Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Могилевцева Наталия Михайловна

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 40 комбинированного вида»

   

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя - логопеда

ФИО педагога: Могилевцевой Наталии Михайловны

Тема самообразования:

«Использование приемов мнемотехники

 в коррекционной работе

 с детьми с ТНР»

г. Гатчина

2021 год

План работы по самообразованию:

Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР».

Цель:  Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

  1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме - развитие связной речи.
  2. Определить научно - теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста  с ТНР.
  3. Рассмотреть приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми ТНР.
  4. Разработать направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ТНР.

Начало работы над темой: сентябрь 2021 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май  2022г.

Актуальность выбранной темы

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в  связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.

Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие  по-прежнему признают наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение количества детей,  имеющих общее недоразвитие речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной  связной речи принимает глобальный характер.

Основной задачей мы видим преодоление ОНР, формирование интереса к процессу обучения. Необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких средств является мнемотехника.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения  внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления  информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехнику используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучиванию стихов.
Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текста, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
 Для начала детей знакомят с мнемоквадратами– понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
2. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
3. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;
4.  Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Таким образом, мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

     

Примерный перспективный план по  самообразованию по работе  

с детьми и родителями

Примерный перспективный план по самообразованию по работе

Сроки

Раздел плана

Форма работы

Цели

Участники

Формы и методы

Сентябрь

Подготовительный

Составление плана работы по самообразованию.

Составить примерный перспективный план по самообразованию по данной теме

Учитель-логопед

Индивидуальная  работа

Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

 Учитель-логопед

Индивидуальная работа, словесные методы

Проведение обследования и выявление уровня связной речи у детей с ТНР  в ходе применения специализированных приемов и методов по развитию связной речи.

Выявить уровень связной речи у детей с ТНР. Анализировать результаты исследования.  

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Октябрь

Основной

Анкетирование и консультирование родителей.

Познакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Учитель-логопед

Индивидуальная работа, словесные методы

Формирование картотеки и материала по работе с мнемоквадратами,  мнемотаблицами, мнемодорожками.

Оптимизировать наработанный материал по теме самообразования.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, наглядные.

Проведение занятий с использованием мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Ноябрь

Продолжать формировать картотеку и материал по работе с мнемоквадратами,  мнемотаблицами, мнемодорожками.

Оптимизировать наработанный материал по теме самообразования.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Подготовка консультации для родителей

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Декабрь

Подготовка консультации для родителей.

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Пиктограммы».

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Подготовка консультации для родителей.

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Январь

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Упражнения и игры на развитие связной речи («Волшебный телевизор, «Режиссеры») Создание коллажей о зиме, жизни людей и животных.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Изучение литературы по заданной тематике.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Февраль

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Формирование картотеки игр по развитию связной речи «Интересные истории», «Придумай сказку», «Фантазеры».

Создание условий для речевого развития  у детей в процессе игры.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Подготовка к мастеру-классу  для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования».

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Март

Создание и использование игр «Смешные истории», «Ералаш».

Создание условий для речевого развития  у детей в процессе игры.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Изучение литературы по заданной тематике.

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Подготовка консультации для воспитателей.

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Апрель

Изучение литературы по заданной тематике.

Продолжать повышать знания по данной теме, проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые.

Оформление буклетов для родителей на тему: «Развитие связной речи и памяти  у дошкольников с ТНР».

Продолжать знакомить родителей с методом  мнемотехники

Учитель-логопед, родители воспитанников.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Проведение занятий с использованием  мнемотехники.

Развитие связной речи детей  с использованием методов мнемотехники.

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Май

Итоговый

Диагностика

Выявить уровень связной речи у детей с ТНР на  конец года. Анализировать результаты исследования.  

Учитель-логопед, дети логопедической группы

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные, игровые, практические.

Отчет по теме самообразования

Составление отчета по проделанной работе.

Учитель-логопед.

Индивидуальная работа, словесные методы, наглядные.

Используемая литература:

1. Белошистая, А. Развиваем связную речь / А. Белошистая // Дошкольное воспитание.-2012.-№7.-С.20.

 2. Белоусова Л.Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. - 128с.

3. Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т.В. Большакова ‒ СПб., 2015 – 71 с.

4. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи. М.: АСТ, 2013.-158с.

5.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 15.

6. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. ‒ СПб., 2012.- 78с.

7.Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психологодидактический аспект): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2010.

8.Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 2015.- 256с

9.Истомина З.М. Развитие произвольного –внимания у дошкольников / З.М. Истомина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: АСТ, 2011. - 422 с.

 10.Капитовская, О.А., Плохотнюк, М.Г. Развитие диалогической речи с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2015. – 64 с. : ил. – («Коррекционная педагогика»).

 11.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». ‒ М.: Самиздат, 2012. ‒ 350 c.

12.Матюгин И.Ю. Тактильная память.– М.: Эйдос,2011.- 61 с. 30.Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Союз, 2014. – 482 с.

13.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко. Л.В. // Логопед.- 2008. - №4. - 115

14.Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие. – (Серия «Методический кабинет»)- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2011. – 176 с.

15.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2013.- 427с.

 16.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М.: АСТ, 2011. – 279 с.

 17.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине /Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений/. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. – 156с.

 18.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С.16-21.

 19.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.- М.: ГНОМ и Д, 2003. - 32 с.

 20.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Института Психотерапии. 2001. – 256 с.

21.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: /под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.

22.Широких Т.Д. Учим стих – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2014. № 2. – С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема: «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взр...

Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»...

Перспективный план по самообразованию тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО "

Предлагаю ознакомиться с планом по самообразованию на тему "Нравственнопатриотическое воспитание в условияж ФГОС"...

Отчёт по теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития».

Отчёт по  теме самообразования: «Использование системы здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе как средство повышения уровня речевого развития»....

План работы по теме самообразования «Использование ИКТ технологии в образовательном процессе» На 2020-2021 год

Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.Задачи:- активизировать познавательную ...

Индивидуальный план развития профессионального уровня. Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

Индивидуальный план развития профессионального уровня Тема самообразования: Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.Актуальность. Внедрение ново...

План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования:  повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....