Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzamosvyaz_2.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
заведующая МДОУ д/с №124
_________ Склярова Т.О.
«___» ________________20__г.
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Учитель-логопед : Политашина Т.В.
Воспитатель: Подсобляева С.К.
Основные направления:
- коррекционно-воспитательное;
- общеобразовательное.
Задачи :
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Учитель-логопед проводит обследование с 1 по 15 сентября .
Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.
Задача этого периода:
-создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
Заканчивая этап обследования, учитель- логопед оформляет соответствующую документацию:
- речевая карта на каждого ребенка;
- тетрадь – для взаимосвязи работы логопеда и воспитателей;
- тетрадь - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;
- тетрадь - индивидуальная тетрадь домашних заданий для каждого ребенка;
Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
После обследования проводится родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.
Учитель -логопед составляет с воспитателем режим дня детей и сетку занятий по периодам.
Учитель-логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
- обучение выполнению правил игр;
- воспитание плавности, длительности выдоха, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
- обучение элементам логопедической ритмики;
- коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико- грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами.
Логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.
На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Функции учителя - логопеда:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. (приложение №1)
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Приложение №1
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124»
Заводского района г. Саратова
месяц, тема недели | учитель-логопед | воспитатель |
сентябрь | ||
1, 2 –я недели | обследование детей | обследование детей |
3 –я неделя «Сад - огород» ( овощи, фрукты, ягоды) | 1. Практическое употребление: а) слов с уменьшительно- ласкательными оттенками; б) относительных прилагательных с существительным (яблочный сок, картофельное пюре и т.д.) в) сложных слов (садовод) г) согласование прилагательных, обозначающих цвет и форму (кислое, круглое Учить составлять предложения по демонстрируемому действию и объединять эти предложения в короткий рассказ. Учить составлять описательные рассказы | Закрепить и расширить представление об овощах, фруктах, ягодах. |
4- я неделя «Осенняя ярмарка» | Учить образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением. Учить составлять рассказы по описанию | Закрепление названий осенних месяцев. Закрепление качественных прилагательных. Закрепление относительных прилагательных.… Закрепление форм множественного числа. Игра «Один- много» |
Октябрь | ||
1-я неделя «Откуда пришел хлеб» | 1.Учить образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать существительные в родительном падеже. Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением. Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением. | Закрепление словаря Уточнить и расширить знания об уборке урожая. Знать , кто делает хлеб, где из чего; из каких зерновых культур делают муку какую, кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, названия хлебобулочных изделий. Познакомить с сельскохозяйственными машинами. |
2-я неделя «Осень. Человек, одежда, головные уборы» | Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже. Учить составлять простые предложения и распространения их с прилагательными. Учить подбирать синонимы к глаголам. Учить составлять рассказы с опорой на карточки-схемы. | Закрепление лексики по теме. Уточнение , расширение и активизация словаря по теме; Закрепить знания основных признаков осени, обобщающее слово «осень» ,одежда». Закрепление навыков словообразования. |
3-я неделя «Дом, мебель.» | Учить составлять предложения с предлогами через и между Образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные Учить составлять описательные рассказы | Закрепление понятия о мебели. Расширять знания о назначении мебели, о различных ее видах. Образование относительных прилагательных. |
4-я неделя «Лиственные деревья. Хвойные деревья. Грибы» | Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн. Числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос куда ? и предложного падежа с предлогами в, на на вопрос где? Учить согласовывать числительные с существительными. Учить составлять рассказы с опорой на карточки. | Упражнять в дифференциации деревьев, грибов и лесов. Закрепить знания о строении дерева, гриба. Закрепить профессию человека – леса- лесничего. |
Ноябрь | ||
1-я неделя «Домашние животные» | Учить подбирать синонимы. . Учить образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных. Учить детей пользоваться в речи предлогом под. Познакомить детей с категорией одушевленности предметов ( кто? что? ) Учить употреблять косвенное дополнение (родительный падеж) Учить составлять описательные рассказы. Учить составлять рассказ по картинке. | Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят. |
2-я неделя «Перелетные птицы.» | Практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательными оттенками Согласование существительных и глаголов в единственном и множественном числе (прилетают птицы) Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественным числе. Составление рассказа-описания птицы | Учить отгадывать загадки о птицах. У кого из птиц самый красивый хвост?- у павлина, самая длинная шея- у лебедя, самые длинные ноги- у журавля и цапли, самые большие глаза- у филина, совы. Какие птицы выше всех летают- орлы, умеют разговаривать- попугаи, лучше всех поют- соловьи. Стая воробьев- воробьиная, лебедей- лебединая. Журавлей- журавлиная. Уток- утиная, голубей- голубиная.
|
3-я неделя «Звери наших лесов» | Закрепить название детенышей. Учить подбирать синонимы и определения. Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. | Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями внешнего вида, Поведением животных и условиями зимнего сезона. |
4-я неделя «Осень» ( обобщение) | Учить образовывать относительные прилагательные . Согласовывать существительные с числительными. Составлять предложения со словами, обозначающие признаки действия. Упражнять в образовании глаголов с приставками. Учить пересказывать рассказ на тему: «Осень» близко к тексту | Закрепить название осенних месяцев; характерные признаки осени; понятия сезонная одежда ,сезонная обувь, головные уборы. |
Декабрь | ||
1-я неделя «Библиотека» | Учить составлять предложения с названиями предметов среднего рода в единственном и множественном числе именительного и родительного падежа. Учить согласовывать числительные с прилагательными и существительными. Учить составлять рассказ по сюжетной по сюжетной картинке «Библиотекарь» | Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря. |
2-я неделя «Зимующие птицы» | Учить подбирать названий действий к предмету. Учить образовывать множественное число существительных. Учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти. Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в связи с числительными один – одно, и притяжательными местоимениями мой – моя. Учить составлять рассказ по серии картин «Синичка» | Закрепить знания о зимующих птицах. Объяснить почему зимой нужно подкармливать птиц. Закрепить понятия «зимующие птицы» |
3-я неделя «Хвойные деревья» | Учить образовывать относительные прилагательные. Учить подбирать родственные слова. Учить подбивать признак предмету. Учить детей описательному рассказу о ели и о сосне по плану. Учить детей описательному рассказу о ели и о сосне по плану. | Активизировать словарь по теме; уметь различать и называть хвойные и вечнозеленые растения. |
4-я неделя «Новый год» Январь | Учить составлять предложения с предлогом перед Учить составлять рассказ по картине «Снеговик». Учить пересказывать рассказ «Елка» | Расширять лексический словарь представления детей о новогоднем празднике |
Январь 1-я неделя зимние каникулы | ||
2-я неделя «Зимние забавы» | Образование родственных слов к слову зима, мороз Образование родственных слов (снег, снеговик, снежинка, снежок) Употребление в речи глаголов в форме будущего времени с частицей –ся и без нее (катать и катаюсь) Заучивание стихотворений Учить детей пересказывать рассказы от первого лица | Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря |
3-я неделя «Наш город. Моя улица» | Учить употреблять сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО Заучивание стихотворений Учить детей пересказывать рассказы от первого лица | Активизировать словарь по теме: улица город. бульвар, парк,переулок, школа, университет, поликлиника , аптека, музей, детский сад |
4-я неделя « Как звери зимуют» ( дикие животные зимой) | Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. .Закрепить название детенышей. Учить подбирать синонимы и определения. Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. | Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить название детенышей. |
Февраль | ||
1-я неделя «Игрушки. Русская народная игрушка» | Учить составлять предложения с предлогами с, со, без. Учить составлять количественные числительные с существительными в творческом падеже. Учить составлять описательные рассказы о русской народной игрушке. | Познакомить с русскими народными игрушками. Закрепить название материала, из которого сделаны игрушки. Познакомить с народными умельцами и с народным промыслом |
2-я неделя «Транспорт. Правила дорожного движения» | Учить согласовывать существительные с числительными Учить образовывать множественное число существительных. Учить составлять простые распространенные предложения. Учить составлять описательные рассказы по плану. | Расширять представление детей о транспорте, водном, наземном транспорте, сформировать представления о воздушном. |
3-я неделя «День защитника Отечества, Военные профессии» | Продолжать работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе, падеже. Отрабатывать у детей навыки употребления предлогов в. на. под. Формировать у детей умение согласовывать вопросы, совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения | Расширить представление об армии, как Защитнице Отечества, способствовать формированию отношении ко всем, кто служит и служил в армии, воспитывать желание готовить себя к службе в Армии. |
4-я неделя «Зима» ( Обобщение) | Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за. Учить подбирать признак к предмету. Учить пересказывать небольшой рассказ близко к тексту; по предложенному плану. | Продолжать развивать логику, мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных отношений. |
Март | ||
1-я неделя «Домашние птицы» | Учить подбирать синонимы. . Учить образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных. Учить детей пользоваться в речи предлогом под. Познакомить детей с категорией одушевленности предметов ( кто? что? ) Учить употреблять косвенное дополнение ( родительный падеж принадлежности) Учить составлять описательные рассказы. Учить составлять рассказ по картинке. | Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят. |
2-я неделя «8 Марта. Женские профессии» | Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Развитие связной речи. Составление описательных рассказов «Моя мама», «моя бабушка (сестра)» используя определения. Составление описательных рассказов «Моя мама», «моя бабушка (сестра)» используя определения | Расширять представления детей о празднике – 8 Марта. 8 Марта - первый весенний праздник, он отмечается в честь женщины – труженицы, мамы, бабушки. |
3-я неделя «Животные холодных стран» | Учить согласовывать числительные с существительными Учить составлять описательные рассказы о животных Севера. | Закрепить обобщающее слово. Познакомить детей с условиями жизни животных Крайнего Севера |
4-я неделя «Животные жарких стран»
| Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить согласовывать числительные с существительными. Учить пересказывать «Сказку про льва» с опорой на картинку | Закрепить обобщающее слово. Познакомить детей с условиями жизни животных жарких стран |
Апрель 1-я неделя «Перелетные птицы» | Учить образовывать притяжательные прилагательные Учить пользоваться в речи предлогом к. Учить пользоваться приставочными глаголами. Составление рассказа-описания птицы | Закрепить знания детей о птицах : закрепить понятия «перелетные, водоплавающие» |
2-я неделя «День космонавтики» | Учить составлять сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО Учить употреблять в речи несклоняемые существительные Составление рассказа с опорой на схему | Продолжать активизировать словарь детей по данной теме.
|
3-я неделя «Школа. Школьные принадлежности» | Закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом у. Образовывать существительные множественного числа. Учить составлять рассказ по картине о школе. | Расширить принадлежности детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях. |
4-я неделя «Орудия труда и инструменты. Профессии» (обобщение ) | Учить образовывать название профессий с помощью суффиксов и словосложения. Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину | Дать детям представления о труде. Продолжать расширять знания детей путем усвоения механизма словообразования. |
Май | ||
1-я неделя «День победы» | Упражнять в образовании множественного числа существительных родительного падежа. Учить согласовывать числительные с существительными. Учить детей пересказу | Познакомить детей с праздником Днем Победы. Упражнять в образовании множественного числа существительных родительного падежа. Учить согласовывать числительные с существительными. Учить детей пересказу. |
2-я неделя «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство» | Согласование числительного, прилагательного и существительного (5 белых роз, много зеленых деревьев и т.д) | Продолжать активизировать словарь по теме. |
3-я неделя «Насекомые» | Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном числе. Учить образовывать существительные множественного числа в именительных и родительных падежах. Учить согласовывать существительные с числительными Учить пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметные картинки | Расширять знания о жизни насекомых ; вредных и полезных. |
4-я неделя «Весна. ( обобщение ) Времена года» | Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить подбирать признак к предмету. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных Закрепить употребление существительных в предложном падеже.. Учить пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметные картинки. | Обобщить и систематизировать знания детей о чередовании времен года, в изменении природы и труда людей в течение каждого сезона. |
Используемая литература:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»; Москва 1991г.
- Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи». – М.: «Мозаика синтез», 2003г.
- «Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие.» Л.С. Сековец, Л.И. Разумова и др. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999г.
- Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».
План: 1. Уровни детей с ОНР.2. Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3. Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей коррекционной группы
консультация...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
laquo;Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели ...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...