Использование технологии "кроссенс" в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)
Представленная методическая разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями и логопедами, и другими специалистами ДОУ, как отдельный элемент для закрепления, расширения и формирования основ познания.
Данную разработку можно адаптировать использовать как часть образовательной деятельности: формирование математических представлений, развитие речи, ознакомление окружающим, познавательно-исследовательской деятельности, на дифференциацию и автоматизацию звуков логопедом, а также в качестве творческого задания для детей совместно с родителями. Материалы можно использовать в групповой, индивидуальной, подгрупповой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_krossens.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс
«Использование технологии кроссенс в речевом развитии детей с овз»
#1042;ведение
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. Результаты обследования показывают, что, к сожалению, многие дети не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок - дошкольник, обладающий хорошей речью - явление очень редкое. В речи детей, кроме нарушения звукопроизношения, отмечаются следующие проблемы:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- недостаточный словарный запас;
-бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, описательный рассказ
на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие умения обосновать свои утверждения;
- отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция;
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но для достижения более высоких результатов используются современные инновационные технологии:
развитие речи детей через ТРИЗ - технологию, применение мнемотехники, составление рассказов цепной организации, лэпбуки.
С этими инновационные технологиями вы знакомы и применяете их в
своей деятельности. Я хочу познакомить вас с еще одной технологией, которая повышает инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление, связую речь. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
#1054;пределение темы
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Технология кроссенс».
Первый кроссенс был напечатан в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея его принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". «Кроссворд в переводе с английского означает "пересечение слов", а кроссенс - означает "пересечение смыслов". Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, похожее на поле «Крестиков - ноликов». Идея кроссенса, как все простое, гениальна и, как все гениальное, клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело.
Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки (высший пилотаж)
Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы пустой квадрат.
Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате (т.е. задача детей - объяснить кроссенс посредством взаимосвязи изображений, составить рассказ).
Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. В ассоциативном ряду можно использовать только существительные. Кроссенс можно «читать» несколькими способами:
В первом случае двигаться необходимо только вперед и заканчивать на центральном 5-м квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая по типу «улитки». Во втором случае устанавливается связь всех картинок с центральной.(есть еще один способ чтения кроссенсов,но для наших детей он сложен) Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Авторы утверждали, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления.
Этот метод заинтересовал меня, но, к сожалению, информации о нем практически нет. Те немногие кроссенсы, которые используют учителя истории, географии, биологии не подходят дошкольникам. Это дало толчок к саморазвитию (развитию своих творческих способностей, поиску решений).
Для дошкольников данную технологию необходимо адаптировать.
#1044;ети 5-6 лет не смогут решить кроссенс, состоящий из 9 смысловых картинок, т.к. им трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 2-3 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Чудесной игрой, которая подготавливает детей к решению кроссенсов, может стать игра «Логический поезд» ( в ней дети выстраивают вагончики, объясняя взаимосвязь предметов). Затем количество картинок увеличивается и постепенно дети переходят непосредственно к решению кроссенсов (оптимальным я считаю кроссенс из 5 картинок).
#1054;пределение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений:
дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса: время года – осень.
#1059; дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Чтобы создать кроссенс необходимо:
1. Определить тему.
2. Выделить элементы (картинок), имеющие отношение к теме.
3. Найти ассоциативную связь между этими элементами.
4. Определить последовательность элементов.
5. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате.
6. Подобрать изображения.
Работая над речевым развитием ребенка-дошкольника технология кроссенс помогает:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
-учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. Кроссенс можно применять при формулировке темы занятия, изучении, закреплении и обобщении изученного материала.
#1055;рактическая часть.
Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать поработать с кроссенсами (слайды).
#1056;ефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс".
Тот, кто заинтересовался данным приёмом, возьмите розовую ленточку.
Тот, кто будет применять данный приём на практике, возьмите зеленую ленточку.
Тот, кто считает, что прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите коричневую ленточку.
#1047;аключение.
В заключении хочется отметить, что инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное - увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат - это интересно и увлекательно вдвойне.
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма! И давайте чаще пересекаться!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.
Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».
Известно, что основными целями применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...
"Использование приёма куклотерапии в работе учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР"
В статье говорится о том, что в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР хорошо использовать дидактическую куклу. Какие коррекционные задачи решаются с помощью неё....
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Использование компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми.
Статья о использовании компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми....
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...