ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья по логопедии по теме
В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternykh_tekhnologiy_na_logopedicheskikh_zanyatiyakh_s_doshkolnikami.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Акимова Ольга Валерьевна
Аннотация: в статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи.
Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками.Современные компьютерные технологии позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему вряде случаев характер игры.
Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то коррекционный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п.12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:
- Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
- После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
Согласно методикеЛ.С. Волковой[1]последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.Содержание презентаций зависит от целей и вида коррекционных занятий, на которых они используются.
Первый этап, подготовительный- основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапиина основе готовых народных или авторских сказок, интенсивно развивается такое явление, как логосказки. Мы создали в программе MicrosoftPowerPoint цикл презентаций «Сказка о веселом о язычке», а также «Путешествие со Смешариками» и другими сказочными героями. Игровые ситуации увлекают дошкольника в сказочный мир, понижается общее напряжение, стеснительность, негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Второй этап-формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. В своей работе используем презентации «Звуковые дорожки». Это многократное проговаривание, вариативность картинок, персонажей. При автоматизации звука в слогах сделаны «Песенка Белочки», «Песенка Комарика», «Упражнение Знайка», «Песенка Тигра» и др. На этапе постановки звуков у ребенка наблюдается неуверенность, поэтому использование в презентации анимированных персонажей отвлекает ребенка от речевого дефекта, делая коррекцию речи более тонкой и незаметной. При виде наглядного результата своих усилий у дошкольникаповышается самооценка, снижается неуверенность и тревожность.Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Здесь можно использовать презентации «Незнайка», «Путаница», «Договори слово» и др.
Третий этап-формирование коммуникативных умений и навыков. Цель его-сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Детям нравится сюжетно-ролевая игра “Расскажи про зверят”, где они выступают в роли «зверят», знакомятся, составляют описательный рассказ о себе (Где живёт? Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя это животное в природе?и др.).
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, эффективности логопедической работы по коррекциинарушений речи и общего развития детей. Эти методы принадлежат к числу дополнительных эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.340-349.
2. Лизунова Л.Р."Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005.- С. З4-З7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Здоровьесберегающие технолог...
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании.
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании. В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает...
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании.
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании. В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает...
Опытно-экспериментальная деятельность "Значение использования компьютерных технологий в логопедической работе"
ИКТ как игровой инновационный метод в работе логопеда в ДОУ...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
Использование КТ в логопедической работе...
Формирование ключевых компетенций у детей через использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего основаны на научно обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специф...
"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...