Мастер-класс. Тема: « Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»
методическая разработка по логопедии

Свиридова Надежда Ивановна

Мастер-класс направлен на формирование у педагогов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей) профессиональной компетентности по использованию элементов цветотерапии в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Звездочка» ГО «Посёлок Агинское»

Учитель-логопед: Свиридова Н.И.

Тема: « Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»

Цель: Формирование у педагогов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей) профессиональной компетентности по использованию элементов цветотерапии в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ.

Задачи:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии – цветотерапии, как эффективного средства коррекции звукопроизношения.

2. Дать представление о способах и приемах работы по коррекции звукопроизношения с использованием цвета через знакомство с цветовыми играми (дидактические игры и мультимедийные презентации)

3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах цветотерапии.

4. Мотивировать педагогов на развитие творческих способностей (самостоятельное изготовление игр, правил игры)

Целевая аудитория мастер класса: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели образовательных учреждений.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Методы обучения: словесный (устное изложение, беседа); наглядный (сопровождение рассказа презентацией); практический (индивидуальная или групповая работа на компьютере).

Требования к материальному обеспечению мастер-класса

Оборудование:

- демонстрационный ПК;

- мультимедийный проектор, экран;

- слайдовая презентация мастер-класса;

- игры с использованием цвета (игровые презентации, дидактические игры);

- карточки зеленого и черного цветов.

План проведения мастер-класса:

1.Приветствие

2.Актуальность

3.Презентация опыта

4. Практическая самостоятельная работа участников мастер-класса

5.Рефлексия

Ход мастер- класса:

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри. Рада видеть всех вас. Разрешите представиться - Свиридова Надежда Ивановна, учитель-логопед МАДОУ- детский сад «Звездочка» ГО «Поселок Агинское»

Актуальность.

В настоящее время возросло количество детей с ОВЗ. У данной категории детей обязательно в той или иной мере нарушена речь. В частности, нарушается и звукопроизношение. Дети с ОВЗ имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость и т.д.

Поэтому мы сталкиваемся с проблемой- традиционные приемы работы по автоматизации звуков у детей с ОВЗ не всегда приносят положительный результат.

Это связано с тем, что речевой дефект является весьма стойким и сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Возникает противоречие между необходимостью коррекции звуков и малой эффективностью традиционных форм работы.

Что мы с вами можем предпринять в данной ситуации? (ответы участников) Конечно, использовать интересные формы, методы, приемы работы. Так в деятельности учителя - логопеда здоровьесберегающие технологии становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Сегодня я хотела бы продемонстрировать опыт работы по применению элементов интересной нетрадиционной формы работы. Для того чтобы узнать название мастер-класса, мне нужна ваша помощь.

Разминка: загадка про звуки и цвет.

-Одни из них поют прекрасно,

А вот другие-те согласны

Пошелестеть или посвистеть, шептать и фыркать и шипеть. (звуки речи)

-Их дом - волшебная радуга, они всегда нас радуют,

Ах, какая красота-это радуги….(цвета)

Уважаемые педагоги, как вы считаете, о чем сегодня на мастер-классе пойдет речь? (ответы участников)

Тема моего мастер-класса «Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»

Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В свою очередь, знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Все это чрезвычайно важно для детей с ОВЗ. Результаты диагностики показывают, что наряду со звукопроизношением у детей нарушено и цветоразличение. Дети путают такие цвета, как синий, голубой и фиолетовый;  красный, бордовый и розовый. Таким образом, назрела необходимость объединения двух процессов - работы по закреплению цвета и звуков. То есть использовать цветотерапию в коррекции звукопроизношения и параллельно вести работу над цветовосприятием и цветоразличением. Это позволит улучшить и  разнообразить работу сразу в нескольких направлениях. Элементы цветотерапии также являются хорошим средством для развития концентрации, устойчивости и целенаправленности зрительного внимания.

 Проблемой использования цвета в коррекционной работе занимались такие авторы как Г.С.Швайко, Н.В.Нищева, Н.М.Погосова.

Новизна опыта состоит в нестандартном применении известной здоровьесберегающей технологии. Ведь цветотерапию чаще применяют психологи для работы над эмоциональным состоянием человека. Цветотерапия – наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. 

Мы же предлагаем использовать цвет в качестве средства для коррекции звуков, но не забываем и про развитие иных психических процессов.

Презентация опыта

Каким же образом цвет может помочь в коррекции звукопроизношения? (ответы участников)

Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый», содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это звуки ж и л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует определенные звуки:

Желтая жаба- автоматизация звука ж

Желтое платье, желтый колобок- автоматизация звука л

Желтый забор, желтая змея -дифференциация звуков ж-з

Желтая ракета- дифференциация звуков л-р

Дети берут в руки предметные картинки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Использование цвета в период автоматизации и дифференциации звуков превращает занятие в увлекательный и творческий процесс. Осуществлять коррекцию звукопроизношения на этапе автоматизации звуков позволяет использование различных цветов (звук [р]- ‬красный, розовый, серый, оранжевый, чёрный; звук [л] -‬голубой, жёлтый, белый; [с] ‬[с'] -‬серый, синий, красный, звук [ж]-желтый, звук [з'], [з]-зеленый)

Но использование цвета для автоматизации возможно только на более поздних этапах работы, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях). Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука, а это можно обнаружить почти в каждом слове, то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.

На занятиях с детьми применяю настольные дидактические игры- «Магазин», «Наведем порядок», «Лабиринт», «Лото», «Разноцветные предметы».

Так же использую и мультимедийные презентации в виде игр. Это игры «Посчитай, сколько», «Собираем яблоки», «Шары для клоунов», «Построй дом» и другие.

 Цветовые логопедические игры, содержат задачу, правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Основными целями игр с применением цвета является коррекция и развитие произвольного внимания, автоматизация и дифференциация звуков, совершенствование фонематического восприятия, формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие связной устной речи детей.

В начале занятия или проведения игры ребёнку сообщается о том, что сегодня он совершит путешествие в страну определенного цвета, жители или предметы, находящиеся в этой стране, имеют соответствующий цвет (по аналогии выстраивается работа с другими цветами).

Далее учитель-логопед демонстрирует настольные дидактические игры и на экране мультимедийные презентации.

 Практическая часть.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю немного поиграть в игру «Отгадай цвет»:

Это - самый зимний цвет. Скажите правильный ответ. (Белый цвет)

У вас ответ найдётся, - Цвет какой имеет солнце? (Жёлтый цвет)

Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (Зелёный цвет)

Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (Синий цвет)

Такого цвета наша кровь. Какого, - кто сказать готов? (Красный цвет)

Красный с желтым мы возьмем, новый цвет мы создаем.

    Апельсин он весь наполнит, так какой же цвет выходит? (Оранжевый цвет)

Приглашение участников.

Участникам предлагается придумать игры и правила к ним, используя предложенные цветные карточки.

Варианты игр зависят только от вашей фантазии - «4-ый лишний», «Живое-неживое» и т.д.

Оставшиеся участники создают вместе с ведущим мультимедийную презентацию (с использованием материалов рабочей папки ведущего мастер-класса)

Участники демонстрируют созданные игры. (По одной-две игры).

Таким образом, можно сделать вывод: Данный опыт работы показывает, что системность применения элементов цветотерапии  оказывает стимулирующее влияние на коррекцию звукопроизносительной стороны речи у детей с ОВЗ. Использование цветовых игр позволяет повысить мотивацию, интерес детей, оказывает комплексное положительное воздействие как на речевые, так и неречевые процессы детей с ОВЗ (на экране результаты диагностики)

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, хотелось бы узнать и увидеть ваше мнение о проведённом мастер – классе. Получили ли вы интересную информацию? Есть ли у вас желание использовать элементы данной технологии в коррекции звукопроизношения? Ваши вопросы и предложения. Если мастер-класс понравился и будет вам полезен в работе, поднимите зеленую карточку. А если не заинтересовал - черную.

Спасибо за внимание. Участникам раздаются памятки.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.
  3. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.:Айрис-Пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс на тему:" Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей"

Данный мастер- класс поможет закрепитьпредставление о понятии "мелкая моторика"., познакомит с использованием прищепок в играх по развитию мелкой соторики старших дошкольников....

Конспект мастер-класса по теме "Игры и упражнения для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста"

Конспект мастер-класса по теме "Игры и упражнения для коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста"...

Мастер- класс по теме: «Использование педагогической технологии квест –игра при обучении детей правилам дорожного движения.»

Квест – это командная игра, но может быть и одиночной. Идея командной игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, во-первых детя...

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности   детей старшего дошкольного возраста

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу « Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»

Презентация является дополнением к разаработке Мастер-класс « Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ»....