«Развиваем речь дома и в детском саду»
консультация по логопедии (старшая группа)
Семинар-практикум для родителей «Развиваем речь дома и в детском саду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем речь дома и в детском саду»
Цель. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь дошкольной образовательной организации.
Форма проведения: родительская гостиная.
Ход мероприятия.
1 Предварительный этап.
Приглашение родителей на собрание.
Анкетирование родителей «Для чего нам нужна речь?»
2 Организационный этап.
Оформление выставки методической литературы, детской литературы и игр по развитию речи по каждому возрастному периоду.
3 Вступительный этап.
Родителям предлагается, сделать круг.
Ведущий. Добрый вечер! Мы рады встречи с Вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
«Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О ! Как же ты красива».
Ведущий. Я предлагаю нам познакомиться .Упражнение «Давайте познакомимся друг с другом »
«Имена прилагательные». Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т.д.
Ведущий. Предлагает родителям пройти присесть на стулья, родителям детей младшего возраста справа, старшего слева.
4 Основной этап.
Ведущий. Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Продолжите, пожалуйста, фразу: »Мой ребёнок начал говорить……»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить от 8-9 до 1 года. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ» А сейчас предлагаю Вам ответить на мои вопросы.
Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил
правильно. Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
А теперь предлагаю поднять руки родителям детей младшего возраста до 4 лет, если ваш малыш произносит правильно все звуки, говорит чисто, внятно. Посмотрите как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
Предлагаю поднять руки родителям детей старшего возраста, которые считают, что ребёнок говорит чисто, внятно, правильно. Здесь рук побольше, дети подросли, и звукопроизношение у них значительно улучшилось. А родители, которые не подняли руку, должны обратить внимание, возможно, вашему ребёночку необходима помощь специалиста: учителя-логопеда, педагога-психолога в некоторых случаях консультация невропатолога.
Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и рассказы и ведёт беседу о прочитанном произведении. Не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна. Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима. Ознакомление с результатами экспресс – анкетирования «Для чего нам нужна речь?» Накануне нашей встречи вам было предложено ответить на вопрос «Для чего нам нужна речь?»
Были получены такие ответы:
- общаться друг с другом;
- благодарить любимых (маму, бабушку и т. д.);
- оригинально выражать свои мысли, быть успешным в работе;
- рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, то есть умение общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослым.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор. (2 слайд презентации).
1 Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2 Общение ребёнка с другими детьми.
3 Речь взрослого – образец для подражания.
4 Развитие мелкой моторики рук
5 Чтение художественной литературы.
6 Игры со взрослыми и детьми.
А сейчас мы познакомимся с нормами речевого развития. (3 слайд презентации)
Ранний дошкольный возраст с 2-3 лет. Специалисты считают возраст с двух до трёх лет
является сензитивным периодом в развитии речи ребёнка. Именно в этом возрасте происходит и качественный, и количественный скачок в речевом развитии малыша. К двум годам ребёнок использует в речи более двухсот слов, и короткие фразы. Любит когда ему читают, и рассматривает иллюстрации, называет предметы, изображённые на картинках, хорошо знает своё имя, произносит его, выражает просьбу словами, а не только жестами. Малыш нарушает слоговую структуру и звуконаполняемость слов – это считается нормой. К трём годам в словаре ребёнка более тысячи слов, речь ребёнка становится понятной всем окружающим. Малыш часто задаёт вопросы. В речи присутствуют двух, трёхсловные предложения. Нормой считается неправильное произношение свистящих звуков, шипящих, заднеязычных, сонорных. Исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого можно было считать физиологической нормой. Средний дошкольный возраст. К четырём годам малыш осваивает правильное произношение свистящих звуков и абсолютно чисто их произносит в словах и предложениях. В словаре ребёнка этого возраста более полутора тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок. Ребёнок начинает употреблять сложные предложения. С четырёх до пяти лет у ребёнка наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому ближе к пяти годам не только свистящие звуки, но и шипящие, а также звук [ч] произносятся ребёнком правильно и дифференцированы в речи, т. е. ребёнок не путает их между собой. Большинство детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет, правильно произносит все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К пяти годам ребёнок произносит правильно свистящие, шипящие и все остальные звуки может в этом возрасте отмечаться неправильное произношение сонорных звуков.
Такое нарушение произношения считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойство родителей. Ребёнок может самостоятельно составить рассказ по картине, пересказать небольшое по объёму произведение, в речи могут присутствовать единичные элементы лексико – грамматических ошибок.
Дети 6 -7 лет произносят в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путают их между собой в речевом потоке. 6 летний ребёнок легко определяет на слух, сколько звуков в словах. К этому возрасту ребёнок овладевает развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он с лёгкостью может пересказать прочитанные ему рассказы и сказки, пытаться придумать рассказы и сказки сам, знает большое количество стихов, загадок. Ребёнок читает слоги, слова и короткие предложения. Как же нам добиться таких показателей речевого развития детей. Для этого существуют определённые условия, с которыми мы познакомимся.
Благоприятная речевая среда. Развитый фонематический слух. Поставленное речевое
дыхание. Развитая артикуляционная моторика. Развитая мелкая моторика. (Слайд 4)
Кратко рассмотрим все условия.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей) в дошкольном образовательном учреждении у педагогов и специалистов, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: машины, магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки
в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы,
растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Больше читайте детям сказки, рассказы, беседуйте о прочитанном произведении. (Слайд 5)
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает:
- правильное формирование звукопроизношения,
- четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.(Слайд 6)
Родителям предлагается познакомиться с играми и поиграть. (Слайд 7)
Игра «Кто как кричит».
Вместе с ребенком отгадать по звуку домашних животных.
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Кто-то что-то перепутал».
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например: Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик. И верхом поеду в кости.
«Шутки – минутки».
Вы читаете строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами, сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким
коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Игры: «Мыльные пузыри» , « Кораблики», «Буря в стакане воды», «Упрямая свеча», «Сдуй снежинку». (Слайд 8)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. (Слайд 9)
Основные требования к проведению
- Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
- Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, желательно раза два в день (утром и вечером).
- Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки (игры).
- Упражнение не должно доводить орган до переутомления.
Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику. (Слайд 10)
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по
развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются. Предлагаю Вам со считалочкой и картинками - образами выполнить артикуляционную гимнастику. (Слайды с 11 – 20)
Считалка: раз – мы ротик открываем, будто бегемот зеваем.
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
Три – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На четыре – ротик шире. Барабаним на «четыре».
Пять – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
Шесть – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
Семь – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
Восемь – к нам приходит осень. Вырос гриб на счёте «восемь»
Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
Десять – можно поболтать, поболтать и не устать.
Развитие мелкой моторики (Слайд 21)
Упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Родителям предлагается выполнить упражнение с массажными шарами. Кто желает из родителей рассказать и показать пальчиковую игру.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка;
- не перегружайте его речевыми занятиями;
- игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;
- при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните; не следует искажать слова, имитировать детскую речь, никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Всё это - своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово; если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»;
- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»; записывайте речь ребёнка, такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для сына или дочери. (Слайд 21).
5 Подведение итогов. (Слайд 22)
Рефлексия «Закончи фразу».
Сейчас есть возможность сказать своё слово о развитии речи дошкольников в игре «Продолжи фразу». Чтобы у моего ребёнка была хорошо развита речь, я должен (должна…………………………..).
Перед вами солнышко ему нужно найти друзей. Если вам понравилось наше мероприятие,
вы получили новые знания, были активными участниками, дополните картину яркими,
лучистыми, светлыми солнышками! Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, дополните картину мрачными тучками. (Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Развиваем речь дома".
В буклете вниманию родителей предлагаются дидактические игры и упражнения, направленные на речевое развитие дошкольников в домашних условиях....

Конспект родительского собрания “Развиваем речь детей в условиях детского сада и семьи”
Продолжать знакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Правильная речь ребенка дома и в детском саду.
Почему необходимо, обращать внимание на речь ребенка не только педагогам детского сада, но и родителям. Как развивается речь ребенка в дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов и родителей "Как развивать речь ребенка-дошкольника дома и в детском саду"
В детском саду у многих детей ещё слабо развита речь. Как исправить эту ситуацию? Делюсь подборкой упражнений для решения этой проблемы. Буду рада, если ими воспользуются педагоги ДОУ и начально...
Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: «Развитие речи младших дошкольников в детском саду и дома»
Дать родителям понятие, что такое речь, развитие речи. Собрание проводится в игровой форме, с привлечением родителей к созданию пособия для занятий с детьми в домашних условиях (изготовление книжки &q...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...