Конспект фронтального занятия "Звуки [У], [А]" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Логопедическое занятие "Звуки  [У], [А]" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_au.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [У],  [А].

Цель: Закрепить произнесение и сопоставление звуков [А], [У].

Задачи:

Образовательные:

-  научить выделять звук  [А] и [У] в ударной позиции и безударной в начале и в конце слова;

- научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА;

- учить составлять простые нераспространенные  предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных процессов путем их постоянной активизации.

Воспитательные:

- формировать черты гармоничной личности;

- воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:  индивидуальные зеркала; картинки: улыбка, заборчик, слон, дудочка,  изображение мальчика и девочки, луг, утка, автобус, улитка.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Подготовительный этап
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика
  1. Сообщение темы
  2. Основная часть
  • Воспроизведение  звуковых рядов
  • Дифференциация звуков [а]  [у]  на слух
  • Д/И «Дети по лугу гуляли»

  1. Физкультминутка
  2. Постановка вопросов к сюжетным картинкам
  3. «Найди нужную картинку»
  4. Итог

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап

Содержание

Речевой материал

Оборудова-ние

Примечание

1

2

3

4

5

I.Организа-ционный момент

Учитель-логопед приветствует детей

 

II. Подготови-тельный

1.  Артикуля-ционная гимнастика

Выполнение артикуля-ционной гимнастики за учителем-логопедом.

1. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться

уголкам рта.

Часики

Влево – вправо, влево –вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

2. Присосать язык к небу, щелкать языком.

Лошадка

Я лошадка Серый бок!

Цок-цок-цок

Шире рот я открываю

На лошадке убегаю.

3. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы.

1.Индиви-дуальные зеркала

2.Картинки:

улыбка

заборчик

слон

дудочка

Дети  выполняют артикуля-ционную гимнастику  по картинкам, обозна-чающим названия упражнений

Этап

Содержание

Речевой материал

Оборудова-ние

Примечание

1

2

3

4

5

Индюк

«Бл-бл-бл»

Рот чуть - чуть  приоткрываю,

Язычок приподнимаю

На губу положу,

По губе им повожу

Потом голос подключу

Бл-бл-бл – заболбочу.

4. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Спрячь конфету

Раз – я вижу конфету за левой щекой

Два – я вижу конфету за правой щекой

Три – я вижу конфету под верхней губой

Четыре – я вижу конфету под нижней губой.

2. Пальчико-вая гимнастика

Апельсин

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Эта долька для ежа,

Поочередно загибают пальцы на правой руке.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для  волка … кожура.

Разводят руки.

Он сердит на нас, беда!

Грозят пальчиком.

Разбегайтесь кто куда.

Имитируют бег  пальцами по столу.

Дети выполняют  за учителем-логопедом

III. Сообщение темы

Учитель – логопед

К нам в гости пришли  девочка и мальчик.

Какие звуки произносят дети?

Правильно дети сегодня мы будем работать со звуками [а] и [у].

Давайте придумает имя  мальчику, которое начинается со звука [а],

Потом имя девочке, которое начинается со звука [у].

Мальчик произносит звук [а] у него рот широко открыт.

Девочка произносит звук [у] у нее рот «дудочкой»

Антон

Ульяна

IV.

Основная часть

1.Воспроизве-дение звуковых рядов

Учитель-логопед

Ребята, повторите за мной звуки, которые я произношу

АУ  - УА

АУА – УАУ – УУА – УАА -  АУУ - ААУ

Дети хором повторяют за учителем – логопедом

АУ – УА

АУА – УАУ – УУА – АУУ - ААУ

2. Дифферен-циация звуков А- У на слух

Учитель-логопед

Я буду произносить слоги  и слова, если вы услышите в них звук [А] хлопните в ладоши, а если звук [У] топните  ногами.

А. В звуковом ряду гласных АУ УА АУА УАА…

Б. В обратных слогах: АМ, УМ, УХ, АК, АТ, УХ….

В. словах: адрес, аист, урок, алфавит, улица, армия….

3.Д/И «Дети по лугу гуляли»

Учитель-логопед

Дети  по лугу гуляли

И картинки собирали.

1-2-3 – и ты собери!

Мальчику – со звуком  [а]

Девочке – со звуком  [у].

В начале слова

Дети берут картинку определяют первый звук в слове.

Утка.

В слове утка первый звук [у].

Утку отдадим Ульяне.  и т.д.

Картинки:

луг

улитка

аист

антилопа

уж

арбуз

утка

V. Физкуль-тминутка

Игра «Аист»

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой, после – левою ногой,

Вот  тогда придешь домой.

VI. Постановка  вопросов к сюжетным  картинкам

Учитель-логопед

задает вопросы к сюжетным картинкам

Кто летит?

Что делает утка?

Что едет?

Что делает автобус?

Кто ползет?

Что делает улитка?

Утка  летит.

Утка  летит.

Автобус едет.

Автобус едет.

Улитка ползет.

Улитка ползет.

Сюжетные картинки

Дети отвечают выделяя интонацией нужное слово.

VII.

«Найди нужную картинку»

Учитель-логопед раздает индивидуальные карточки. Необходимо раскрасить картинки, которые начинаются со звуков [А], [У].

Индиви-дуальные карточки

VIII. Итог  

Учитель -логопед

С какими звуками мы работали?

Какие это звуки.

Чем мы сегодня занимались?

Какие задания выполняли?

Мы работали со звуками [А] и  [У].

Это гласные звуки.

Помогали мальчику найди картинки со звуком [А], а девочке  найди картинки со звуком [У]… т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема занятия: "Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина. Звук и буква "И"....

Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"

Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в условиях лекотеки для детей с ОВЗ (нарушения разной степени тяжести)

Планируемый результат: эмоциональная отзывчивость, развита мелкая и общая моторика, сильная направленная воздушная струя и диафрагмальное дыхание с учетом уровня сложности отклонения, сформировано уме...

Конспект фронтального занятия "Звук [У]" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.

Логопедическое занятие "Звук [У]" для детей 5-6 лет с нарушениями речи....