Взаимодействие учителя-логопеда и родителей ДОУ
материал по логопедии (подготовительная группа)

Коррекционно-педагогический процесс взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  образовательная школа № 10 имени А.К.Астрахова»

      Выступление на педсовете:

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ДОУ»

                       Подготовила: учитель-логопед Попова Т.В.

                                            г.о. Мытищи 2025 г.

При организации взаимодействия с родителями, решаются следующие задачи:

  1. Изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития.
  2. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  3. Повышение у родителей грамотности в области коррекционной педагогики, логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми.
  4. Формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

Весь коррекционно-педагогический процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и коррекционная работа ( практический).

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются , родительские семинары, консультации, «круглые столы».

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работы с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка.

  • Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др.
  • Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).
  • Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
  • Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы учителя-логопеда), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки-представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передается от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребенку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
  • Занятия-практикумы – взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребенка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов.

Взрослые обучаются практическим приемам работы с ребенком.

  • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребенком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных-минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

  • Групповые родительские собрания – проводятся 2 раза в год: в начале, и в конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.
  • Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела.
  • Фронтальные открытые занятия – как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.
  • Речевые праздники;
  • «Дни открытых дверей»;
  • «Конкурсы чтецов»;

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

К индивидуальным формам работы относятся:

  • Анкетирование – предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа.

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребенка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать: «нас интересует то-то», поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например, «Ваши суждения помогут улучшить работу» или «Позволят изучить проблему». Далее идет инструкция к выполнению. Особенно эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаем сведения о детях, которые помогают их адаптации, а также более успешному взаимодействию с ними.

  • Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
  • Тетрадь для взаимодействия родителей с учителем - логопедом.

Планирование работы с родителями отражено в одном из разделов годового плана, который представлен в виде таблицы.

В начале учебного года передо мной встает задача поближе познакомиться с каждой семьей, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей.

Во всех группах оформлены информационные ширмы, на которых периодически меняется материал по темам:

- «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;

- «Тренируем пальчики – развиваем речь»;

- «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;

- «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как учить звуковому анализу слов» и др.

Также я практикую такую форму «заочного общения» с родителями, как «Почтовый ящик». Родители могут написать записку с интересующим их вопросом и опустить ее в «Почтовый ящик», который прикреплен в «Уголке логопеда». Многие современные мамы, папы, бабушки не всегда могут найти время для продолжительных бесед и консультаций. С другой стороны, эта форма дает возможность логопеду тщательно обдумать вопрос, посоветоваться с коллегами и другими специалистами и подобрать материал по конкретной проблеме.

Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.

Наглядные формы работы будут эффективны лишь в том случае, когда первоначально внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной информации (на родительских собраниях, семинарах, консультациях).

Традиционно, мы проводим такую форму по взаимодействию с родителями как «Педагогическая гостиная».

«Педагогические гостиные» - это модель взаимодействия «родитель – ребенок – логопед», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Учитель- логопед выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия.

Целью проведения «Педагогической гостиной», является создание оптимальных условий для формирования правильного речевого развития детей, в соответствии с ФГОС ДО.

Отличительной особенностью встреч, является активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Актуальные темы для наших встреч в педагогической гостиной, которые заинтересовали родителей:

- «Речевые игры дома»;

- «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка»;

- Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы»;

- «Путешествие по осеннему лесу» в рамках недели логопедии;

- Лексическая тема: «Фрукты»;

- Лексическая тема: «Домашние животные и домашние птицы»

Условия проведения встреч.

С учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается, и доставляет им радость. Эффективность восприятия и усвоения материала, обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи, и частой смены видов деятельности. Продолжительность одной встречи составляет 30 минут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: как педагоги, так и я, хотим помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что в этом заинтересован учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Только так мы сможем добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями

В данном документе представлен мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников...