Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

 

 

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzamosvyaz_2.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

заведующая МДОУ д/с №124

                 _________ Склярова Т.О.

«___» ________________20__г.

Взаимосвязь учителя – логопеда  и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Учитель-логопед : Политашина Т.В.

 Воспитатель: Подсобляева С.К.

 Основные направления:

 - коррекционно-воспитательное;

 - общеобразовательное.

 Задачи :

 - учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей;

 - воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

 

 Учитель-логопед проводит обследование с 1 по 15 сентября .

 Учитель-логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

 Задача этого периода:

 -создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

 Заканчивая этап обследования, учитель- логопед оформляет соответствующую документацию:

 - речевая карта на каждого ребенка;

 - тетрадь – для взаимосвязи работы логопеда и воспитателей;

 - тетрадь - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;

 - тетрадь - индивидуальная тетрадь домашних заданий для каждого ребенка;

 Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

 После обследования проводится родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.

 Учитель -логопед составляет с воспитателем режим дня детей и сетку занятий по периодам.

 

 Учитель-логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:

 - воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

- обучение выполнению правил игр;

 - воспитание плавности, длительности выдоха, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

 - обучение элементам логопедической ритмики;

 - коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико- грамматической стороны речи, фонематических процессов.

 На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами.

 Логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

 На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:

 - упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

 - упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

 - работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;

 - лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Функции учителя - логопеда:

 • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

 • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

• Коррекция звукопроизношения.

• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

 • Устранение недостатков слоговой структуры слова.

 • Формирование послогового чтения.

 • Отработка новых лексико-грамматических категорий.

 • Обучение связной речи.

 • Предупреждение нарушений письма и чтения.

• Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

 • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. (приложение №1)

 • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

 • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

 • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

 • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

 • Закрепление навыков чтения и письма.

 • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

 • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

                                                                                                                                         

 Приложение №1

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124»

Заводского района г. Саратова

месяц, тема недели

учитель-логопед

воспитатель

сентябрь

1, 2 –я недели  

обследование детей

обследование детей

3 –я неделя  «Сад - огород» ( овощи, фрукты, ягоды)

   1. Практическое употребление:

а) слов с уменьшительно-       ласкательными оттенками;

б) относительных прилагательных с существительным (яблочный сок, картофельное пюре и т.д.)

в) сложных слов (садовод)

г) согласование прилагательных, обозначающих цвет и форму (кислое, круглое

Учить составлять предложения по демонстрируемому действию и объединять эти предложения в короткий рассказ.

Учить составлять описательные рассказы

Закрепить и расширить представление об овощах, фруктах, ягодах.                                                                                                                                                                                                                                                                            

4- я  неделя «Осенняя ярмарка»

Учить  образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных.

Учить образовывать относительные прилагательные.

 Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением.

Учить составлять рассказы по описанию

Закрепление названий осенних месяцев.

Закрепление  качественных прилагательных.

Закрепление относительных прилагательных.…

Закрепление форм множественного числа.

Игра «Один- много»

Октябрь

1-я неделя «Откуда пришел хлеб»

1.Учить  образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных.

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением.

Учить составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением.

Закрепление словаря

Уточнить и расширить знания об уборке  урожая. Знать , кто делает хлеб, где из чего; из каких зерновых культур делают муку какую, кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, названия хлебобулочных изделий. Познакомить с сельскохозяйственными машинами.

2-я неделя «Осень. Человек, одежда, головные уборы»

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Учить составлять простые предложения и распространения их  с прилагательными.

Учить подбирать синонимы к глаголам.

Учить составлять рассказы с опорой на карточки-схемы.

Закрепление лексики по теме.

Уточнение , расширение и активизация  словаря по теме;

Закрепить знания основных признаков осени, обобщающее слово «осень» ,одежда».

Закрепление навыков словообразования.

3-я неделя «Дом, мебель.»

Учить составлять предложения с предлогами через и между

Образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные

Учить составлять описательные рассказы

Закрепление понятия о мебели.

Расширять знания о назначении мебели, о различных ее видах.

Образование относительных прилагательных.

4-я неделя «Лиственные деревья. Хвойные деревья. Грибы»

Учить составлять предложения с именами существительными в ед. и мн.

 Числе винительного падежа с предлогами в, на на вопрос куда ? и предложного падежа с предлогами в, на на вопрос где?

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить составлять рассказы с опорой на карточки.

Упражнять в дифференциации деревьев, грибов и лесов.

Закрепить знания о строении дерева, гриба.

Закрепить профессию человека – леса- лесничего.

Ноябрь

1-я неделя «Домашние животные»

Учить подбирать синонимы. .

 Учить  образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных.

Учить детей пользоваться  в речи  предлогом под.

Познакомить детей с категорией одушевленности предметов ( кто? что? )

Учить употреблять косвенное дополнение          (родительный падеж)

 Учить составлять описательные рассказы.

Учить составлять рассказ по картинке.

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

2-я неделя «Перелетные птицы.»

Практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательными оттенками

 Согласование существительных и глаголов в единственном и множественном числе (прилетают птицы)

Учить употреблять родительный падеж имен существительных в единственном и множественным числе.

Составление рассказа-описания птицы

Учить отгадывать загадки о птицах.

У кого из птиц самый красивый хвост?- у павлина, самая длинная шея- у лебедя, самые длинные ноги- у журавля и цапли, самые большие глаза- у филина, совы.

Какие птицы выше всех летают- орлы, умеют разговаривать- попугаи, лучше всех поют- соловьи.

Стая воробьев- воробьиная, лебедей- лебединая. Журавлей- журавлиная. Уток- утиная, голубей- голубиная.

  1. Назвать домики птиц.

3-я неделя «Звери наших лесов»

Закрепить название детенышей.

Учить подбирать синонимы и определения.

Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени  мужского и женского рода.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы.

Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями  внешнего вида,

Поведением животных и условиями зимнего сезона.

4-я неделя «Осень»         ( обобщение)

Учить образовывать относительные прилагательные .

Согласовывать

существительные с числительными.

Составлять предложения со словами, обозначающие признаки действия.

Упражнять в образовании глаголов с приставками.

Учить пересказывать рассказ на тему: «Осень»

близко к тексту

Закрепить название осенних месяцев; характерные признаки осени; понятия сезонная одежда ,сезонная обувь, головные уборы.

Декабрь

1-я неделя «Библиотека»

Учить составлять предложения с названиями предметов среднего рода  в единственном и множественном числе именительного и родительного падежа.

Учить согласовывать числительные с прилагательными и существительными.

Учить составлять рассказ по сюжетной по сюжетной картинке «Библиотекарь»

Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря.

2-я неделя «Зимующие птицы»

Учить подбирать названий действий к предмету.

Учить образовывать множественное число существительных.

Учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти.

Образовывать  уменьшительно-ласкательную форму существительных в связи с числительными один – одно, и притяжательными местоимениями мой – моя.

Учить составлять рассказ по серии картин «Синичка»

Закрепить знания о зимующих птицах.

Объяснить почему зимой нужно подкармливать птиц.

Закрепить понятия «зимующие птицы»

3-я неделя «Хвойные деревья»

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить подбирать родственные слова.

Учить подбивать признак предмету.

Учить детей описательному рассказу о ели и о сосне по плану.

Учить детей описательному рассказу о ели и о сосне по плану.

Активизировать  словарь по теме; уметь различать и называть  хвойные и вечнозеленые растения.

4-я неделя «Новый год»                        

Январь

Учить составлять предложения  с предлогом перед

Учить составлять рассказ по картине  «Снеговик».

Учить пересказывать рассказ «Елка»

Расширять лексический словарь представления детей о новогоднем празднике

Январь

1-я неделя зимние каникулы

2-я неделя «Зимние забавы»

Образование родственных слов к слову зима, мороз

Образование родственных слов (снег, снеговик, снежинка, снежок)

Употребление в речи глаголов в форме будущего времени с частицей –ся и без нее (катать и катаюсь)

Заучивание стихотворений

Учить детей пересказывать рассказы от первого лица

Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря

3-я неделя «Наш город. Моя улица»

Учить употреблять

сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО

Заучивание стихотворений

Учить детей пересказывать рассказы от первого лица

Активизировать словарь по теме: улица город. бульвар, парк,переулок, школа, университет, поликлиника , аптека, музей, детский сад

4-я неделя « Как звери зимуют» ( дикие животные зимой)

Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями  внешнего вида,

поведением животных и условиями зимнего сезона.

 .Закрепить название детенышей. Учить подбирать синонимы и определения.

Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени  мужского и женского рода.

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы.

Закрепить представления о диких животных, установить связь между особенностями  внешнего вида,

поведением животных и условиями зимнего сезона.

Закрепить название детенышей.

Февраль

1-я неделя «Игрушки. Русская народная игрушка»

Учить составлять предложения с предлогами с, со, без. Учить составлять количественные числительные с существительными в творческом падеже.

Учить составлять описательные рассказы  о русской народной игрушке.

Познакомить с русскими народными игрушками.

Закрепить название материала, из которого сделаны игрушки.

Познакомить с народными умельцами и с народным промыслом

2-я неделя «Транспорт. Правила дорожного движения»

Учить согласовывать существительные с числительными

Учить образовывать  множественное число  существительных.

Учить составлять простые распространенные предложения.

Учить составлять описательные рассказы по плану.

Расширять представление детей о транспорте, водном, наземном транспорте, сформировать представления о воздушном.

3-я неделя «День защитника Отечества, Военные профессии»

Продолжать работу по обучению согласования  слов в предложении в роде, числе, падеже. Отрабатывать  у детей  навыки употребления предлогов  в. на. под.

Формировать у детей умение согласовывать вопросы, совершенствовать  умение грамматически правильно строить предложения

Расширить представление об армии, как Защитнице Отечества, способствовать формированию отношении ко всем, кто служит и служил в армии, воспитывать желание готовить себя к службе в Армии.

4-я неделя «Зима»          ( Обобщение)

Учить детей пользоваться в речи предлогами  на, за.

 Учить подбирать признак к предмету.

Учить пересказывать небольшой рассказ близко к тексту; по предложенному плану.

Продолжать развивать логику, мышление на основе упражнений в установлении причинно-следственных отношений.

Март

1-я неделя «Домашние птицы»

 Учить подбирать синонимы. .

 Учить  образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму существительных.

Учить детей пользоваться  в речи  предлогом под.

Познакомить детей с категорией одушевленности предметов ( кто? что? )

Учить употреблять косвенное дополнение  ( родительный падеж принадлежности)

Учить составлять описательные рассказы.

Учить составлять рассказ по картинке.

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.

2-я неделя «8 Марта. Женские профессии»

Продолжать учить детей согласовывать  существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Развитие связной речи. Составление описательных рассказов «Моя мама», «моя бабушка (сестра)» используя определения.

 Составление описательных рассказов «Моя мама», «моя бабушка (сестра)» используя определения

Расширять представления детей о празднике –

8 Марта.

8 Марта  - первый весенний праздник, он отмечается в честь женщины – труженицы, мамы, бабушки.

3-я неделя «Животные холодных стран»

Учить согласовывать числительные с существительными

Учить составлять описательные рассказы о животных Севера.

Закрепить обобщающее слово.

Познакомить детей с условиями жизни животных Крайнего  Севера

4-я неделя «Животные жарких стран»

 

Учить  образовывать притяжательные прилагательные.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить пересказывать «Сказку про льва» с опорой на картинку

Закрепить обобщающее слово.

Познакомить детей с условиями жизни животных жарких стран

Апрель

1-я неделя «Перелетные птицы»

Учить образовывать притяжательные прилагательные

Учить пользоваться в речи предлогом  к.

Учить пользоваться  приставочными глаголами. Составление рассказа-описания птицы

Закрепить знания детей о птицах : закрепить понятия «перелетные, водоплавающие»

2-я неделя «День космонавтики»

Учить составлять

сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО

Учить употреблять в речи несклоняемые существительные

Составление рассказа с опорой на схему

Продолжать активизировать словарь детей по данной теме.

 

3-я неделя «Школа. Школьные принадлежности»

Закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом у.

Образовывать существительные множественного числа.

Учить составлять рассказ по картине о школе.

Расширить принадлежности детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях.

4-я неделя «Орудия труда и инструменты.

 Профессии»

 (обобщение )

Учить образовывать название профессий с помощью суффиксов и словосложения.

Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину

Учить составлять рассказ по плану с опорой на картину

Дать детям представления о труде.

Продолжать расширять знания детей путем усвоения механизма

словообразования.

Май

1-я неделя «День победы»

Упражнять в образовании  множественного числа существительных родительного падежа.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить детей пересказу

Познакомить детей с праздником

Днем Победы.

Упражнять в образовании  множественного числа существительных родительного падежа.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Учить детей пересказу.

2-я неделя «Сад, парк, луг. Лес – наше богатство»

Согласование числительного, прилагательного и существительного (5 белых роз, много зеленых деревьев и т.д)

Продолжать активизировать словарь по теме.

3-я неделя  «Насекомые»

Учить  образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными  суффиксами в единственном числе.

Учить образовывать существительные  множественного числа в именительных и родительных падежах.

Учить согласовывать существительные с числительными

Учить пересказывать рассказ по вопросам  и с опорой на предметные картинки

Расширять знания о жизни насекомых ;  вредных и полезных.

4-я неделя «Весна.

( обобщение ) Времена года»

Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными  суффиксами.

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить подбирать признак к предмету.

Учить образовывать сравнительную степень прилагательных

Закрепить употребление существительных в предложном падеже..

Учить пересказывать рассказ по вопросам  и с опорой на предметные картинки.

Обобщить и систематизировать знания детей  о чередовании времен года, в изменении природы и труда людей в течение каждого сезона.

Используемая литература:

  1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»; Москва 1991г.
  2. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
  3. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи». – М.: «Мозаика синтез», 2003г.
  4. «Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие.» Л.С. Сековец, Л.И. Разумова и др. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999г.
  5. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

«Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда при коррекции нарушений у детей логопедической группы».

План: 1.     Уровни детей с ОНР.2.     Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда.3.     Презентация «Артикуляционная гимнастика». 4....

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя  и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....

«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

laquo;Взаимодействию  учителя-логопеда  и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели ...

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...