Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель занятия: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Транспорт».

Коррекционно-образовательные: 

  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;

Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику;

          Коррекционно-воспитательные: 

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать  чувство эмпатии; снять мышечные  и эмоциональные  зажимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №2

«Миасский детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Транспорт».

Подготовила: учитель –логопед

Галяева Алена Геннадьевна

с. Миасское

декабрь 2024 г.

Цель занятия: развитие лексико-грамматических представлений по лексической теме «Транспорт».

Коррекционно-образовательные: 

  • Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  • Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
  • Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;

Коррекционно-развивающие: 

  • Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать общую и мелкую моторику;

          Коррекционно-воспитательные: 

  • Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
  • Развивать  чувство эмпатии; снять мышечные  и эмоциональные  зажимы.

Оборудование: игрушка Незнайка, домик, предметные картинки пассажирского транспорта (автобус – автобусы, троллейбус – троллейбусы, трамвай – трамваи, автомобиль – автомобили, мотоцикл – мотоциклы, поезд, самолет – самолеты, теплоход – теплоходы); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно; презентация.

Ход занятия:

І. Организационный момент.

 – Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на занятии: трамвай, автобус,  самолет, грузовик. (слайд 1) Догадались?

–  Мы будем говорить о транспорте.

2) Из-за дверей слышен шум, плач.

– Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?

-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли , я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»

– Кто из вас подскажет Незнайке это слово?   – Это транспорт.

– Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том, как  надо сидеть на занятии:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. «Отгадайте загадки»:

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может  (троллейбус) (слайд 3)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

(трамвай) (слайд 4)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход) (слайд 5)

Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет    (самолет) (слайд 6)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой     (мотоцикл) (слайд 7)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,  побежит  ….(автомобиль) (слайд 8)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином  (автобус)(слайд 9)

– Скажите, этот транспорт перевозит людей или  грузы? – Это транспорт перевозит людей.

– Как называют людей, которые едут в транспорте? –  (В транспорте едут пассажиры).

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? –

( Пассажирский транспорт ).

2. Игра «Чего не стало?»:  – Давайте поиграем с этими картинками.  Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

- Молодцы ребята, вы очень внимательные.

3. Игра «Угадай по действию»:-  Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

– Эта машина помогает людям тушить пожары. –( Это пожарная машина). (слайд 10)

– Какая машина помогает поливать улицы? – (Это поливальная машина). (слайд 11)

– Какая машина помогает врачу добраться до больного ? – (Это скорая помощь). (слайд 12)

 -Скорая помощь, пожарная  машина,  поливальная машина. Это тоже транспорт, специальный.

– Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз) ( слайд 13)

4. Игра «Кто чем управляет?». Пополнение словаря по теме.

Водитель управляет (чем?) — ...

Машинист управляет (чем?) — ...

Летчик управляет (чем?) — ...

Мотоциклист управляет (чем?) — ...

Велосипедист управляет (чем?) — ...

Космонавт управляет (чем?) — ...

Капитан управляет (чем?) — ...

(слайд 14-20)

5.Физкультминутка «Теплоход».

Он назад шагнул сначала.

Два шага назад.

А потом шагнул вперед —

Два шага вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками.(слайд 21)

6.  «Подбери предмет к действию»:

– Посмотрите на экран  и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает?  Тормозит?   Летит? (слайд 22)

7. «Подбери  действие к предмету»: – Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет – летит, плывет, гудит, стоит,  взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается,  плывет, проезжает.

8. Игра «У меня есть» – «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда  картинки с такими  же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

–  У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.

– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

9.Игра «Подбери нужное слово». Образование приставочных глаголов.

Машина в гараж ... (заезжает), машина из гаража ... (выезжает), машина вокруг гаража... (объезжает), машина к гаражу ... (подъезжает), машина от гаража... (отъезжает), машина на мост ... (въезжает), машина с моста ... (съезжает).(слайд 23-29)

Логопед: С этим заданием вы, ребята, справились. Молодцы!

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ: – Ну что, Незнайка,  ты запомнил, как по-другому назвать  машины, корабли, самолеты?

-Запомнил, а вы, дети, запомнили? А  как называется транспорт, который перевозит грузы?  Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

– Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?

– Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас   каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а  я пошел, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Осень"

Целью подгруппового логопедического занятия "Осень" является уточнение и расширение представлений детей об осени и ее приметах, активизация словаря по теме....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Презентация к логопедическому занятию в старшей группе по теме " Транспорт".

В презентации подобраны игры и игровые задания по теме " Транспорт". Занятие разработано в форме игры " Путешествие на паровозике"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему : «Транспорт. Правила дорожного движения»

Закрепить знания детей о правилах движения (ПДД) .Закрепить знания детей о разных видах транспорта....

фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме "Транспорт"

Занятие для детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи. На занятии  развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, общую и мелкую моторику....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Транспорт"

Расширять словарный запас детей по теме «Транспорт»;Развивать внимание, память и логическое мышление;Развивать умение составлять целое из фрагментов;Развивать мелкую моторику рук.Формирова...

конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Транспорт"

конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Транспорт"...