непосредственное восприятие, удивление, восхищение, переживание чуда, которое дошкольник постигает при встрече с картиной, и каждый раз по-новому видит её, чувствует и понимает.

Сегодня психологи уверены, что научить творчески мыслить можно любого человека, если развить в нем соответствующие способности, такие как: генерация идей, логическая проработка идей, оценка и выбор среди множества идей наиболее вероятных. Каждая из способностей складывается из некоторого количества психологических умений, например, выделение свойств и признаков предметов, сочетание отдельных частей образов в единое целое, нахождение общих и различных признаков предметов. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходства и различия. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления.

  В контексте нашего исследования творческое мышление-это психический процесс, в результате которого происходит самостоятельное решение новых проблем, получение новых свойств и связей предметов, нахождение новых решений интуитивно. Но как преодолеть проблему производства «нового»? Всякий интеллектуальный объект становится элементом нашего мышления. Любой новый продукт мышления, по сути, воссоздаётся из уже имеющегося содержания нашей психики, т.е. это означает, что мы никогда не сможем «породить» что-то принципиально новое, но тем не менее, всё-таки существует один подход -  это отказ от веры в уже известное и его намеренное, целенаправленное переосмысление, агрессивное отбрасывание существующих способов оценки и восприятия, активное обнаружение противоречий и парадоксов. Для этого, как неоднократно отмечалось в психологии, нужно «изменить точку зрения», посмотреть на объект «с новой стороны» и т. п. С. Л. Рубинштейн предложил общую формулу для характеристики процесса обнаружения нового как «включение» объекта в новую систему связей. Через эту новую систему связей человек «вычерпывает» новые свойства объекта.

Итак, мы утверждаем, что осмысленное восприятие произведений живописи является отличным приёмом дополнительной стимуляции творческого мышления старших дошкольников. Возникновение проблемной ситуации составляет начальный этап процесса творческого мышления. Для её решения необходим отказ от веры в уже известное и его намеренное, целенаправленное переосмысление, агрессивное отбрасывание существующих способов оценки и восприятия, активное обнаружение противоречий и парадоксов.

Таким образом, единственный способ, посредством которого мы можем преодолеть стереотипность мышления, это логический разрыв, скачок в мышлении, озарение или инсайт - внезапное, не выводимое из прошлого опыта, решение поставленной задачи или проблемы.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 176 с.
  4. Запорожец А.В., Венгер Л.А., М., «Просвещение», 1967. 280 с.
  5. Запорожец А.В., Лисина М.И. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М. «Просвещение», 1966. 277 с.
  6. К. Риччи. Дети - художники. - СПб. 1912).
  7. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
  8. Курпатов А.  Методология мышления.
  9. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с
  10. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: АПКиПРО, 2002. - 168 с.  2. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика.  Монография / Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.  
  11. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с
  12. Ольга Александровна Шиян Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Серия «Библиотека программы «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"...

Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"

Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....