Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Лебедева Мария Владимировна

Материал для коррекционного часа, по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_sentyabr-oktyabr.docx79.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь 3-я неделя

Лексическая тема

«Осень. Кладовая природы: овощи, ягоды, фрукты»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия5b055othgcg1dg5o5

1. Развитие общей моторики

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

 Дидактическая игра «Садовник».

Цель: развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли,

Мы смородину сажали.

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор:

— Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам!

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх-вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками.

Баба сеяла горох.

Ох! Уродился он неплох.

Ох! Уродился он густой.

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Дети приседают, держась за руки

Приседают

Идут в центр                                                        Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород.

Поливали огород.

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту.

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь.

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!»

Имитируем работу с лопатой.

Наклоняемся, достаем руками пол.

Показываем, как поливали лейкой.

Присесть на корточки, обхватить руками колени.

Медленно поднимаемся.

Топнуть ногой в конце фразы.

2. Развитие мелкой моторики

Овощи

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

Соединение мизинцев.

Соединение безымянных.

Соединение средних.

Соединение указательных.

Соединение больших.

У Лариски две редиски

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» подушечки пальцев по направлению от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения

У Лариски — две редиски,

У Алешки — две картошки,

А у Вовки — две морковки,

А у Петьки — две редьки.

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим-варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

3. Развитие артикуляционной моторики5b055othgcg1dg5o5

Упражнения для язычка

1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву.

Упражнение «Тыква» - широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».

2. «Толстячки — худышки».

Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и

другие — «худышки».

3. «Лопата».

«Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

4. «Копаем картошку».

Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

Упражнение «Кабачок» - широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

6. «Ровная грядка в огороде».

Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

7. «Спрячем сливу за щеку».

Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

8. «Круглая виноградинка».

Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

9. «Банан».

Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

4. Развитие мимических мышц

«Я не знаю»

Дети изображают незнайку. О чём ни спросят, они ничего не знают. Задавать разные вопросы, а они молчат, разводят руками: «Не знаю», «Ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опускание уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
Вопросы могут задавать дети по очереди.

5. Развитие речевого дыхания

Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки и бабушки.

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Назови первый (последний) звук в слове». 

Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.

2. Упражнение «Ритмическое эхо»

Цель: развитие чувства ритма.

Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. «Назови ласково».

Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффикса

Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много».

Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

3. «Счет овощей».

Согласование ИС с числительными.

Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.

4. «Подбери признак».

Согласование ИС с ИП.

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

5. «Какой, какая, какое?».

Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они».

Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Растет (огурец) – (огурцы) растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. Отгадай загадку:

*Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

*Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.        (Малина)

*Длинноножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.           (Вишня)

*Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.            (Арбуз)

*Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?                   (Арбуз)

*Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.            (Лук)

*В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.           (Тыква)

*В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?                          (Горошек)

8. «Что лишнее и почему?».

Классификация предметов.

Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.

9. «Скажи наоборот».

Подбор антонимов.

Кабачок большой, а огурец – маленький.

Яблоня высокая, а смородина – низкая

Арбуз толстый, а горох – худой.

Помидор мягкий, а огурец – твердый.

10. «В земле или на земле?»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и спрашивает: «Где растет капуста — в земле или на земле?» Дети отвечают: «Капуста растет на земле» и т.д.

11. «На дереве или на грядке?»

На доске выставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Воспитатель просит детей рассказать, где растет тот или иной фрукт или овощ.

8. Развитие связной речи

1. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану:

Что это? Это овощ или фрукт? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой он на ощупь?

Какой он на вкус? Что из него можно приготовить?

2. Выучить стихотворение Н. Довженко «Ешьте овощи и фрукты!»

Ешьте овощи и фрукты-

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

3. Чтение и обсуждение «Барыня Капуста» И.Ревю 

Однажды малыши Морковка и Свёколка спросили у своих мам, почему Капусту называют «барыней»? А надо сказать, что Капуста и впрямь в огороде была, как барыня. На грядке она занимала много места, да и сама гряда, выделенная под капусту, была больше других. Полив ей был обеспечен самый обильный; да и сорняки её побаивались. К росткам моркови и свёклы они пристраивались легко, а вот от Капусты предпочитали держаться подальше. Она такая крупная, задавит ещё ненароком.

Мамы малышей Морковки и Свёколки толком не знали, почему Капусту величают барыней. Они решили расспросить об этом царя Гороха.

— Капуста – барыня потому, что она всегда наряжается, ходит в ста одеждах. А кто ходит в богатых одеяниях, тот и барыня. Да и к тому же она – такая крупная, здоровая. Настоящая русская барыня, — сказал царь Горох.

Морковь и Свёкла весело закивали. Им так нравилось, как растёт Капуста. У неё такой красивый зелёный цвет. Цвет надежды.

Вопросы и задания к сказке «Барыня Капуста»

Какой овощ в огороде называют «барыней»?

Какое отношение в огороде было к Капусте?

Почему сорняки боялись Капусты?

Какие овощи захотели узнать о Капусте побольше?

Как объяснил царь Горох, почему капуста – барыня?

Опиши капусту. Какая она: большая или маленькая, круглая или плоская, зелёная или желтая? Любишь ли ты капусту?


Сентябрь 4-я неделя

Лексическая тема

«Золотая осень. Изменения в природе»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия5b055othgcg1dg5o5

1. Развитие общей моторики

 «Золотая рожь»

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, руки вверх, наклоны в сторону

Два наклона к носочкам.

«В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало,

Прорастать на солнце стало

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал

К свету и теплу тянулся

И, красавцем обернулся.

Приседают.

Руки над головой.

Медленно встают.

2 раза.

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай!

Крепче трём зерну бока,

Получается мука!

Дрожжи воздух собирали,

Дрожжи тесто раздували.

Вдох и выдох, вдох и выдох:

Пух! Пух! Ох! Ох!

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох! Ох!

Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

Мы его слегка помяли -

И весёлкой повзбивали.

Вращательным движением тереть ладонью о ладонь.

Поменять движения рук.

Дети раздувают щёки, выпускают воздух.

Глубокий вдох, выдох через рот.

Руки на пояс, наклоны вправо, влево.

Показать руками размеры теста.

Руки на пояс, наклоны вправо, влево.

Имитация взбивания теста.

2. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика "Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с",

Все листочки с веток сдул

Полетели, закружились и на землю опустились

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

(дуем)

(пошевелить пальчиками и подуть на них)

(помахать ручками в воздухе)

(постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

(щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

(постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

(плавные движения кистями рук вперёд- назад)

(положить правую ладонь на левую)

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(загибаем пальчики, начиная с большого)

(сжимаем и разжимаем кулачки)

(загибаем пальчики, начиная с большого)

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

3. Развитие артикуляционной моторики5b055othgcg1dg5o5

  1. Артикуляционная гимнастика «Откуда хлеб пришел?»

Язычок очень любил наблюдать как бабушка печет булочки и пирожки. Однажды, когда бабушка замесила тесто (упр-е «Месим тесто»), он попросил ее рассказать откуда хлеб пришел? Бабушка начала свой рассказ. Сначала сказала она - нужно вскопать землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и посеять семена (упр-е «Часики»). Когда появятся ростки (упр-е «Качели»), их нужно поливать (упр-е «Маляр»). Поспевший урожай убирают с поля (упр-е «Часики»), поспевшие хлебные колосья превращают в муку и только затем месят тесто и пекут вкусные хлебобулочные изделия (упр-я «Месим тесто» и «Кошка сердится»).

4. Развитие мимических мышц

«Злюка»

Ребенок изображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со злостью и недовольством.

Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

5. Развитие речевого дыхания

Работа над силой голоса.

Дует летний лёгкий ветерок (тихо): «У-у-у-у-у».

Подул сильный ветерок (громко): «У-у-у-у-у». (3раза)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);

Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь-сь (мягко).

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

2. Упражнение «Не ошибись»

Цель: научить слышать неправильное звучание.

Ход: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон - вакон - фагон – вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака – бумака».

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Какие бывают листочки?». Подбор признаков

Какой листик? (большой, маленький, резной, зеленый, желтый, красный, сухой, шуршащий, гладкий, мокрый (после дождя), ароматный, березовый, рябиновый, кленовый, дубовый и т. д.)

2. Деление слов на слоги (прохлопать): лист, о-сень, лис-то-пад, кап-ли, ве-тер, дождь.

3. Игра «Одна семейка». Образование родственных слов.

Что с неба капает? (дождь

Какая сейчас погода? (дождливая)

Как можно назвать одну капельку дождя? (дождинка)

Как ласково называют дождь? (дождик)

Слова дождь, дождливый, дождинка, дождик называют родственные.

4. «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

Один лист, два листа, три.., четыре.., пять…

Одна лужа, две…, пять….

5. Игра «Есть – нет». Образование родительного падежа множественного числа.

Листик – нет листика, дождь – нет.., лужа, туман, листопад, осень

6. «Вставь вместо паузы слово хлеб».

Я знаю пословицу о…листопаде

На улице сейчас… листопад

Когда листья облетают с деревьев, мы называем это …листопадом

Я радуюсь … листопаду

Осени не бывает без... листопада

8. Развитие связной речи

1.Составить рассказ по опорным картинкам «Какая бывает осень».

2. Познакомиться с пословицами, объяснить их значение.

Осень идет, а за собой дождь ведет

Цыплят по осени считают.

3.Прочитать и обсудить сказку "Пчела и мухи" К. Д. Ушинский

Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
- Как вы глупы со своим весельем, - сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнившись и опустив нос, - Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
- Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? - ответили мухе весёлые пчёлки. - Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

4. Выучить наизусть стихотворение «Октябрь» (В. Берестов):

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый.

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!


Октябрь 2-я неделя

Лексическая тема

«Наши младшие младшие друзья – животные »

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия5b055othgcg1dg5o5

1. Развитие общей моторики

Динамическое упражнение «Бычок»

У быка бока крутые.  

У быка рога витые

У быка большие ноги,

У быка характер строгий. 

У бычка, как палки, ножки, 

У бычка смешные рожки.  

Хвостик у бычка короткий, 

У бычка характер кроткий. 

(Руки на пояс.)

(Показать большие крутые рога быка над головой.)

(Наклониться к ногам.)

(Погрозить пальцем.)

(Потопать ножками.)

(Из двух указательных пальцев – рожки над головой.)

(Рука сзади изображает коротенький хвостик.)

(Голова наклоняется из стороны в сторону, милое выражение лица.)

Динамическое упражнение «Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Присесть на корточки)

(Встать, потереть ладошки друг о друга)

(Поднять руки вверх, опустить)

(Встать на носочки, потянуться вверх)

(Поставить руки на пояс)

(Прыжки на месте)

(Делать приседания)

(Прыжки на месте)

2. Развитие мелкой моторики

«Два козленка»

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик, 

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой. 

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух! 

И с моста в водичку - плюх! 

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши)

(Роняем руки на колени).

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, 

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. 

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол). (Покачиваем руками, не разъединяя их).

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«Котенок»

Шёл один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,

На лапках - острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать !

 

(показываем один пальчик)

(показывает два пальчика) 

(показываем три пальчика)

(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

(показываем четыре пальчика)

(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

3. Развитие артикуляционной моторики5b055othgcg1dg5o5

1. Малыш сосет соску.

Показать, как вы сосали соску, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.

2. Толстячки - худышки.

Попеременно надувать и втягивать щеки.

3. Пробуем вкусное варенье.

Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.

4. Чистим зубы.

Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

5. Язычок лежит на крылечке и греется на солнце.

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

6. Язык отдыхает на кровати.

Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.

4. Развитие мимических мышц

Игровое упражнение «Поговорим без слов».

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.). Затем ребятам дается задание привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

5. Развитие речевого дыхания

1. Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).

2. Мама качает малыша.  Произносить: «А-а-а-а-а».

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?».

Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.

2. Игра «Назови слова с заданным звуком».

Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Животные очень любят, когда их называют ласково. Назовите и вы их ласково.

Свинья – свинка, лошадь – лошадка, корова – коровка, кошка – кошечка, собака – собачка, баран – барашек, коза – козочка, поросенок – поросеночек, теленок – теленочек.

2. Деление слов на слоги: кош-ка, ще-нок, друг, ла-ет, мя-у, иг-ра.

3. Дидактическое упражнение: «Кто какой» Придумать простейшие обороты
Злой, как ... волк. 
Трусливый, как ... заяц. 
Хитрая, как ... лиса. 
Косолапый, как ... медведь. 
Зубастый, как ... волк. 
Пушистый, как ... заяц. 
Неуклюжий, как ... медведь. 
Прыгучая, как ... белка.

4. «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

Один котенок, два.., три.., четыре.., пять

Одна лошадка, две…

5.Игра «Кто лишний»

Посмотрите, на столе картинки с изображением животных. Но, по моему, в каждом ряду допущена ошибка, а как вы думаете? Давайте все вместе найдем ошибки и исправим их. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске и находят лишнее).

 - Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя - это птица);

 - Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное);

 - Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное).

6. «Вставь вместо паузы слово хлеб».

У меня есть….кошка

Я вижу …..кошку

Я кормлю… кошку

Я ухаживаю за….кошкой

Я расчесываю шерстку….кошке

У меня много историй о……о кошке

7. отгадай загадку:

*Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).

*Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).

*По двору она гуляет,
Травку кушать обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это … (утка)

*У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).

*Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

*Он кудрявый даже, очень,
Шашлыком он стать не хочет,
Средь овец он — великан,
И зовут его … (баран)

*Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).

*Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь).

8. Развитие связной речи

1.Составить рассказ по опорным картинкам «Домашние животные».

2. Доскажи слово» (из С. Погореловского)
Воронята – у ворон,
У слонов - … (слонята).
А у наших макарон
Есть … (макоронята).
И побольше, и … (поменьше),
И потолще, и … (потоньше) – 
И мальчишки-макоронцы,
И девчёнки - …(макоронки).

3. Читать и обсуждать рассказ «Пожарные собаки» Л. Н. Толстой

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные думали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Выучить наизусть стихотворение «Цап-Царап и Чик-Чирик» В. Лунин

Чуть слышен шорох мягких лап —

Крадётся тихо Цап-Царап.

Но зря крадётся!

В тот же миг

Вспорхнул на ветку Чик-Чирик.


Октябрь 3-я неделя

Лексическая тема

«Царство леса. Кладовая леса. Осенние деревья и грибы»

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия5b055othgcg1dg5o5

1. Развитие общей моторики

1. «Ладушки» 

Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.
И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

2. «Топотушки»
Цель игры: расширение знаний ребенка о собственном теле, общее тонизирование организма.
Легкими, мягкими движениями ладоней или пальцев ребенок похлопывает себя, начиная с головы до ступней (макушка, затылок, лоб, щеки, шея, плечи, грудная клетка, руки, живот, спина, поясница, таз, ягодицы, бедра, икры, голени, ступни). В ходе игры можно приговаривать:
Три веселенькие хрюшки
Надели дружно топотушки
И пошли гулять, гулять,
Прыгать, топать и скакать.
Параллельно надо называть все части тела, где касается ладошка.

3. «Пошел король по лесу»
Взрослый, показывая движения, произносит потешку. Ребенок повторяет все за взрослым.
Пошел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
(Шагаем на месте, высоко поднимая колени.)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
(Остановились и прыгаем.)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
(Остановились и трясем каждой ногой по очереди.)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
(Хлопаем в ладоши.)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
(Топаем ногами.)
Головкой покачаем, покачаем, покачаем.
(Качаем головой.)
И работать начинаем.

2. Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Деревья в лесу» 

Деревья в лесу росли

И с ветром дружили они
Лишь только вздохни ветерок
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит

И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш

руки вверх, кисти раскрыть
кисти влево – вправо

встряхивают кистями

быстро шевелить пальцами

опускать руки, кисти плавно вправо – влево

Пальчиковая игра «Белочка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.      

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого. Сначала выполнять упражнение правой рукой, а затем — левой.

3. Развитие артикуляционной моторики5b055othgcg1dg5o5

1. Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек» холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»). Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка - ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора - упражнение.« Моторчик» - длительно произнесить звук: д-д-д-д. Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

2. «Разговоры овощей». Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно).  Помидор  хвастается  перед  Огурцом  тем,  что  он  красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо».  Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить  «Ох!»,  «Ах!»,  «Ух!»  шепотом,  тихо  и  громко  от  имени дедушки и бабушки.

4. Развитие мимических мышц

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова—приятно, ругают—неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.

Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.

Изобразить человека, изнемогающего от жажды, от голода.

5. Развитие речевого дыхания

1. «Эхо»

Заблудились мы в лесу: «Ау-у-у-у!» (тихо). Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у!» (тихо).

2. «Дождик»

попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох);

на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»;

попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох);

на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Эхо»:

Собирайся, детвора!    ра-ра
Начинается игра     ра-ра
Да ладошек не жалей      лей-лей
Бей в ладошки веселей     лей-лей
Сколько времени сейчас     час-час
Сколько будет через час     час-час
И неправда: будет два     два-два
Думай, думай голова     ва-ва
Вы хорошие всегда      да-да
Или только иногда     да-да
Не устали отвечать     чать-чать
Разрешаю помолчать.

2. Игра «Назови звуки».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет первый звук в слове и бросает мяч обратно.

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Приметы осени:

На улице стало холодно

Солнце светит мало, прячется за тучи

Tучи на небе серые, темные, синие

Часто идет дождь

На дорогах лужи

Листочки опадают с деревьев

Листопад на улице

Деревья стоят голые

Травка пожелтела

Птицы улетают в теплые края

Звери готовятся к зиме

2. Как звери готовятся к зиме?

Как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

А про ежика что расскажете? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)

Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)

Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

3. Назови ласково

Лес – лесок, гриб — грибочек, ягода – …, дерево - …, заяц, волк, медведь, лиса, белка.

4. «Договори предложение»

Я ем и зайчик ... (ест).

Я гуляю и медведь … (гуляет),

Я собираю и белочка ... (собирает).

Я качаюсь и дерево ...(качается).

Я играю и олень...(играет).

Я бегаю и ежик ...(бегает).

Я прячусь и рысь ...(прячется).

5. Чьи это ушки? (подготовить игрушки: мишку, зайца, белку, ежика)

У медведя чьи ушки? (Медвежьи). Какие ушки? (Круглые, коричневые)
А у зайца?Какие уши у зайца? 
(Длинные, белые, пушистые)

У ежика чьи ушки? Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)

А у белочки? Какие у нее ушки? (рыжие, пушистые, с кисточкой)

6. «Какой листок»

Показать лист рябины. Какой это лист? Рябиновый.

Лист клена – (кленовый)

лист березы – (березовый)

лист дуба – (дубовый)

лист осины – (осиновый)

8. Развитие связной речи

1. Загадки:
*Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

*Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

*Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

*Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

2. Сказка "Осень в лесу".
Стоял красивый месяц сентябрь. Две девочки, Даша и Вика, пошли в лес. Они смотрели по сторонам и любовались - деревья вокруг зеленые и желтые, и красные. Какая красота! Только растения немного завяли и цветочки свои головки опустили. Стоят грустные. Но зато под ногами грибов очень много. Целую корзинку можно собрать. А еще ягоды остались на ветках - черноплодная рябина и шиповник. Самые полезные ягоды. Птицы собираются в стайки, чтобы улететь в теплые края. А зверят не видно. Они, наверное, спать собираются. И только белочка скачет по веткам, запасы делает. Жучков тоже не видно. Спрятались они от холода под опавшие листья. Понравилось девочкам в осеннем лесу!

3.Выучить стихотворение: 

Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Старшая группа (1 период).

Предлагаю вашему вниманию  вариант журнала взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда....

Методичесие материалы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе

Листы взаимосвязи помогут организовать совместную работу учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе. Данный материал подобран и систематизирован по лексическим тем...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы

Годовое планирование взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями (задания логопеда для воспитателей)

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы на логопункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:- с...