Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 40 комбинированного вида»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя - логопеда
ФИО педагога: Могилевцевой Наталии Михайловны
Тема самообразования:
«Использование приемов мнемотехники
в коррекционной работе
с детьми с ТНР»
г. Гатчина
2021 год
План работы по самообразованию:
Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР».
Цель: Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме - развитие связной речи.
- Определить научно - теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
- Рассмотреть приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми ТНР.
- Разработать направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ТНР.
Начало работы над темой: сентябрь 2021 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г.
Актуальность выбранной темы
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.
Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.
Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучиванию стихов.
Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текста, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами– понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
2. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
3. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
4. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Таким образом, мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.
Примерный перспективный план по самообразованию по работе
с детьми и родителями
Примерный перспективный план по самообразованию по работе
Сроки | Раздел плана | Форма работы | Цели | Участники | Формы и методы |
Сентябрь | Подготовительный | Составление плана работы по самообразованию. | Составить примерный перспективный план по самообразованию по данной теме | Учитель-логопед | Индивидуальная работа |
Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. | Учитель-логопед | Индивидуальная работа, словесные методы | ||
Проведение обследования и выявление уровня связной речи у детей с ТНР в ходе применения специализированных приемов и методов по развитию связной речи. | Выявить уровень связной речи у детей с ТНР. Анализировать результаты исследования. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Октябрь | Основной | Анкетирование и консультирование родителей. | Познакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные. |
Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. | Учитель-логопед | Индивидуальная работа, словесные методы | ||
Формирование картотеки и материала по работе с мнемоквадратами, мнемотаблицами, мнемодорожками. | Оптимизировать наработанный материал по теме самообразования. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, наглядные. | ||
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Ноябрь | Продолжать формировать картотеку и материал по работе с мнемоквадратами, мнемотаблицами, мнемодорожками. | Оптимизировать наработанный материал по теме самообразования. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | |
Подготовка консультации для родителей | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Декабрь | Подготовка консультации для родителей. | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | |
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Пиктограммы». | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Подготовка консультации для родителей. | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Январь | Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | |
Упражнения и игры на развитие связной речи («Волшебный телевизор, «Режиссеры») Создание коллажей о зиме, жизни людей и животных. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Изучение литературы по заданной тематике. | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Февраль | Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | |
Формирование картотеки игр по развитию связной речи «Интересные истории», «Придумай сказку», «Фантазеры». | Создание условий для речевого развития у детей в процессе игры. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Подготовка к мастеру-классу для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования». | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Март | Создание и использование игр «Смешные истории», «Ералаш». | Создание условий для речевого развития у детей в процессе игры. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | |
Изучение литературы по заданной тематике. | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Подготовка консультации для воспитателей. | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Апрель | Изучение литературы по заданной тематике. | Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | |
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые. | ||
Оформление буклетов для родителей на тему: «Развитие связной речи и памяти у дошкольников с ТНР». | Продолжать знакомить родителей с методом мнемотехники | Учитель-логопед, родители воспитанников. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Проведение занятий с использованием мнемотехники. | Развитие связной речи детей с использованием методов мнемотехники. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. | ||
Май | Итоговый | Диагностика | Выявить уровень связной речи у детей с ТНР на конец года. Анализировать результаты исследования. | Учитель-логопед, дети логопедической группы | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические. |
Отчет по теме самообразования | Составление отчета по проделанной работе. | Учитель-логопед. | Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные. |
Используемая литература:
1. Белошистая, А. Развиваем связную речь / А. Белошистая // Дошкольное воспитание.-2012.-№7.-С.20.
2. Белоусова Л.Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. - 128с.
3. Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большакова ‒ СПб., 2015 – 71 с.
4. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи. М.: АСТ, 2013.-158с.
5.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 15.
6. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. ‒ СПб., 2012.- 78с.
7.Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психологодидактический аспект): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2010.
8.Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 2015.- 256с
9.Истомина З.М. Развитие произвольного –внимания у дошкольников / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: АСТ, 2011. - 422 с.
10.Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие диалогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2015. – 64 с. : ил. – («Коррекционная педагогика»).
11.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». ‒ М.: Самиздат, 2012. ‒ 350 c.
12.Матюгин И.Ю. Тактильная память.– М.: Эйдос,2011.- 61 с. 30.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Союз, 2014. – 482 с.
13.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. // Логопед.- 2008. - №4. - 115
14.Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2011. – 176 с.
15.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2013.- 427с.
16.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: АСТ, 2011. – 279 с.
17.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине /Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений/. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 156с.
18.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С.16-21.
19.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.- М.: ГНОМ и Д, 2003. - 32 с.
20.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Института Психотерапии. 2001. – 256 с.
21.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: /под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
22.Широких Т.Д. Учим стих – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2014. № 2. – С. 59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Перспективный план по самообразованию тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО "
Предлагаю ознакомиться с планом по самообразованию на тему "Нравственнопатриотическое воспитание в условияж ФГОС"...
Отчёт по теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».
Отчёт по теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития»....
План работы по теме самообразования «Использование ИКТ технологии в образовательном процессе» На 2020-2021 год
Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.Задачи:- активизировать познавательную ...
Индивидуальный план развития профессионального уровня. Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Индивидуальный план развития профессионального уровня Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.Актуальность. Внедрение ново...
План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....