Использование технологии скрайбинг в работе учителя-логопеда
статья по логопедии
В статье рассмотрена технология скрайбинг, ее виды и способы применения в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skraybing.docx | 737.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии скрайбинг в работе учителя-логопеда
Речевое развитие теснейшим образом связано с формированием критического мышления. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Сегодня я хочу поделиться с вами одним из приемов развития критического мышления. Называется он скрайбинг. Кто-то слышал о таком приеме? Я уверена, что даже те, кто не слышал, тот в своей работе применял. Остановимся подробнее.
Скрайбинг – от анлгийского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки.
Особенность скрайбинга по сравнению с другими способами донесения сложной информации в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал
В чем смысл данной технологии — всё что говорю – рисую. Т.е. выступающий рассказывает что-то и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Сегодня выделяют несколько видов скрайбинга.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Например: Представьте, вы учите с ребёнком стихотворение на Новый год, но ребёнку сложно его запомнить.
Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н. Нищевой.
Перед нами елочка,
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
(Зачитываю и одновременно прорисовываю на доске).
Данные рисунки можно нарисовать в таблице. Таким образом, рисованный скрайбинг - это по-русски «Текст в рисунках», или можно сказать это хорошо уже известные мнемотаблицы.
Если вы подберете картинки к тексту в Power Point, и они будут появляться по мере рассказывания, то это уже будет компьютерный скрайбинг.
В своей работе рисованный скрайбинг я применяю при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Следующий вид скрайбинга – аппликационный, техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Аппликационный скрайбинг я использую при составлении рассказа по картинам.
Например, чтобы составить описательный рассказ по картине И.И. Левитана «Золотая осень», мной был предложен план для рассказа в виде картинок. Что мы видим на картине? (картинка-символ «глаза») Каким художник изобразил солнце? Небо? Деревья? Реку? (картинки-символы «солнце, небо, дерево, река») Какие краски использовал художник? (картинка-символ «палитра красок») Какое настроении вызывает картина? (картинка-символ «смайлики») Понравилась ли вам картина? (картинка-символ «сердце»). Ребенок смотрит на картинный план, вспоминает, что говорили о том или ином предмете, явлении, и постепенно составляет рассказ.
Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску (сказка на магнитах «Маша и медведь»)
Если картинки поместить на фланелеграф, то это уже будет фланелеграфный скрайбинг (сказка на липучках «Теремок»).
Магнитный и фланелеграфный скрайбинг хорошо подойдут для «экранизации» сказок для детей, а в последствии и для рассказывания сказок самими детьми.
Также с помощью картинок дети могут легко пересказать небольшие тексты.
Предлагается рассказ «Лето»
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем.
При пересказе или рассказе дети с нарушением речи затрудняются строить фразы, теряют основную суть содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. Скрайбинг помогает сделать процесс пересказа, составления рассказа, запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения. Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.
Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.
В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста способствует развитию таких основных психических процессов как память, внимание; обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Так же расширяются знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Кроме того, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование квиллинг-технологии в совместной работе учителя–логопеда и воспитателя»
Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Использование квиллинг-технологии в совместной работе учителя–логопеда и воспитателя»...
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Использование технологии "кроссенс" в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ
Представленная методическая разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями и логопедами, и другими специалистами ДОУ, как отдельный элемент для закрепления, р...