Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В материале представлены игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_leksoko-grammaticheskih_kategoriy.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Родительный падеж
«Чего нет на столе?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
На столе у педагога предметы: кубик, пирамидка, лента, мяч, лошадка, банка (3 года 3 – 4 предмета, 4 года 4 -5, 5 лет 5 -6, с 6 лет до 10 предметов). Предметы называются детьми, затем педагог закрывает их ширмой и убирает один - два предмета. Когда ширма поднята, педагог спрашивает: «Чего нет на столе?» Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».
Игра «Чей голос?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Педагог за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос?». Если дети отвечают правильно, педагог показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.
Игра «Кого испугался трусишка Коля?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Педагог раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.), и спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?»
Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.)».
«Лото» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Перед ребенком картинки различных животных. Педагог спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.)?» Ребенок, поднимая соответствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы» и т. д.
Игра «Чей хвост, чья голова?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.
Педагог объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра, и т. п.)».
«У кого этот детеныш?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Педагог спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».
Ответы детей: «Котенок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п.)».
«Игра с мячом» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.
Педагог объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п.)?»
Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат». И т. п.
«1, 2, 5» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.
Игра «Около кого? Около чего?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Дети стоят в ряд. Педагог предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.). Ответы детей: «Я стою около Ван« и Тани». И т. п.
То же с предметами.
«Скажи наоборот» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.
Птица подлетела к гнезду. —
Мама подошла к столу. —
Поезд подъехал к вокзалу. —
И т. п.
Игра «Посуда» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.
Педагог предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п.)?»
Ответы детей: «Суп едят из тарелки». «Чай пьют из чашки». И т. д.
«Закончи предложение» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.
Педагог произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п.)».
«Повара» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.
На доске картинки с изображениями фруктов и овощей. Педагог спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»
Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».
«У кого листок?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.
Педагог спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т. п.)».
«Из чего сделаны?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
а) На столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.
Педагог спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан, и т. п.)?»
Ответы детей: «Стол сделан из дерева и т. п.».
б) Заменить словосочетания по образцу:
кирпичный дом — дом из кирпича;
снежная баба —
деревянная ложка —
кожаный ремень —
шелковая ткань —
шерстяной шарф —
яблочный компот —
гороховый суп — и т. п.
«Исправь ошибку» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные единственного числа в родительном падеже.
Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д.
Игра-соревнование «Кто больше назовет?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже.
На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть много в лесу (для 1-й команды) и в зоопарке (для 2-й команды).
При подборе слов педагог предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п.).
Винительный падеж
«Что спрятано?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в винительном падеже.
На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты (3 года 3 – 4 предмета, 4 года 4 -5, 5 лет 5 -6, с 6 лет до 10 предметов). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу» и т.д.
«Магазин» (с 3 лет)
Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление имен существительных в винительном падеже.
Игру можно использовать на закрепление любой лексической темы. На столе лежат картинки по теме «Посуда». Педагог говорит детям, что это магазин, где они могут купить эти предметы, если правильно их назовут.
- Что ты купил?
- Я купил кастрюлю ( ложку, тарелку, вилку и т.д.).
«Кто что нарисовал?» (с 3 лет)
Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление имен существительных в винительном падеже.
На столе лежат различные картинки. Педагог объясняет, что эти картинки нарисовал мальчик (девочка) и задает вопрос: «Что нарисовал мальчик (девочка)?»
Ответ ребенка: «Елочку (собаку, уточку, бабочку и т.д.)» или «Мальчик нарисовал елочку»
«Кто больше назовет?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в винительном падеже.
Педагог предлагает детям назвать как можно большее количество слов, отвечая на вопрос (можно использовать предметы и картинки)
- Что можно шить? (платье, сарафан, рубашку, юбку, сапоги и т.д.)
- Что можно связать? (шапку, варежки, шарф, салфетку и т.д.)
( штопать, завязывать, надеть, обуть)
Дательный падеж
«Кому что дадим?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.
На доске картинки с изображением различных животных и изображением корма для животных. Педагог показывает картинку корма и спрашивает: «Кому дадим сено (молоко, малину, морковь, зерна и т.д.)?»
Ответы детей: «Сено дадим корове (молоко дадим кошке, малину дадим медведю и т.д.)»
«Телефон» (с 3 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.
Ребенку предъявляется картинка, на которой нарисован телефон и картинки различных персонажей (мышка, дед Мороз, собака и т.д.). Ребенок, проведя пальцем до картинки, отвечает на вопрос: «Кому ты звонишь?» - «Я звоню мышке (собаке и т.д.)».
«Что кому нужно?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.
Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением соответствующих орудий труда, предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.
шоферу машинисту почтальону кочегару кузнецу летчику солдату портнихе ученику | самолет швейная машина автомобиль винтовка лопата молот книга сумка паровоз |
Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.
«Кому это нужно?» (с 5 лет)
Цель. Закреплять в речи детей имена существительные в дательном падеже.
Педагог показывает картинки, изображающие орудия труда, и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают: «Лейка — садовнику», «Кисть и краски — маляру», «Пила — пильщику», «Наперсток и ножницы — портнихе». Тот, кто правильно ответит, получает картинку.
Творительный падеж
«Зачем нужны?» (с 3 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Педагог просит детей ответить: «Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т.д.)?»
Ответы детей: «Мы слушаем ушами (топаем ногами и т.д.)»
«Цветочный магазин» (с 3 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
На доске картинки с изображениями цветов( фруктов, овоще, продуктов и т.д.). Педагог предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин?»
Ответы детей: «Я пришел за розой (розами)». «Я пришел за тюльпаном (тюльпанами)». И т. п.
«Кто чем питается?» (с 3 лет)
Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.
1 вариант. Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.
травой, корой белка
сеном, соломой лиса
овсом, сеном заяц
курами, зверьками мышь
молоком, мясом дятел
жуками, гусеницами корова
орехами, грибами лошадь
крупой кошка
2 вариант. На детях маски животных. Педагог предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ежик, белка, волк, корова и т. п.).
Ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями».
«Составь предложение» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
На наборном полотне сюжетные картинки. Педагог предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой».
Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом. И т. п.
«Кто чем защищается?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.
Клювом | кошка |
рогами | собака |
когтями | олень |
иглами | слон |
зубами | еж |
хоботом | гусь |
«Чем можно?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Педагог спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и т. п.).
Ответы могут быть однословными и полными предложениями.
«Что с чем?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой, и т. п.).
«Две картинки» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
У детей по две картинки. Педагог предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».
Примерные пары картинок: руки — полотенце; платье — утюг; картина — краски; носки — спицы; ковер — пылесос, и т. п.
«Исправь ошибку» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Зубы чистят полотенцем.
Платье гладят пылесосом.
Картину рисуют щеткой.
Ткань режут спицами.
Яму копают пилой.
И т. п.
«Что (кто) где?» (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
а) Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок
и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван, и т. п.) и ответить: «Что
над чем? Кто над чем?»
Ответы детей: «Мост над рекой», «Пчела над цветком», и т. п.
б) Педагог предлагает послушать два слова и ответить на вопросы: «Что под чем? Кто под чем?»
Приблизительные пары слов: куст — заяц, мышь — пол, стол — ноги, зеркало — полочка, тапки — стул, голова — шляпа, гриб — дерево, батарея —окно и т. п.
Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом».
Любимая профессия (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Педагог уточняет, какие бывают профессии» затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать?»
Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.)»
Составить предложение из данных слов (с 5 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
* Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом).
* Дети, украшать, елка, игрушки.
* Мама, чистить, ковер, пылесос и т. п.
Предложный падеж
«Кто где живет?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в предложном падеже.
На доске картинки с изображением жилищ животных. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где живет собака (белка, лиса, ежик, медведь, мышка и т.д.?»
Ответы детей: «Собака живет в конуре (белка живет в дупле, медведь живет в берлоге и т.д.)»
«Что в чем?», «Что где лежит?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в предложном падеже.
На доске картинки с изображением посуды. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «В чем варят суп (носят воду из колодца, кипятят воду, хранят сахар и т.д.)?» или «Где лежит хлеб (салат, конфеты и т.д.)?»
Ответы детей: «Суп варят в кастрюле (воду носят в ведре, воду кипятят в чайнике и т.д.)» или «Хлеб лежит в хлебнице (салат лежит в салатнице и т.д.)»
Закрепление нескольких падежей
«Что с чем?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.
На столе предметы, необходимые в быту, (ключ, молоток, вешалка, тарелка, чашка и др.). Педагог предлагает найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко и т.д. Вызванный ребенок выбирает и называет нужный предмет.
Образец речи ребенка: Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.
«Найди, что надо» (с 4 лет)
Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).
Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки.) Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». «Митя и дедушка собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «В корзину». Свой ответ ребенок сопровождает показом соответствующей картинки.
«Что нужно кукле?» (с 4 лет)
Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в именительном, винительном и творительном падежах.
На доске картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос; скатерть, ваза, поднос, кружка, тарелка, столовый прибор; носки, ботинки, шапочка, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их детям. Берет куклу и говорит: «Наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?»
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, он говорит: «Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть?»; «Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?» Педагог требует от детей использования существительных в нужном падеже.
Литература
1. Баев П.М. Играем на уроках русского языка.— М.: Русский язык, 1989.
2. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. — М.. Просвещение, 1961.
3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.
5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.
6. Ткаченко Т. А В первый класс — без дефектов речи. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.
7. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: Акцидент, 1998
Рекомендации для воспитателей
на тему: «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи детей (формирование падежного управления)»
Подготовила учитель- логопед
3 группы д\с № 23
Кушнарева В.В.
г. Зеленогорск
2006 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.
представлены варианты работы с ребенком дома....
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...
Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»
В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...
Статья на тему:«Дидактические игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя у детей с ТНР»
В данной статье подобраны игры и упражнения разного уровня сложности (для детей от 3 до 8 лет), которые направлены на формирование у детей грамматически правильной речи,расширение словаря, развитие ло...
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ компенсирующих групп для детей с ТНР: "Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-6 лет с ОНР"
Данные методические рекомендации будут полезны для воспитателей ДОУ, работающих в группах компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ТНР. Методические рекомендации построены на основе 30 лексич...