Применение компьютерных технологий в логопедической работе
электронный образовательный ресурс
Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, восстановительных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Компьютерное обучение – один из видов современных образовательных технологий. Она может быть выявлена согласно классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, разработанной В.П.Беспалько.
В основе его классификации лежат типы управления и конкретные виды технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение компьютерных технологий в логопедической работе | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение компьютерных технологий
в работе учителя-логопеда
Применение компьютерных технологий в логопедической работе
Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, восстановительных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Компьютерное обучение – один из видов современных образовательных технологий. Она может быть выявлена согласно классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, разработанной В.П.Беспалько.
В основе его классификации лежат типы управления и конкретные виды технологий.
Виды управления:
- разомкнутое - неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся;
- цикличное - с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем;
- рассеянное (фронтальным) или направленное (индивидуальным);
- ручное (вербальным) или автоматизированное (с помощью учебных средств).
Данные признаки определяют следующие виды технологий:
- классическое обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
- обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;
- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Существует три варианта применения компьютерных технологий:
- «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
- основная – определяющая, наиболее значимая из использованных в данной технологии частей;
- монотехнология – обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
Сама концепция компьютерного обучения заключается в следующем:
- обучение – это общение ребенка с компьютером;
- принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
- диалоговый характер обучения;
- управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
- взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект–объект, субъект–субъект, объект–субъект;
- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Однако данная технология становится популярна не только в сфере общеобразовательного обучения. Компьютерные технологии оказались действительно полезны в коррекционном образовании, в том числе и в логопедии. Наиболее эффективно применение компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. На основе этого Институт коррекционной педагогики выдвинул конкретные задачи разработки компьютерных программ для поддержки специального обучения:
- анализ выбранной содержательной области обучения с точки зрения последовательности этапов освоения ребенком конкретных понятий, представлений, навыков;
- выделение этапов, нуждающихся в компьютерной поддержке по принципу подбора наиболее сложных в практике традиционного обучения.
Порой для компьютерных логопедических занятий необходимо не только наличие компьютера. На групповых занятиях или занятиях с ребенком с ОВЗ могут возникнуть определенные проблемы с работой за компьютером. Специально для таких случаев крупнейшие компании по производству компьютерного оборудования выпускают различные приспособления и гаджеты для удобной работы за компьютером.
Достаточно точную и конкретную информацию об использовании интерактивной доски на логопедических занятиях дает Н.К.Кадочникова:
«Интерактивная доска (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, создавать свои smart-проекты, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Это устройство используется с проектором и компьютером».
Изображение с компьютера с помощью проектора транслируется на интерактивную доску. С помощью встроенного инструмента Drag and Drop интерактивная доска позволяет передвигать, изменять, манипулировать с изображением на экране. Наличие большого изображения с монитора компьютера является крайне необходимым на фронтальных занятиях.
На сегодняшний день во многих московских школах уже стоят интерактивные доски. Они активно используются на общеобразовательных уроках для обучения чтению и письму, математике и т.д. Занятия с интерактивной доской пользуются большим спросом у школьников, они с интересом наблюдают за происходящим на мониторе.
Основными марками интерактивных досок в школах являются ACTIVboard, SMART Board, Interwrite Board, Hitachi StarBoard и другие. Однако любая модель оснащена базовым программным обеспечением, позволяющем работать с интерактивной доской. Стандартно, ПО позволяет работать в трех режимах:
- режим Office - режим работы с документами MS Office;
- режим белой доски - режим рисования;
- интерактивный режим - основной режим работы с доской.
Данные режимы открывают для учителя неограниченный ряд возможностей использования компьютера на школьных уроках.
Неграмотное использование компьютерных технологий на занятиях может навредить здоровью ребенка. Е.К.Глушкова и Л.А.Леонова выяснили, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт. На основе своих исследований они вынесли следующие рекомендации:
- время, отведенное на занятия с компьютером не должно превышать определенной нормы;
- для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку;
- ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране;
- для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов;
- необходимо проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Согласно нормам, прописанным в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и 2.4.1.3049-13, должны соблюдаться следующие требования:
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5-ти лет не должна превышать 10 мин, для детей 6-ти лет - 15 мин. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Компьютерные технологии в логопедической работе"
Презентация подготовлена к выступлению на городском методическом объединении учителей логопедов.Выступление посвящено созданию и применению презентаций на логопедических занятиях....
компьютерные технологии в логопедической работе
Компьютерные технологии сейчас являются важнейшими элементами учебной деятельности любого высшего заведенияи обычнойшколы.Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых...
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Что дает внедрение компьютерных технологий ? - улучшение качества обучения;- повышение мотивации к получению и усвоению новых знаний;- возможность наглядно увидеть результат своих усилий;- ...
мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».
Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...
Опытно-экспериментальная деятельность "Значение использования компьютерных технологий в логопедической работе"
ИКТ как игровой инновационный метод в работе логопеда в ДОУ...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
Использование КТ в логопедической работе...
Использование компьютерных технологий в логопедической работе
С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи и актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их обучения, в том числе с опорой на информационно –...