Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе
статья по логопедии (старшая группа)

Федотова Дарья Павловна

В статье представлен материал по формированию лексико-грамматическорго строя речи в онтогенезе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического строя речи в норме

В научной литературе под термином лексико-грамматический строй речи понимают словарь и грамматически верное его использование и применение.

Слова – это главная лексическая единица, которая выражает какое-либо понятие. Каждое слово содержит в себе семантику (значение) либо в слове заключается какой-либо смысл, звуковой состав (звуковое оформление), а также морфологическая структура.

 Под словарём понимают слова (главные единицы речи), которые обозначают различные предметы, действия, явления, признаки окружающей среды и так далее.

Словарь принято разделять на активный и пассивный. К активному словарю относят те слова, которые человек, во-первых, знает, а во-вторых, употребляет в своей речи. Во многом именно активный словарь даёт человеку красивую и богатую речь.

 У ребёнка в активный словарь входит общеупотребительная лексика, но в некоторых случаях – ряд специфических слов, каждодневное употребление которых объясняется его жизненными условиями.

Под пассивным словарём понимают те слова, которые человек знает и понимает, но в своей активной речи их не использует. Как правило пассивный словарь всегда преобладает над активным словарём. Это происходит по той причине, что часто человек может догадываться о значении какого-либо слова, например, по контексту, иногда какие-либо слова могут всплывают в сознании человека в тот момент, в который он их слышит.

Под термином грамматический строй понимается определённая система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В грамматическом строе речи выделяют уровни: морфологический и синтаксический уровень.

Морфологический уровень предусматривает навык владения приемами словоизменения и словообразования. Синтаксический уровень предусматривает навык составлять предложения, а также грамматически верно употреблять слова в словосочетаниях, фразах и предложениях.

Примерно к 12 месяцем у ребёнка начинают появляться первые лепетные слова, которые состоят из ударных слогов. Эти лепетные слова иногда называют «слова – корни», эти слова не сочетаются по правилам грамматики и обозначают в зависимости от ситуации и действия и предметы.

 А. Н. Гвоздев в своих научных трудах выделял периоды формирования лексико-грамматического строя речи [8]. Считаем необходимым описать эти периоды.

Первый период. Это период предложений, который состоит из аморфных слов – корней. Возрастные границы периода от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Данный период разделяется на два этапа:

1) этап однословного предложения;

2) этап предложений из нескольких слов – корней.

Первый этап первого периода начинается примерно в 1 год 3 месяца и длится до 1 года и 8 месяцев. Определённое непродолжительное время ребёнок применяет в своей активной речи только отдельные слова в роли предложения, в это время ребёнок использует однословные предложения, например: пить, есть, гулять. На данном этапе в активном словаре ребёнка присутствуют только небольшое количество слов, которые как правило обозначают собственные желания, потребности и просьбы. Стоит отметить, 8 что для более ясного и чёткого выражения своих мыслей ребёнок помимо этих слов использует ещё жесты, мимику и интонацию. Самые первые слова, употребляемые ребёнком, не имеют какой-либо грамматической формы, это аморфные слова – корни. Эти слова – корни в разных ситуациях используются одинаково, без какого-либо изменения. В основном в данный период дети используют в своей речи существительные, которые обозначают названия лиц (мама, папа, баба), предметов, звукоподражания, а также лепетные слова.

Второй этап первого периода. Данный период начинается в 1 год 8 месяцев и длится до 1 года 10 месяцев. Этот этап по времени совсем не продолжительный, и длится в среднем всего лишь 2 месяца. На этом этапе дети используют предложения состоящие уже из нескольких слов-корней. Сначала ребёнок начинает в своей речи соединять два слова, и уже говорит фразами и словосочетаниями, а после использует и три слова в предложении. На этом этапе уже можно сказать, что дети начинают осваивать фразовую речь. Стоит отметить, что в эти возрастные рамки грамматическая связь между словами продолжает отсутствовать. Объединение слов в предложении происходит за счёт интонации. Слово также продолжаются использоваться ребёнком в неизменяемой форме. Чаще всего дети на этом периоде используют существительные в именительном падеже единственного числа, либо могут использовать существительные в искажённой, неправильной форме. Что касается глаголов, то они используются ребёнком либо в неопределённой форме, либо в форме 2 лица единственного числа повелительного наклонения.

Исследователи изучавшие детскую речь говорят, что в этом возрасте дети улавливают из речевого потока людей только общее содержание, общий смысл слова, который выражается в его лексической базе. Формальнознаковые средства языка не различаются, они находятся вне области восприятия ребёнка. Приведём пример, воспринимаю разные формы слов (стол, столы, столом, столами и так далее) ребёнок воспринимает только 9 общую часть названных слов (стол).

 Когда ребёнок в своей фразовой речи использует два или три слова, то он ещё не в состоянии решить задачу определения необходимой грамматической формы и применяет ко всем словам одну форму слова.

Второй период. Это период усвоения грамматической структуры предложения. Этот этап начинается с 1 года 10 месяцев и длится до 3 лет. Данный период разделяют на три этапа:

1. этап формирования первых форм слов. Этот этап начинается в 1 год 10 месяцев и длится до 2 лет 1 месяца.

2. этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов. Этот этап начинается в 2 года и 1 месяц и длится до 2 лет и 6 месяцев.

3. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Начинается этот этап в 2 года 6 месяцев и длится до 3 лет.

На первом этапе второго периода происходит появление первых форм слов. Этот этап характеризуется тем, что на нём дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. Если на предыдущем этапе дети все слова использовали в одинаковой, неизменной форме, то уже на это этапе дети начинают применять в своей активной речи разнообразные формы одних и тех же слов.

Самыми первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончаниями -ы, -и, также дети начинают применять формы винительного падежа с окончанием -у, может наблюдаться появление формы родительного падежа с окончанием -ы.

Самыми первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2 лица единственного числа, а также формы 3 лица единственного числа настоящего времени [6].

Примерно к двухлетнему возрасту в активном словаре ребёнка начинают появляться прилагательные. Как правило, первые прилагательные 10 используются в форме именительного падежа мужского либо женского рода, однако используются эти прилагательные без согласования с именами существительными.

Можно сказать, в речевой сфере ребёнка в это период начинают появляться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже ед. числа с глаголом изъявительного наклонения. Стоит также отметить, что в этот временной промежуток в речи ребёнка присутствует большое количество аграмматизмов, что является нормой. И соответствует возрастному развитию детей.  

Важным моментом этого этапа является то, что у ребёнка наблюдается увеличения структуры предложения, ребёнок начинает использовать в предложении по 3 и даже 4 слова.

 К двухлетнему возрасту словарь насчитывает уже примерно 300 слов, хотя ещё в двенадцать месяцев количество слов в словаре составляет всего лишь 10 – 12. За один год происходит масштабный рост в развитии словаря. В два года ребёнок начинает соотносить каждое слово с каким-либо конкретным предметом или действием. В этом возрасте пассивный словарь преобладает над активным, также в этом возрасте дети отлично понимают обращенную речь и в состоянии выполнять данную им инструкцию.

Второй этап второго периода – это этап применения системы флексий для выражения связей слов. Возрастные границы данного этапа начинаются в 2 года и 1 месяц и длятся до 2 лет и 6 месяцев. В этом периоде все ещё в детской речи много различных грамматических неточностей. Одни флексии могут заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.

Среди грамматических форм имён существительных воспринимаются беспредложные формы следующих падежей: родительный, винительный и творительный.

У детей в этом возрастном промежутке начинает происходить дифференциация единственного и множественного числа глаголов 11 изъявительного наклонения, также начинает усваивается изменение по лицам (кроме 2 лица множественного числа). Также дети начинают дифференцировать формы настоящего и прошедшего времени, но, стоит отметить, что в прошедшем времени у детей продолжают смешиваться формы мужского, женского, а также среднего рода.

В это время у детей продолжает быть не усвоенным словоизменение прилагательных. Согласование прилагательного с существительным у детей встречается как верное, так и с ошибками. Во множественном числе дети верно применяют прилагательные только в форме именительного падежа. Иногда дети могут употреблять прилагательные после имён существительных.

 В этом возрастном периоде у детей уже усвоены личные местоимения.

Уже в этом возрасте у детей в речи начинают появляться определённые семантически предлоги, такие как: в, на, у, с. Однако применение данных предлогов далеко не всегда верное. У детей зачастую наблюдаются замены предлогов, присутствует смешение окончаний.

У детей продолжает развиваться структура предложения. На этом этапе дети используют в своей речи предложения, которые состоят из 5 – 8 слов. В их речи уже присутствуют сложные предложения. Изначально эти сложные предложения бессоюзные, но со временем они начинают использовать сложносочинённые предложения с союзами.

Третий этап второго периода. На данном этапе происходит усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений. Этап начинается в 2 года 6 месяцев и длится до трёхлетнего возраста. Одной из особенностей нейротипичного (нормального) речевого развития является то, что усвоение предлогов начинается после усвоения наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий.

На самых ранних этапах речевого онтогенеза у детей нет предлогов. Но такой период без использования предлогов длится недолго. Когда дети наконец осваивают флексию, они начинают вводить усвоенную конструкцию 12 и недостающий элемент – предлог, с этого момента дети начинают выражать лексико-грамматическое значение при помощи предлогов и флексии. На данном этапе ребёнок начинают грамматически верно применять простые предлоги и большое количество союзов, однако употребляя в речи более сложные предлоги, такие как: из-за, из-под, у них наблюдаются аграмматизмы.

Помимо прочего на данном этапе у детей продолжается усвоение правил дифференциации морфологической системы склонения имён существительных: детьми усваивается окончаний множественного числа -ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -я.

Также у детей на указанном этапе продолжается развитие сложносочиненного и сложноподчинённого предложений. Помимо этого, дети начинают усваивать большое количество служебных слов.

Можно сказать, что в этих возрастных границах обучающимися усваивается большое количество грамматических форм. Но, полноценного усвоения морфологической система языка ещё не происходит.

По достижению трёхлетнего возраста словарь ребёнка насчитывает около 1000 слов. Значительный рост словарного запаса достигается за счёт обогащения жизненного опыта ребенка, общения со взрослыми и окружающей средой.

ІІІ период. Это период последующего усвоения морфологической системы. Этот период начинается в 3 года и длится до 7 лет.

К четырёх летнему возрасту у ребёнка продолжается накапливание и развитие словаря, к этому возрасту словарь уже насчитывает 1600 – 1900 слов. На этом этапе происходит развитие глагольного управления. К этому моменту в речи детей уже появляются такие сложные предлоги как: из-за, из-под. Происходит и закрепление согласования имён прилагательных с именами существительным. Также предложения детей становятся более распространенным, к этому возрасту дети уже активно используют в речи 13 союзы: чтобы, потому что, который. До четырёхлетнего возраста у детей ещё можно встретить случаи неподвижного ударения при словоизменении, что является нормой. Перейдя границу в четыре года, такого рода окказионализмы практически уходят из детской речи, могут оставаться только нарушения чередования в основах глаголов. Также в этом периоде у детей продолжает развиваться согласование имён прилагательных с существительным в косвенных падежах.

К пятилетнему возрасту словарь детей уже насчитывает порядка 2200 – 2300 слов. В норме к 5 годам дети уже овладевают всеми способами склонения существительных, говоря другими словами, дети начинают верно использовать в собственной речи существительные, прилагательные во всех падежах единственного, а также множественного числа. Также к 5 годам дети усваивают главные формы согласования слов: имён существительных с именами прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.

Достигая шестилетнего возраста, дети овладевают лексикограмматическими конструкциями и весьма свободно ими пользуются. Ошибки в согласовании слов встречаются уже намного реже, дети достаточно часто верно употребляют родительный падеж имён существительных во множественном числе.

Советский психолог Д. Б. Эльконина утверждал, что процесс развития речевой сферы можно разделить на несколько последовательных периодов:

1. Подготовительный. Сроки этого периода начинаются с момента рождения и заканчиваются в 1 год. По мнению исследователя – это доречевой период, на котором закладываются основы для дальнейшего речевого развития. В этом этапе выделяют два периода: гуление и лепет.

2. Преддошкольный. Сроки этого периода начинаются в 1 год и заканчиваются в 3 года. По мнению учёного на втором году жизни идёт этап первичного освоения языка (дограмматический), а на третьем году жизни идёт этап усвоения грамматики.

 3. Дошкольный. Сроки этого периода начинаются в 3 года и заканчиваются в 7 лет. В эти временные промежутки происходит самое активное развитие речевой сферы ребенка. В эти сроки происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, активно происходит развитие навыков словообразования и словоизменения, формируются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, а также формируется умение выстраивать связные, логические и развернутых высказывания (после 5 лет).

4. Школьный. Сроки этого периода начинаются в 7 лет и заканчиваются в 16 – 18 лет. В период школьного обучения у обучающегося продолжается развитие речевой деятельности, идёт развитие лексикограмматического строя, связной речи, формируется письменная речь (письмо и чтение).

Можно сделать вывод, к окончанию дошкольного периода, к моменту поступления в образовательное учреждение, обучающиеся имеют весьма развитый словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Дидактическое пособие по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес»

АННОТАЦИЯ к авторской разработке дидактического пособия по формированию лексико-грамматического строя речи у ребенка и формированию у него целостной картины мира. Тема «Лес» Автор Тим...