Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
проект по логопедии по теме
Объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_no_4.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приходько Лидия Александровна,
учитель-логопед, г. Ногинск
«Использование приемов мнемотехники в коррекционной
работе с детьми с ОНР»
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи - очень сложное дело.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, можно использовать в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.
Мнемотехника
- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н –схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
Мнемотаблица
- это схема, в которую заложена определенная информация.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Использовать приёмы мнемотехники в своей работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка —зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения.
Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением -расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры - упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом.
Например: Даётся слово - “девочка”, его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов “большая машинка”:
Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка стоит”.
Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец
И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Например: лиса состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например:
домик — ,волк — ,медведь — .
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):
- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия детям следует помогать вопросами: “А что ты знаешь об этом?” или “Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?” В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В.Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е.Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Этапы работы со схемой-моделью:
- учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;
- самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
- закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).
Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил
- Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
- В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
- Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
- После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
- Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
- Вызвать у детей желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни.
- Расширить круг знаний об окружающем мире.
- Активизировать словарный запас.
- Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Литература
- Белоусова Л.Веселые встречи. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
- Большева Т.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
- Житникова Л.Учите детей запоминать. — М.: “Просвещение”, 1985.
- Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // “Дошкольная педагогика”. - 2006 (июль—август).
- Малетина Н .Моделирование в описательной речи детей с ОНР // “Воспитание и обучение”. — 2004 - №6.
- Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., 2009.
- Ткаченко Т.Использование схем в составлении описательных рассказов // “Дошкольное воспитание, — 1990-№10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОНР
Консультация для воспитателей...
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...
Отчет по самообразованию.Тема: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Отчет учителя-логопеда по самообразованию по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...
Перспективный план по самообразованию. Тема самообразования: «Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР»
Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме: "Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ТНР"...
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники, весьма успешное средство и в работе с детьми школьного возраста.Мнемотехника – совоку...
Семинар-практикум «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,...