Применение компьютерных игр на логопедических занятиях.
статья по логопедии

Татьяна Веселкина

Применение компьютерных игр на логопедических занятиях

 Публикации

В рамках своей деятельности логопеды периодически применяют различные компьютерные игры. Компьютерные логопедические игры можно найти в свободном доступе, некоторые занимаются их разработкой самостоятельно. Они не только повышают интерес детей к занятию, но и их эффективность. Конечно, урок не должен полностью состоять из одних компьютерных игр – достаточно одной, соответствующей цели и теме занятия.»

 

Конечно, по моему мнению использовать лишь информационные компьютерные технологии (далее – ИКТ) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению, и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

 

– достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин;

 

– выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия;

 

– их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации;

 

– расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см;

 

– во время игры у ребенка должна быть прямая спина;

 

– после ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

 

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера. Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр.

 

Компьютерные игры в логопедии – это не только развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

 

– улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;

 

– тренировка ориентирования в пространстве;

 

– коррекция речи;

 

– увеличение словарного запаса;

 

– тренировка ВПФ (высших психических функций);

 

– обучение ребенка пользованию компьютером.

 

Все перечисленные задачи можно реализовать как используя одну игру, так и выбирая несколько и чередуя их. Именно благодаря многофункциональности, речевые тренажеры становятся все популярнее.

 

Принципы использования ИКТ:

 

– принцип активности;

 

– принцип доступности;

 

– принцип наглядности;

 

– принцип объективной оценки результатов деятельности;

 

– принцип научности;

 

– принцип системности и последовательности;

 

– принцип развивающего и дифференцированного обучения;

 

– принцип воспитывающего обучения;

 

– принцип интерактивности компьютерных средств.

 

 

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.

 

В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

 

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

 

«Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.

 

«Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.

 

«Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.

 

«Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.

 

«Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.

 

«Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.

 

«Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.

 

«Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

 

Мерсибо – «Читай-пиши без ошибок», «Русский без нагрузки», «Русский без нагрузки-2».

 

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

 

Использование ИКТ формирует навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

 

 

Авторы:

                                                              Учитель-логопед   Веселкина Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компьютерных игр на логопедических занятиях

В рамках своей деятельности логопеды периодически применяют различные компьютерные игры. Компьютерные логопедические игры можно найти в свободном доступе, некоторые занимаются их разработкой самостоятельно. Они не только повышают интерес детей к занятию, но и их эффективность. Конечно, урок не должен полностью состоять из одних компьютерных игр – достаточно одной, соответствующей цели и теме занятия.»

Конечно, по моему мнению использовать лишь информационные компьютерные технологии (далее – ИКТ) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению, и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

– достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин;

– выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия;

– их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации;

– расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см;

– во время игры у ребенка должна быть прямая спина;

– после ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера. Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр.

Компьютерные игры в логопедии – это не только развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

– улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;

– тренировка ориентирования в пространстве;

– коррекция речи;

– увеличение словарного запаса;

– тренировка ВПФ (высших психических функций);

– обучение ребенка пользованию компьютером.

Все перечисленные задачи можно реализовать как используя одну игру, так и выбирая несколько и чередуя их. Именно благодаря многофункциональности, речевые тренажеры становятся все популярнее.

Принципы использования ИКТ:

– принцип активности;

– принцип доступности;

– принцип наглядности;

– принцип объективной оценки результатов деятельности;

– принцип научности;

– принцип системности и последовательности;

– принцип развивающего и дифференцированного обучения;

– принцип воспитывающего обучения;

– принцип интерактивности компьютерных средств.

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Он не имеет аффективно окрашенного отношения к обучающемуся. У него всегда «хватит терпения» для работы. Тренажер – это игра.

В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

«Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.

«Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.

«Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.

«Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.

«Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.

«Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.

«Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.

«Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

Мерсибо – «Читай-пиши без ошибок», «Русский без нагрузки», «Русский без нагрузки-2».

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

Использование ИКТ формирует навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Авторы:

Учитель-логопед Веселкина Татьяна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных игр на логопедических занятиях.

Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила:«...Игра учит ребят организованности,  она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — пр...

мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».

Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать  преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....

Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях

Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Использование компьютерных технологий в повседневных занятиях дало положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении эле...

Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.

  Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей-л...

Применение компьютерных технологий в логопедической работе

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использова...