Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Наталья Александровна Сысоева

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности

в старшей логопедической группе

по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 10 компенсирующего вида» г.Сосногорска Сысоева Н.А.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в словах.

Задачи: 1. Закрепить правильное произношение звука «Р» в словах.

              2. Формировать умение правильно произносить звук «Р» в простой фразе, чистоговорках.

              3. Совершенствовать грамматический строй речи:

  • Закрепить умение подбирать слова с противоположным значением;
  • Формировать умение правильно строить фразу, согласовывая числительное с существительным;
  • Тренировать в умении подбирать несколько определений к слову, употребляя их с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;

              4. Закрепить умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

              5. Развивать моторику артикуляционного аппарата, тактильно-кинестетическую чувствительность, слуховое восприятие и внимание, мышление, быстроту реакции, длительный плавный выдох.

              6. Воспитывать инициативность, доброжелательность, нравственные чувства.

Оборудование: Игрушки: крокодил, попугай, тигр (символ звука «Р»); верёвка, сенсорные коробки (цветной рис, шишки), диктофонная запись стихотворных слов попугая, музыка для релаксации, картинки символы звука «Р» (тигр, профиль артикуляции, мальчик-звук «Р»), сундук с кодовым замком, корзина, свитки разнофактурных материалов, карта на красной бархатной бумаге, тарелки, зубочистки, нарезанные и целые продукты (сыр, груша, виноград, помидор, укроп), чашки с водой, трубочки для коктейля, бумажные стаканчики, скотч, резиновая перчатка, целлофановые пакеты, палатка (пещера), пальма, картинки со словами антонимами, мячи обтянутые коричневой тканью с наклеенными картинками, пододеяльник детский с застёжкой-молнией, карточка-подсказка для постройки плота, голубая ткань (море), картинки с продуктами (1,2,3,4,5 предметов), рюкзачок для продуктов, карточка с ребусом.

Ход:

  1. Организационный момент:

Дети обнаруживают пропажу попугая Кеши из логопедического кабинета и отправляются на его поиски. Находят попугая связанным и спрятанным в коробке с шишками. Спасают попугая, садятся за столы и спрашивают у попугая, что же с ним случилось. (Включается запись слов попугая на диктофоне)

«Хитрый пират Крюк

Украл какой-то звук!

В сундук его закрыл…

И быстро в даль уплыл….»

- А какой же звук похитил пират? (попугай не знает)

- Покажи, Кеша, где последний раз ты видел пирата? (Попугай летит в сенсорную коробку с цветным рисом).

Детям предлагается поискать следы или подсказки в коробке. Дети находят картинки-символы звука «Р».

  1. Характеристика звука «Р» по артикуляционным и акустическим признакам:

Детям предлагается узнать, какой звук обозначают эти картинки.

- Это тигр, который рычит, его любимый звук «Р».

- Это открытый рот, язык поднят кверху и дрожит, голос звенит. Получается звук «Р».

- Это мальчик-звук, он обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук.

Совместно делается вывод, что похищен звук «Р». Логопед просит детей произнести звук «Р», радуется, что дети могут его правильно произносить. Но огорчается за других детей группы, так как не все дети ещё научились «рычать», а звук «Р» похищен. Дети предлагают найти и вернуть звук «Р».

  1. «Ищем карту»:

Попугай Кеша говорит (диктофонная запись):

«Пират карты рисовал,

И в корзину их бросал!

Правильная лишь одна:

На шершавой красной бумаге она!»

Дети находят в корзине правильную карту (среди карт нарисованных на разноцветных и  разнофактурных материалах (бумага, мех, кожа, ткань, плёнка).

Дети благодарят попугая Кешу за помощь.

  1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Логопед предлагает детям подкрепиться перед долгим путешествием. На стол выставляются тарелки с продуктами питания, дети называют их. Логопед сообщает, что для того, чтобы эти продукты придали  волшебных сил, их надо не просто съесть, а выполнить специальные упражнения с ними. Дети сами выбирают продукты, с которыми они хотят делать гимнастику. Логопед каждому ребёнку даёт маленький кусочек и предлагает:

- Снять губами, положить на язык, удерживать на языке, рот открыт.

- Высовывать язык и удирать вглубь рта с кусочком на кончике.

- Поднять кусочек кверху и удерживать за зубами, рот открыт.

- Перекатывать кусочек из одной щеки в другую.

- Облизывать кружок помидора по кругу.

- Держать веточку укропа на верхней губе, как усы.

Запить водой, при желании.

  1. Дыхательное упражнение «Надуем воздушные шары»:

Логопед предлагает отправляться в путь. Дети рассматривают карту, путь лежит через горы, дети решают, что перелететь через горы быстрее, чем идти пешком. Логопед предлагает смастерить волшебные воздушные шары. Дети выбирают трубочку для коктейля, вставляют её в дырочку в бумажном стаканчике к краю которого приклеен целлофановый пакет. Дети выдыхают воздух в трубочку, наполняя пакет через стаканчик. Логопед помогает убрать трубочку и заклеить отверстие. У каждого ребёнка получается свой воздушный шар.

  1. Автоматизация звука «Р» в слогах:

Для попутного ветра, логопед предлагает произносить волшебные заклинания в полёте (у каждого ребёнка на стаканчике написаны разные слоги).  «Бра-бро-бры», «Кру-кра-крэ», «Тра-тро-тру».

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, подбор слов – антонимов:

По карте выясняется, что дальше надо плыть на плоту по реке. Логопед предлагает детям смастерить плот, а для этого (глядя не подсказку – карточку для постройки плота) нужны волшебные кокосы. Они находятся в закрытой пещере. Чтобы пещеру открыть надо отгадать загадки (на пещере-палатке прикреплены картинки с обозначением слов – антонимов).

Весёлый – грустный.          Холодно – жарко.           Злой – добрый.             Внизу – вверху.

Храбрый – трусливый.       Сухой – мокрый.             Вечер – утро.                Узкий – широкий.                              

Медленный – быстрый.      Тихий – громкий.           Мягкий – твёрдый.       Длинный – короткий.

В пещеру открывается вход, там дети обнаруживают волшебные кокосы (мячи обтянутые коричневой тканью с приклеенными картинками).

  1. Автоматизация звука «Р» в словах, определение наличия или отсутствия звука в слове:

- Чтобы смастерить плот, все ли кокосы нам пригодятся?

Глядя на карточку подсказку, дети делают вывод о том, что нужны только кокосы со словами, в которых есть звук «Р», остальные кокосы оставляем в пещере. Дети достают кокосы, называют картинки, кладут кокосы в мешок. Когда мешок заполнен, закрываем замок молнию и разравниваем мячи ровным слоем, - получается плот.

  1. Релаксационная пауза:

Детям предлагается лечь на плот и отдохнуть, так как плыть по реке долго. Логопед включает релаксационную музыку и говорит:

- Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть. Вытянем из и расслабим. Послушайте, что я хочу вам рассказать. Мы плывём на волшебном плоту по спокойной, синей, тёплой реке, качаясь на волнах. Дует тёплый, лёгкий ветерок. Светит ласковое и приятное солнышко. Нам легко и спокойно. Приятно плыть по реке в тёплый солнечный день. Мы отдыхаем.

В это время на синюю ткань, изображающую море, кладётся крокодил (дети с закрытыми глазами и не видят этого).  

  1. Автоматизация звука «Р» во фразе, согласование числительного и существительного:

- Ребята, мы подплываем к острову, можно подниматься. ОЙ, у нас на пути голодный крокодил, он не даст нам сойти на берег, что же нам делать?

Дети предлагают покормить крокодила.

- Посмотрим, осталось ли у нас что-нибудь из съестных припасов?

Дети ищут в рюкзаке картинки с изображением еды. Сидя на плоту, каждый достаёт по одной картинке, считает, сколько предметов нарисовано и говорит фразой: «Я бросаю крокодилу два пирога», «Я бросаю крокодилу пять перцев» и т.д.

Логопед просит детей поискать ещё еды в рюкзаке. Пока дети отвлеклись, накрыть крокодила и картинки синей тканью.

-Крокодил уплыл, мы можем сойти на берег.

  1. Автоматизация звука «Р» во фразе, подбор определений к заданному слову, употребление существительных и прилагательных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения:

Дети находят на острове под пальмой сундук, на сундуке – кодовый замок. Рядом – карточка с ребусом. Дети приходят к выводу, что надо отгадать ребус и тогда мы узнаем код замка и сможем открыть сундук. Ребус загадал гном (на карточке картинка), значит все слова надо называть ласково. Красные треугольники перед каждой картинкой обозначают признак слова.

«Красненькая, красивенькая розочка» - цифра 5.

«Кругленький, вкусненький арбузик» - цифра 1.

«Сладенький, тяжёленький тортик» - цифра 2.

Набираем эти цифры на замке и отрываем сундук. Там спрятана игрушка-символ звука «Р» (тигр).

  1. Автоматизация звука «Р» в чистоговорках:

-Нам нужно скорее возвращаться в детский сад, пока пират нас не заметил! Скажем волшебные чистоговорки и окажемся дома.

Ра-ра-ра – возвращаться нам пора!

Ру-ру-ру – мы закончили игру!

Ары-ары-ары – дружно встанем в пары!

Парами пойдём и в группу попадём!

  1. Итог:

Дети приходят к тому месту, откуда отравлялись в путешествие.

- Ребята, понравилось ли вам наше приключение?

- Захотелось рассказать о нём кому-нибудь? Кому и что ты хочешь рассказать? Что тебе больше всего понравилось? Было ли сложно сегодня? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы молодцы, что помогли мне вернуть звук «Р», теперь все ребята нашей группы научатся правильно говорить звук «Р»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие для автоматизации правильного произношения звука С.

Уважаемые родители,логопеды и воспитатели. Перед вами практический материал для работы над звукопроизношением детей от3 до 7лет.Пособие поможет развить фонематическое восприятие,зрительное восприятие,...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: «Мы из будущего. Автоматизация звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультурного образованием дошкольников».

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста:«Мы из будущего.  Автоматизация  звука [ш] в словах, во фразе с использованием регионализации этнокультур...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Закрепление произношения звука [ч] в словах сложной слоговой структуры и во фразе».

Данное занятие ориентировано на ребенка с нарушенной слоговой структурой и нарушенным произношением звука [Ч]...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением.

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной  группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосоч...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...