Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма
Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транёнными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОУ № 14 Группа № 4 Логопед: Ильина Елена Геннадьевна Тема квалификационной работы: «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада» |
Ильина Е.Г.-1
Содержание работы:
1.Современные представления о симптоматике и механизмах нарушений чтения
и письма.
2.Определение, симптоматика и механизмы дислексии.
3.Виды дислексии.
4. Определение, симптоматика и механизмы дисграфии.
5.Виды дисграфии.
6.Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма.
Используемая литература:
1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. М., 1995
2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников. С.-П., 1997
3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983
4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
5.Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. М., 1985
6.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. М., 1978
7.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. М., 1991
8.Логопедия.// под ред. Волковой Л.С. М., 1995
9.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправ-
ление недостатков. М., 1995
10.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском
саду. М., 1987
11.Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996
12.Волина В.И. Учимся, играя. М., 1994
13.Волина В.И. Русский язык. Екатеринбург. 1996
14.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Школьные трудности.
М., 1994
15.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994
Ильина Е.Г.-3
Современные представления о симптоматике
и механизмах нарушения чтения и письма
Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транёнными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения
и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологичес-
ких факторов, действующих на ребёнка, а также в этиологии дислексии и дисграфии отводится место наследственным факторам, которые предрасполагают к возникнове-
нию данных нарушений чтения и письма.
Причины дислексии и дисграфии могут быть:
1) органические – когда органически повреждаются корковые зоны головного мозга,
участвующие в процессе чтения и письма, или когда созревание этих систем мозга
запаздывает, нарушается их функционирование
2) биолоические – т.е.связанные с длительными соматическими заболеваниями детей
в ранний период их развития
3) социальные – т.е связанные с неблагоприятными внешними факторами: неправиль-
ная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи в
семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Клиническая характеристика детей, страдающих дислексией и дисграфией,
чрезвычайно разнообразна. Чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структу-ре сложных нервно-психических и речевых расстройств.
Нарушение чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом (без
умственной отсталости) часто сочетается с психическим и психофизическим инфанти-
лизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с особенностями
структуры интеллекта, а также с недостаточностью таких психических функций, как
внимание и память.
Определение, симптоматика и механизмы
дислексии
- Определение дислексии:
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и
повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических процессов, функций, участвующих в процессе чтения.
1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррек-
ционной работы они могут сохранятся у ребёнка в течение многих лет.
- Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяю-
щиеся, типические ошибки.
Ильина Е.Г.-4
- Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших
психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме, а не как
следствие педагогической запущенности, неправильной методики обучения,
нарушений элементарных функций.
- Симптоматика дислексии:
Дислексия проявляется:
- в замедлении процесса овладения чтением
- в замедленном темпе чтения
- в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения
- в стойких и повторяющихся ошибках чтения
- При дислексии отмечаются следующие группы специфических ошибок:
1) неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заме-
нах и смешениях звуков и букв при чтении:
а) замены и смешения фонетически близких звуков – звонких и глухих: тевочка,
лобата; аффрикат и звуков, входящих в их состав: одувантик
б) замены графически сходных букв: х – ж, п – н и т.д.
в) недифференцированные, вариативные замены: ж – м – л
2) побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова; буквы называются
поочерёдно, нанизываются одна на другую: рама – р, а, м, а
3) искажение звукослоговой структуры слова:
а) пропуски согласных при стечении: скамейка – камека
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения: паровоз – парвоз
в) добавление звука: под дождём – под дождиём
г) перестановки звуков: лопата – лотапа
д) пропуски, перестановки слогов: канава – кавана
4) нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне
отдельного слова, так на уровне предложения и текста.
Нарушение понимания прочитанного может быть первичным – при технически
правильном чтении, но может быть и вторичным – как следствие неправильного
чтения.
5) замены слов: захлестнула – захлопнула
6) аграмматизмы при чтении: ощибки согласования существительного и прилагатель-
ного, нарушение падежных окончаний, нарушения в употреблении предлогов, изме-
нения окончаний глаголов и т.д.
Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьше-
нием количества и видов ошибок, а также степени дислексии.
Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка: возникают та-
кие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот,
Ильина Е.Г.-5
агрессивность, озлобленность, негативизм.
Эти аффективные реакции могут являться как следствием дислексии, так и не быть
непосредственно связанными с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включа-
ясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.
Виды дислексий
С учётом несформированности высших психических функций и операций процесса
чтения проявляются следующие виды дислексий: фонематическая, семантическая, аг-
рамматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей).
1) ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Этот вид нарушения чтения наиболее распространён у младших школьников.
Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического
восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются 2 формы
фонематической дислексии:
- Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонемати-
ческого восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах
фонетически близких звуков при чтении; в трудностях усвоения букв, обозначаю-
щих акустически и артикуляторно сходные звуки.
Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем (по В.К.Орфинской). Несформированность фонематического восприятия (особенно
слуховой дифференциации фонем) приводит к трудностям усвоения и различения фо-
нем, вызывает смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки.
Чаще всего ребёнок с этой формой фонематическоё дислалии смешивает на слух
звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком:
Б - П, Ц – С, С – Ш, Ж – Ш, Ч – Щ и др.
Следствием этого является неусвоение и смешение соответствующих букв.
- Вторая форма фонематической дислалии связана с недоразвитием фонемати-
ческого анализа и синтеза. Правильное, слитное чтение слога и слова предпола-
гает умение анализировать звуковую структуру слога или слова. Нарушение
формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках
при чтении: побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова:
скамейка – скамека, слезть – леть
таскали – тасакали, арбуз – рабуз, канава – кавана
2) АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преиму- щественно морфологических и морфо-синтакситеческих, в нарушении согласования,
управления. При аграмматической дислексии наблюдается:
Ильина Е.Г.-6
а) изменение падежных окончаний существительных:
из-под листьях, у товарища
б) изменение числа имени существительного, местоимения:
письма – письмо, крот – кроты
в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилага-
тельного, существительного и местоимения:
сказка интересную, наш ракета, такая день
г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени:
была утро, промчался машина
д) изменение формы, вида и времени глаголов:
облетел хочу, гуляла не пошла
3) СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ (механическое чтение)
Эта форма дислексий проявляется в нарушении понимания прочитанного при тех-
нически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислек-
сия может проявляться как на уровне слова, так и особенно при чтении предлдоже-
ний и текста.
- Нарушение понимания прочитанного слова обусловленно, как правило, недо-
развитием звукослогового синтеза, поэтому ребёнок с таким недоразвитием не всег-
да может синтезировать в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое
целое, не узнаёт слова, - т.е. не понимает прочитанного.
- Нарушение понимания предложения или текста обусловлено, с одной сторо-
ны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой – несформированностью
представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированнос-
тью грамматических обобщений. Поэтому ребёнок с семантической дислексией
часто читает предложение, как сумму изолированных слов, не улавливая связи меж-
ду словами в предложении.
4) ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв
при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют 2 группы графически сходных
букв:
а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом:
в – з, д – л, ь – ъ и др.
б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в
пространстве:
т – г, р – ь, х – к, п – н – и и др.
При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.
Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-простран-
ственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, простран-
ственных представлений.
Ильина Е.Г.-7
Нарушение процесса чтения сопровождается большими трудностями рисования,
конструирования (неточности, искажения, упрощение фигур, уменьшение количес-
тва элементов, неправильное пространственное расположение элементов по сравне-
нию с образцом.
Выделяют:
а) литеральную оптическую дислексию – когда наблюдается нарушение
узнавания изолированных букв
б) вербальную оптическую дислексю – когда узнавание изолированных букв не
вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при
чтении слов.
5) МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Этот вид дислексии проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях ус-
тановления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква
соответствует тому или иному звуку. В процессе чтения у детей наблюдаются не-
дифференцируемые замены. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе
овладения чтением – на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
Определение, симпоматика и механизмы
дисграфии
- Определение дисграфии
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стой-
ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психи-
ческих функций, участвующих в процессе письма.
В русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный.
1) В основе фонетического принципа правописания лежит звуковой (фонематичес- кий) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся:
дом, трава, слышу, бараны
2) Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слов с одинаковым значе-
нием имеют и одинаковое правописание независимо от их произношения в сильной и
слабой позиции: дом – до(а)ма, стол – сто(а)лы, сойти – с(з)бежать
3) Традиционный принцип написания предполагает писать так, как сложилось в ис- тории развития письменности, и не может быть объяснено фонетическим или морфо- логическим принципом написания.
С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что:
– дисграфия в основном связана с нарушением реализации фонетического принципа,
Ильина Е.Г.-8
когда оказываются несформированными дифференциация фонем и
фонематический анализ, а при
– дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного спо-
собов правописания
- Симпоматика дисграфии
Можно выделить следующие особенности ошибок при дисграфии:
1) ошибки являются стойкими и специфическими, что отграничивает их от ошибок
«роста», «физиологических» ошибок (по Б.Г.Ананьеву).
2) дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических
функций, участвующих в процессе письма: дифференциации фонем на слух и в про-
изношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и
синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.
Если ошибки на письме связаны с педагогической запущенностью, с нарушени-
ем внимания, контроля, с нарушением элементарных (анализаторных) функций, а не
с несформированностью высших психических функций, - то эти ошибки носят не
специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими
ошибками.
3) ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонематического принципа
письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции:
лопада – вместо лопата
дм – вместо дом
в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фоне-
тической позиции: вадяной – вместо водяной
4) ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, если они наблюдаются
у детей школьного возраста.
У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошиб-
ками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими, однако у детей дош- кольного возраста ещё недостаточно сформированы многие психические функции,
обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки детей дошкольного возраста являются закономерными, «физиологическими».
- Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
1) Искажённое написание букв: э - , р -
2) Замены рукописных букв –
а) графически сходных:
б) обозначающих фонетически сходные звуки: б – п, д – т, г – к
3) Искажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления,
замены букв, слогов:
весна – весена, страна – стана, клубок – кулбок
Ильина Е.Г.-9
4) Искажение структуры предложения (раздельное, слитное написание слов):
Из тёплых стран летят грачи – истёплых странлетя грачи
5) Аграмматизмы на письме:
много карандашов, нет ключов, на ветков
Виды дисграфии
Наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несфор-
мированность той или иной психической функции, несформированность определён- ных операций процесса письма. С учётом этого критерия можно выделить следующие
виды дисграфии:
1) АРТИКУЛЯТОРНО – АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Эта форма дисграфии была выделена М.Е.Хватцевым, в классификации которого
она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи или «косно-
язычие» в письме. Ребёнок, имеющий дефектное произношение, опираясь на него,
проговаривая вслух или про себя слова с дефектно произносимыми звуками и слыша
их, - фиксирует это своё неправильное произношение на письме. То есть ребёнок
пишет слова так, как он их произносит.
По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф.Спировой и др., недостатки произноше-
ния отражаются на письме лишь тогда, когда они сопровождаются нарушением слу-
ховой дифференциации, несформированностью звуковых, фонематических представ-
лений.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах,
пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в
устной речи.
Этот вид дисграфии преимущественно наблюдается у детей с полиморфным на-
рушением произношения. Но нарушения произношения не всегда отражаются на
письме, особенно если слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована.
2) АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ – ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ
ФОНЕМНОГО РАСПОЗНОВАНИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)
Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически
близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.
Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звон-
кие и глухие звуки, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав:
ч – ть, ч – щ, ц – т, ц – ть, ц – с, с – ш, з – ж,
б – п, д – т, г – к, и др., а также гласные: о – у, е – и
Ильина Е.Г.-10
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой диффе-
ренциации звуков, произношение же звуков при этом является нормальным.
Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходи-
ма более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи.
3) ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языко-
вого анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического
анализа и синтеза.
– Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном на-
писании слов, особенно предлогов, и в раздельном написании слов, особенно прис-
тавок и корня.
Например:
Летам пареке и дут параходи. – Летом по реке идут параходы.
Наиболее распространёнными ошибками при этом виде дисграфии являются
– искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонема-
тического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
Наиболее распространены при этом следующие ошибки:
а) пропуски согласных при их стечении:
дожи – дожди, деки – деньки
б) пропуски гласных:
девчки – девочки, пошл – пошли
в) перестановки букв:
пакельки – капельки, кулка – кукла
г) добавления букв:
весная – весна, на уличах – улицах
д) пропуски, добавления, перестановки слогов:
весипед – велосипед, вопродод – водопровод,
каравина – раковина, мечдан – чемодан
4) АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несфор-
мированностью лексико-грамматического строя речи. (Р.И.Лалаева, С.Б.Яковлев и
др.) Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предло-
жения и текста. Чаще всего у детей с аграмматической дисграфией обнаруживаются
морфологические и морфо-синтаксические аграмматизмы, нарушения согласования,
управления. Например:
За дома (за домом) сарай.
Истёплыя стран летят грачи. – Из тёплых стран летят грачи.
Дети пишли рощу. – Дети пришли в рощу.
Был жарки день. – Был жаркий день.
Ильина Е.Г.-11
5) ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение, несформированность
зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса,
зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искажённое воспроизведение букв на письме:
– неправильное воспроизведение буквенных элементов в их пространственном
соотношении
– зеркальное написание букв
– недописывание элементов
– лишние элементы
б) замены и смешения графически сходных букв
Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся
– одним элементом:
– либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно рас-
положенных в пространстве:
в) зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии.
Зеркальное письмо – это зеркальное написание букв, письмо справо налево, ко-
торое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
Оптическую дисграфию подразделяют на:
1) литеральную оптическую дисграфию, которая проявляется в трудностях воспроиз-
ведения даже изолированных букв
2) вербальную оптическую дисграфию, когда воспроизведение изолированных букв
сохранено, однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и сме-
шения графически сходных букв
Методика логопедической работы
по устранению нарушений чтения и письма
Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма стро-
ится на устранении механизмов нарушения чтения и письма.
- Механизмы нарушения чтения – дислексии:
1.Фонематическая дислексия – связана с недоразвитием:
- фонематического восприятия
- фонематического анализа и синтеза
2.Аграмматическая дислексия – обусловлена несформированностью морфо-синтакси-
ческих представлений, лексико-грамматического строя речи
3.Семантическая дислексия – обусловлена:
Ильина Е.Г.-12
- недоразвитием звукослогового синтеза
- несформированностью грамматических обобщений и представлений о синтакси-
ческих связях слов в предложении
4.Оптическая дислексия – связана с несформированностью зрительно пространствен-
ных функций
5.Мнестическая дислексия – обусловлена нарушением процессов установления связей
между звуком и буквой и нарушением речевой памяти
- Механизмы нарушения письма – дисграфии:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия – обусловлена неправильным произношени-
ем звуков речи
2.Акустическая дисграфия = дисграфия на основе нарушения фонемного распознава-
ния (дифференциации фонем) – обусловлена неточностью слуховой дифференциа-
ции звуков
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – её механизмом явля-
ется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложе-
ний на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза слов
4.Аграмматическая дисграфия – обусловлена несформированностью лексико-грамма-
тического строя языка
5.Оптическая дисграфия – обусловлена несформированностью зрительно-простран-
ственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа
и синтеза; пространственных представлений
- Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными:
1.Несформированность языковых операций – операций со звуками, слогами, словами
и предложениями, в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический
уровень
2.Несформированность сенсомоторных операций – зрительно-пространственного
анализа букв и их сочетаний в слове
3.Нарушение семантических операций – соотнесение со смыслом
4.Неправильное произнесение звуков
Поскольку причины и механизмы нарушений чтения и письма во многом явля-
ются сходными, у детей с дислексией и дисграфией отмечается несформированность
многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространствен-
ных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонемати-
ческого, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамма-
тического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, -
то и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего:
1).Развитие фонематического восприятия – при устранении первой формы фонема-
Ильина Е.Г.-13
тической дислексии и артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на
основе нарушений фонемного распознавания
2).Развитие языкового анализа и синтеза – при устранении второй формы фонема-
тической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза:
а) развитие анализа и синтеза предложения
б) развитие слогового анализа и синтеза
в) развитие фонематического анализа и синтеза
3).Сформировать у ребёнка морфологические и синтаксические обобщения – при
устранении аграмматической дислексии и аграмматической дисграфии.
- Основные направления в работе:
а) уточнение структуры предложения
б) развитие функции словоизменения и словообразования
в) работа по морфологическому анализу состава слов и с однокоренными
словами
4).Развивать звукослоговой анализ и синтез и формировать грамматические пред-
ставления о синтаксических связях слов в предложении – при устранении семан-
тической дислексии. Важное место при этом занимает и словарная работа.
5).Формировать зрительно-пространственные функции – при устранении оптичес-
кой дислексии и дисграфии.
- Основные направления в работе:
а) развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины –
т.е. развитие зрительного гнозиса
б) расширение объёма и уточнение зрительной памяти
в) развитие зрительного анализа и синтеза
г) формирование пространственных представлений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....
Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"
Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе....