Консультация для педагогов «Использование приемов биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии
Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование приемов биоэнергопластики
в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Проблема преодоления недоразвития речи у дошкольников сегодня особенно актуальна. Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе могут стать приемы биоэнергопластики.
Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное, одновременное движение двух рук и органов артикуляционного аппарата. Выполнять артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили авторы А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Е. В. Мазанова. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует длительному удержанию интереса ребенка.
Начинают работу с ознакомления детей с органами артикуляционного аппарата, разучивания упражнений артикуляционной гимнастики. На подготовительном этапе работу с каждым ребенком проводят индивидуально, сидя перед зеркалом путем подражания.
Начинаем работу с самых простых упражнений (открывание-закрывание рта, «Улыбка», «Лопатка», «Трубочка», «Часики» и т.д.), с постепенным их усложнением («Чашечка», «Болтушка», «Вкусное варенье» и т.д.). Темп выполнения упражнений медленный с постепенным его увеличением, дозировка соответственно с 3 до 5-10 секунд. Вначале проговариваем упражнение устно, затем показываем ребёнку, предлагаю выполнить упражнение вместе, затем повторить самостоятельно.
Параллельно развиваем мелкую моторику, используя упражнения пальчиковой гимнастики, направленные на улучшение координации движений пальцев и ладоней, развитие ловкости и точности движений рук, на укрепление мышц рук и пальцев, устранением несинхронности работы рук.
После того, как дети овладевают основными артикуляционными и пальчиковыми упражнениями, переходим к их сочетанию, постепенно убирая зрительную опору (зеркало). На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений. Движения кистей рук ребенка, при этом, должны быть раскрепощёнными и плавными.
Можно включить в работу героев перчаточного и пальчикового театра, игровые персонажи, применить счет и небольшие стихотворные тексты, музыкальное сопровождение.
С целью повышения интереса к упражнениям используем красочные картинки и стихи к ним:
«Часики» Тик-так, тик-так! Ходят часики вот так!
«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз, ты качаться не ленись.
«Маляр» Раз-два, раз-два, и покрашена стена.
Три-четыре, три-четыре, потолок мы побелили.
«Улыбка» Тянем губки прямо к ушкам, как весёлая лягушка.
«Хоботок» Подражаю я слону, губки хоботом тяну.
Все упражнения обьединяем простым сюжетом, что повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Музыкальное сопровождение является существенным дополнением к биоэнергопластике, развивает чувство темпа, ритма, создаёт положительный эмоциональный фон, растормаживает речевые функции, повыщает эмоциональную отзывчивость ребенка.
Логосказка «Прогулка Язычка»
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статичная поза | |
рук | Языка, губ | |
1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок. | Имитация пробуждения, кисти рук в стороны | Губы в улыбке |
2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево | Кисти рук расставлены. Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево | Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы |
3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным | Язык высовывается и прячется в рот |
4. Подмел дорожки | Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево | Язык двигается вправо-влево |
5. Решил покататься на каруселях | Кисти рук двигаются по кругу | Движения языком по зубам, по кругу |
6. Решил покачаться на качелях | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз. | Язык движется вверх- вниз |
8. Поскакал на лошадке. | Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук. | Языком щелкаем, цокаем.) «Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию). |
9. Забор поломало, починить нужно Красивый забор получился, улыбнемся. | Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга. | Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т). губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка») |
10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают? | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо. | Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта. |
11. Вот и пришел язычок домой. | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. | Язык высовывается и прячется в рот. |
Систематическое использование пальчиковой гимнастики с элементами биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе активизирует психологическую основу речи, развивая речевое мышление, внимание и память, что способствует сокращению времени занятий и повышению их эффективности.
Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.
2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство ДетствоПресс», 2011. 240 с.
3. Косинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.
4. Лазаренко О.И. Артикуляционно пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издво: АЙРИС ПРЕСС, 2011г. 32с.
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.: АРКТИ, 2001. 144 с
6. Материалы из свободного доступа в сети интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При раз...
Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"
Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Отчет по самообразованию.Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Отчет учителя-логопеда по самообразованию по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»
Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...

Консультация для педагогов "Использование камешек Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
Камешки Марблс — это стеклянные цветные камешки, которые часто в наше время используют для украшения интерьера, аквариума, декора. Игры в камешки ведут свою историю от наших пещерных предков, пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях физической культуры в условиях детского сада и семьи»
В мастер-классе для педагогов продемонстрированы приемы образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами ДОУ и родителями детей....