Консультация для педагогов «Использование приемов биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ТНР»
консультация по логопедии

Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kons_bioenergoplastika.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование приемов биоэнергопластики

в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Проблема преодоления недоразвития речи у дошкольников сегодня особенно актуальна. Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе могут стать приемы биоэнергопластики.

Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное, одновременное движение двух рук и органов артикуляционного аппарата. Выполнять артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили авторы А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Е. В. Мазанова. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует длительному удержанию интереса ребенка.

Начинают работу с ознакомления детей с органами артикуляционного аппарата, разучивания упражнений артикуляционной гимнастики. На подготовительном этапе работу с каждым ребенком проводят индивидуально, сидя перед зеркалом путем подражания.

Начинаем работу с самых простых упражнений (открывание-закрывание рта, «Улыбка», «Лопатка», «Трубочка», «Часики» и т.д.), с постепенным их усложнением («Чашечка», «Болтушка», «Вкусное варенье» и т.д.). Темп выполнения упражнений медленный с постепенным его увеличением, дозировка соответственно с 3 до 5-10 секунд.  Вначале проговариваем упражнение устно, затем показываем ребёнку, предлагаю выполнить упражнение вместе, затем повторить самостоятельно.

Параллельно развиваем мелкую моторику, используя упражнения пальчиковой гимнастики, направленные на улучшение координации движений пальцев и ладоней, развитие ловкости и точности движений рук, на укрепление мышц рук и пальцев, устранением несинхронности работы рук.

После того, как дети овладевают основными артикуляционными и пальчиковыми упражнениями, переходим к их сочетанию, постепенно убирая зрительную опору (зеркало). На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений. Движения кистей рук ребенка, при этом, должны быть раскрепощёнными и плавными.

Можно включить в работу героев перчаточного и пальчикового театра, игровые персонажи, применить счет и небольшие стихотворные тексты, музыкальное сопровождение.

С целью повышения интереса к упражнениям используем красочные картинки и стихи к ним:

«Часики»        Тик-так, тик-так! Ходят часики вот так!

«Качели»        Вверх – вниз, вверх – вниз, ты качаться не ленись.

 «Маляр»        Раз-два, раз-два, и покрашена стена.

                         Три-четыре, три-четыре, потолок мы побелили.

«Улыбка»      Тянем губки прямо к ушкам, как весёлая лягушка.

«Хоботок»      Подражаю я слону, губки хоботом тяну.

Все упражнения обьединяем простым сюжетом, что повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Музыкальное сопровождение является существенным дополнением к биоэнергопластике, развивает чувство темпа, ритма, создаёт положительный эмоциональный фон, растормаживает речевые функции, повыщает эмоциональную отзывчивость ребенка.

Логосказка «Прогулка Язычка»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

Языка, губ

1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок.

Имитация пробуждения, кисти рук в стороны

Губы в улыбке

2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево

Кисти рук расставлены.

Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево

Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык высовывается и прячется в рот

4. Подмел дорожки

Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево

Язык двигается вправо-влево

5. Решил покататься на каруселях

Кисти рук двигаются по кругу

Движения языком по зубам, по кругу

6. Решил покачаться на качелях

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз.

Язык движется вверх- вниз

8.  Поскакал на лошадке.

Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук.

Языком щелкаем, цокаем.)

«Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию).

9. Забор поломало, починить нужно

Красивый забор получился, улыбнемся.

Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга.

Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т).

губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка»)

10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта.

11. Вот и пришел язычок домой.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

Язык высовывается и прячется в рот.

Систематическое использование пальчиковой гимнастики с элементами биоэнергопластики в коррекционно-развивающей работе активизирует психологическую основу речи, развивая речевое мышление, внимание и память, что способствует сокращению времени занятий и повышению их эффективности.


Используемая литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.

2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство ДетствоПресс», 2011. 240 с.

3. Косинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.

4. Лазаренко О.И. Артикуляционно пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Издво: АЙРИС ПРЕСС, 2011г. 32с.

5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.: АРКТИ, 2001. 144 с

6. Материалы из свободного доступа в сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР

Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При раз...

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

Отчет по самообразованию.Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Отчет учителя-логопеда по самообразованию по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...

«Использование метода "Биоэнергопластика" в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»

Использование метода «Биоэнергопластика» в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР . Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Ча...

Консультация для педагогов "Использование камешек Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

Камешки Марблс — это стеклянные цветные камешки, которые часто в наше время используют для украшения интерьера, аквариума, декора. Игры в камешки ведут свою историю от наших пещерных предков, пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях физической культуры в условиях детского сада и семьи»

В мастер-классе для педагогов продемонстрированы приемы образовательной кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами ДОУ и родителями детей....