Презентация "Обучение чтению и письму".
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Данная презентация имеет рекомендуемый характер применения и может использоваться по плану педагога. Матераил подобран из личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Период перехода ребенка из детского сада в школу - важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Старший дошкольный возраст - это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Овладение грамотой - это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей с особенностями речевого развитии к школьному обучению в условиях логопедических групп дошкольных учреждений.
Обучение грамоте дошкольников реализует определенную цель: - формирование универсальных учебных действий (УУД) и готовности к обучению грамоте. Задачи и основные принципы обучения грамоте. Основными задачами обучения грамоте являются: 1.Формирование у обучающихся элементарных навыков чтения и письма. 2.Развитие у детей фонематического слуха. Обучение грамоте является одной из составных частей обучения русскому языку, так как предусматривает формирование у детей навыков чтения художественной литературы, языковых понятий, простейших грамматических и орфографических умений. Таким образом обучение грамоте находится в тесной взаимосвязи с такими разделами методики как орфоэпия, грамматика, орфография и т.д.
Обучение грамоте предусматривает три группы принципов: 1 .Частотный принцип (авт. В.Г.Городецкий и К.Д.Ушинский)- предполагает изучение букв (звуков) в последовательности от группы часто используемых к менее употребляемым и малоупотребительных. 2. Позиционный принцип (авт. Д.Б.Элькони ) – изучение звуков осуществляется в соответствии с фонематической стороной родного языка. 3. Генетический принцип (авт. Р.Н.Буреев ) - основан на сложности и сходности написания букв и звуков. Большое значение в обучении грамоте имеет верно составленный учебник . Как показывает практика, учебник по обучению грамоте должен содержать следующие материалы: -текстовый материал – столбцы слов, короткие предложения, словосочетания, небольшие тексты для чтения; -иллюстративный материал – сюжетные и предметные картинки; - внетекстовые элементы- схемы слов и предложений, лента букв, слоговые столбцы; - занимательный материал – скороговорки, ребусы, «рассыпанные слова» и т.д.
В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, особенно букварей.
Об авторах: Филичева Татьяна Борисовна - доктор педагогических наук, Туманова Татьяна Володаровна-доктор педагогических наук. Букварь соответствует ФГОС, основным образовательным и адаптированным программам. Основан на авторской методике обучения чтению детей с особенностями речевого развития. Способствует быстрому овладению осмысленным чтением. Позволяет предупредить трудности чтения. Направлен на развитие речевых, мыслительных и учебных навыков.
Ильина Тамара Георгиевна «Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.» Обучение чтению по методике Г.А. Каше . Данный букварь может использоваться для работы с детьми как с нарушениями речи, так и без них. Выполняя игровые упражнения, содержащиеся в книге, дети познакомятся со звуками и буквами родного языка, приобретут навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, научатся читать. Кроме того, работа по пособию способствует развитию фонематического восприятия, а также основных психических функций (памяти, мышления и речи). А красочные иллюстрации букваря помогут сохранить у детей интерес к занятиям на протяжении всего процесса обучения. Предлагаемый букварь адресован учителям-логопедам дошкольных и школьных образовательных учреждений, воспитателям логопедических и общеобразовательных групп, родителям для занятий с детьми, имеющими нормальное речевое развитие или нарушения речи, и может использоваться как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. |
Методика обучения чтению Методика бучению чтению делится на 2-3 этапа: 1Этап – добукварная подготовка. Продолжительность 2-3 занятия в течении 2-х месяцев. Цель: ознакомление обучающихся с таким понятие как звук, буква, слог, слово, предложение и т.д. На данном этапе структура занятия свободная, важным является только соблюдение следующих моментов: - обязательное усвоение обучающимися по итогу каждого занятия нового термина, его полное понимание; - активная умственная деятельность детей во время занятия; -организация различных видов деятельности обучающихся во время занятия (игровая, работа с кассами, схемами, моделями и т.д.); - обязательное проведение 2-3 физминуток .
Немного о звуках. Звуки мы слышим и произносим. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков «построены домики », в которых они будут жить. Гласные звуки будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию ( ма-ма-ма -…).
Для согласных звуков тоже «построены домики », важное условие, что они будут для согласных твердых синего цвет а (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).
2 Этап – буквенный Цель: изучение букв алфавита. Последовательность знакомства с буквами не обязательно в алфавитном порядке. Проводятся занятия двух типов: 1. Введение новой буквы и звука. 2. Занятие- закрепление. Структура занятия по изучению новой буквы и звука: осуществление звукового анализа слова, обучение вычленению звуков, развитие фонематического слуха у детей; знакомство с новой буквой, ее знаковой природой, усвоение норм графики и овладение зрительным образом печатной буквы; чтение слогов с новой буквой, обучение слитному чтению с ударением на гласный звук, обозначение мягкости, твердости согласных; чтение слов с новой буквой, формирование механизма чтения, понимание прочитанного текста, организация продуктивного многочтения . Структура занятия не обязательно должна содержать все указанные элементы, в том случае, если дети имеют первичные навыки или хорошую подготовку, то 2-3 пункты можно исключить.
Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.
3 Этап – послебукварный Цель: обучение восприятию прочитанного текста, осуществление анализа почитанного, формирование и развитие правильности и сознательности чтения. Обучающимся предлагают для прочтения отрывки из известных произведений. Выразительность и беглость чтения «отодвигаются» на второй план, важным становится правильность прочтения и понимание (осознание) прочитанного текста. Занятия данного типа являются подготовительными в школе к урокам литературного чтения .
Методика обучения письму Обучение письму – это выработка графического навыка. Графический навык- это сознательное механическое написание звуков и букв в их правильном соотношении, соблюдения правил орфографии, с целью передачи собственных чувств и мыслей. Основной целью обучения письму является: формирование графически четкого, правильного и достаточно скорого письма.
Методики обучения письму 1. Копировальный метод – предполагает обведение контуров букв, которые напечатаны в специальных тетрадях бледными чернилами, точками или написаны педагогом карандашом. 2. Линейный метод – основан на использовании точных и одинаковых расстояний между элементами букв, соблюдение точных пропорций широты и высоты буквы и ее отдельных частей. 3. Генетический метод –изучение букв и их последующее написание осуществляется с букв простой формы с постепенным переходом к более сложным. 4. Тактический или ритмический метод- письмо под счет или ритм, который является одинаковым для всех обучающихся. В настоящее время используется крайне редко, несмотря на то, что он способствует выработке общей скорости письма в классе (начальная школа). 5. Метод Карстера – предусматривает прописывание специальных росчерков, каждый из которых способствует развитию движений руки (пальцев, кисти, предплечья). Данный метод формирует умение пользоваться направлением и пространством листа, развивает свободу и легкость движения руки.
Список источников Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий // Логопед. 2007. № 3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. 3-7 лет). М., 2009. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Дошкольное воспитание. 1997. № 6.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму
Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...