Рекомендации родителям детей, которые поздно заговорили
консультация по логопедии

Рекомендации родителям детей, которые поздно начали  говорить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_detyam_pozdno_govor.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к работе с детьми, которые поздно заговорили.

Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает при условии общения ребенка со взрослым. Львом Семеновичем Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

В настоящее время это положение нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.

С чего начать родителям?

На начальном этапе обучения основная задача взрослых – вызвать у детей подражательную деятельность в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

У неговорящих детей, как правило, еще нет ярко выраженной потребности подражать слову взрослого. В активном словаре не более 10-20 слов, пассивный доходит до 200.

Многие дети владеют довольно большим пассивным словарем и способны по просьбе взрослых выполнять сложные задания. О таких детях родители обычно говорят, что они все понимают, только не говорят. Что же делать?

В первую очередь, проводим ежедневные мини-занятия «ДЕЛАЮ И ГОВОРЮ». Именно с этого начинаем. Взрослый должен озвучивать все свои действия, от слова ВСЕ! Например, вы режете хлеб и обязательно проговаривайте все свои движения в присутствии ребенка. Данный этап может пролиться от 1 месяца до 4-5. В это время малыш обязательно должен слышать озвученные действия практически от всех членов семьи и постепенно он начнет не только копировать действия, но и слова, которой произносит взрослый.

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются:

-их игрушки;

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос);

-предметы одежды (пальто, шуба, рубашка, платье);

-предметы туалета (мыло, зубная паста, щетка, полотенце);

-предметы обихода (стол, стул, чашка, ложка);

-названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет);

-названия животных.

Однако первый этап несет не только положительные, но и небольшие отклонения в поведении. Некоторые дети в самом начале немного раздражаются от того, что взрослые постоянно комментируют свои действия. Однако, со временем это проходит и малыш начинает задавать простейшие осознанные вопросы.

Вторым этапом становится передача инструкций на выполнение заданий «ЗАДАЮ ВОПРОСЫ.ОТВЕЧАЮ». Взрослый не только комментирует все, что делает, но и начинает задавать ребенку вопросы, по теме. Если мама гладит вещи и говорит, что она делает, а после спрашивает ребенка: «А что я сделала?» И затем после паузы отвечает на свой вопрос и снова показывает на предметы и описывает свои действия: «Я погладила штанишки утюгом. Это мой утюг. Это гладильная доска» и т.д.

Данный этап занимает меньше времени и длится от 1 до 3 месяцев.

В рамках данного этапа также начинаем пополнять пассивный глагольный словарь, который должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, несет, везет, подает).

В каких видах деятельности, помимо тех действий, которые выполняет взрослый, можно развивать речь ребёнка ? Приведу несколько примеров.

- Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: “Сейчас мы пойдем гулять”. Вещи необходимые для сборов на прогулку, разложены на диване, банкетке и пр. “ Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она шапка. Принеси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Вот так! Как тепло! Тебе тепло? Да? ” и так далее.

- Подводя ребенка к умывальнику, сказать: “ Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо “ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько рекомендаций для родителей, дети которых первый раз идут в детский сад.

Рекомендации для молодых родителей для успешной адаптации ребенка в детском саду....

Рекомендации на летний период родителям детей, которые продолжают коррекцию речи в логопедической группе детского сада

Данный буклет адресован родителям детей посещающих логопедическую группу. В нем изложен материал для родитлёй на что необходимо обратить своё внимание в летний периуд....

Рекомендации родителям, дети которых временно находятся на дистанционном обучении: советы воспитателя.

Рекомендации родителям, дети которыхвременно находятся на дистанционном обучении: советы воспитателя....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

Рекомендации родителям, дети которых пропускают д/с на тему "овощи"

Уважаемые родители!Обращаемся к Вам с просьбой быть активными участниками процесса обучения наших ребят.На занятиях, которые проводились воспитателями ребята знакомились с овощами (лук, помидор, карто...

Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх

Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх...