Мастер-класс для педагогов «Логопедическая радуга» в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
методическая разработка по логопедии
На логопедических занятиях используем традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, логопедическая ритмика, а так же нетрадиционные технологии - технологию хромотерапии (цветотерапия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Логопедическая радуга» в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Цель: совершенствование работы по речевому развитию в дошкольном учреждении.
Задачи:
- активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
- способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
Игровой реквизит: волчок со стрелкой, цветные конверты с заданиями, черный ящик, мультимедийная презентация, музыкальные записи с тематикой игры, секундомер (песочные часы на 1 минуту), чёрный ящик от «Мудрой Совы».
Добрый день, уважаемые педагоги!!!
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда становятся перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Одна из главных задач логопедической работы – создание такой коррекционно - образовательной среды, которая не только бы сохраняла здоровье ребенка, но и приумножала его. На логопедических занятиях используем традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, логопедическая ритмика, а так же нетрадиционные технологии - технологию хромотерапии (цветотерапия).
- Хромотерапия - наука, изучающая свойство цвета.
- Цветотерапия - метод нетрадиционной медицины, воздействие цвета на психику человека, с целью излечения
Сегодня, я приглашаю вас, уважаемые педагоги, на логопедическую радугу!!!
Сейчас с помощью цвета, проверим ваше психоэмоциональное состояние.
Подойдите, пожалуйста, к цветной карусели и возьмите ленту такого цвета, который вам, в данный момент нравится.
С давних времен цвету присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Всем известно, что одни цвета успокаивают, способствуют приливу внутренних сил и бодрят, а другие - раздражают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет на разных людей воздействует по-разному, и педагогам, работающим с детьми необходимо учитывать это в своей работе.
Дети обладают повышенной чувствительностью к цветам и их оттенкам. И используя в заданиях определенные цвета, можно немного скорректировать настроение, и даже поведение дошкольников.
Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить свои эмоции и чувства словами. Все люди, не только маленькие дети, как правило, отдают предпочтение какому-либо цвету при рисовании, лепке, в выборе игрушек и одежды. Если понаблюдать за ребенком педагог сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы. Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность, боязливость, плаксивость, и добавить уверенности ребенку в своих силах.
Поэтому мы выполнили задание, под названием радужный дождь.
Вы выбирали ленту того цвета, который вам сегодня больше остальных понравился. Оценивая ваш выбор, мы можем отметить, в каком настроении и расположении духа каждый из вас сейчас находится.
И активизировать дальнейшую нашу деятельность нам поможет интеллектуальная игра «Что? Где? Кода?». Тема игры «Логопедическая радуга». На игровом поле конверты с заданиями разных цветов (цвета радуги). После того, как волчок остановится на конверте определённого цвета, то даётся характеристика этого цвета.
- красный - активизирует, повышает физическую работоспособность, стимулирует психические процессы;
- синий - стимулирует умственную деятельность, успокаивает, расслабляет, понижает аппетит;
- зеленый - успокаивает, повышает защитные силы организма, цвет продуктивности, принятия решения;
- желтый - вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия, цвет общительности, радости, веселья;
- Фиолетовый цвет - успокаивающий. Этот цвет часто выбирают ранимые и эмоциональные дети;
- оранжевый цвет любят непоседливые, гиперактивные дети, если ребенок выбирает этот цвет, то на занятии он будет непоседливый, возбудимый, невнимательный.
- Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие.
- черный - абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина;
- белый - оказывает тонизирующее действие на организм человека, эффективно используется для оживления любого другого цвета;
- коричневый - символизирует надежность и прочность, успокаивает и сдерживает.
(Звучит музыка из передачи).
Команда знатоков состоит из педагогов детского сада № 15 «Ладушки». Прошу вас пройти за игровой стол.
Накануне праздника «День логопеда» против вас играют учителя-логопеды образовательных учреждений города Камень-на-Оби.
Игроки выбирают капитана команды.
Логопед: Правила нашей игры следующие : Знатоки выбирают вопрос путем вращения волчка. На обдумывание и обсуждение вопроса дается одна минута, затем капитан или любой из игроков дает ответ. Прошу капитана крутить волчок.
Логопед: Объявляю 1-й раунд.
Начинается игра,
Нам ее открыть пора!
Какой цвет конверта выпадет, характеристика того цвета и зачитывается.
Против вас играет учитель-логопед СОШ № 5 Игина Ольга Владимировна
Она задаёт блиц-вопросы. За одну минуту необходимо ответить на максимальное число вопросов:
Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву мы пишем и читаем)
Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным) .
Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
Назовите пару звуку «Ш» («Ж») .
Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)
Сколько звуков в слове — деньги (пять) .
Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
Капитан крутит волчок – второй раунд
Против знатоков играет учитель-логопед детского сада № 18, Князева Нина Александровна
Слушаем задание: «Догадайся, какое слово будет следующим?»
Корова-телёнок, собака – (щенок)
Лётчик – самолёт, шофёр - (автомобиль)
Рыба – удочка, бабочка - (сачок)
Коза – козёл, курица - (петух)
Ворона – гнездо, муравей - (муравейник)
Мыло - мыльница, перец - (перечница)
Гитара – гитарист, скрипка - (скрипач)
Курица – цыплёнок, свинья – (поросёнок)
Гвоздь – молоток, шуруп - (отвёртка)
Мышь – нора, пчела - (улей)
Ответы запишите соответствующим цветом!!!
Знатоки молодцы!!!
Третий раунд!!! (Звучит музыка, капитан крутит волчок)
Против знатоков играет учитель-логопед детского сада № 189, Сапунова Наталья Михайловна.
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Замените высказывание пословицей, подходящей по смыслу с противоположным значением к первому слову.
- Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
- Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
- От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Музыкальная пауза
Четвёртый раунд
Против знатоков играет учитель-логопед детского сада № 28, Пашинина Елена Викторовна
Слушаем задание: «Добавлялки».
педагоги должны продолжить чистоговорку.
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).
• За – за – за — в поле… (бегает коза).
• Ла – ла – ла — на пути ….(у нас скала).
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы)
Крутим волчок. Против знатоков играет сама хозяйка игры Что? Где? Когда? – Мудрая сова!!!
Чёрный ящик
Отгадайте загадку: Если б не было его, ни сказал бы, ничего! (Правильно, язык)
Ведущий предлагает капитану опустить руку в ящик и потрогать отгадку. В ящике муляж резинового языка.
Пятый раунд – против знатоков играет учитель-логопед детского сада
№ 8 Фещенко Татьяна Геннадьевна
«Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один согласный звук? Должно получиться шесть слов.
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
Шестой раунд- крутим волчок
Внимание на экран!! Против знатоков играет учитель-логопед СОШ № 4 Погорелова Татьяна Валерьевна
Следующее задание «Найди слова»
В квадрате необходимо найти названия предметов, которые вы видите на картинках и закрасить их соответствующим цветов. Тем цветом, который на конверте.
И последний, седьмой раунд!!! Против знатоков играет легенда логопедии нашего города! Это Халикова Любовь Николаевна.
Она задаёт серьёзные вопросы
1. Назовите основные формы речи. (диалогическая и монологическая)
2. Вид рассказа, в котором дети должны развивать сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности (повествование)
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
4. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
Уважаемые коллеги! Вы сегодня блеснули своими многочисленными знаниями, умом и сообразительностью!!
Поздравляю вас с победой! Вы доказали, что вы смекалистые, умные, и весёлые, много знаете, умеете быстро отвечать.
Вернёмся к цветотерапии. Коллеги, а теперь на какой цвет вам хочется обратить внимание?
Напротив вас лежит разноцветная бумага. Выберите любой понравившийся Вам цвет.
Давайте представим, что из него можно вырезать. Представьте это и скажите: «Я бы вырезал из оранжевой бумаги... оранжевое солнце».
Мы с вами только что представляли, что можно вырезать из бумаги. А теперь вырежем по-настоящему. Вырезать будем бабочку. Педагоги вырезают бабочку.
Посадите свою замечательную бабочку на ладонь и полюбуйтесь, какая она красивая. Давайте поможем ей отправиться в полет. Подуем длительно и плавно. (Упражнение повторяется 3-4раза.)
Швейцарский психолог М. Люшер сделал вывод о том, что выбор цвета отражает психологические качества человека.
С помощью цветотерапии также можно провести диагностику состояния человека. МЫ ЕСТЬ ТЕ ЦВЕТА, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ.
Таким образом, использование элементов цветотерапии на логопедических занятиях и на других любых занятиях воспитателя, помогает разнообразить работу с детьми, повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
А теперь попробуйте составить слова из букв, которые вы заработали. И узнаете, что же мы сегодня получили от логопедической радуги, и что я вам желаю в дальнейшем.
«Радость» «Общения»
Спасибо Всем!!!!
Корова-телёнок, собака –
Лётчик – самолёт, шофёр -
Рыба – удочка, бабочка -
Коза – козёл, курица -
Ворона – гнездо, муравей -
Мыло - мыльница, перец -
Гитара – гитарист, скрипка -
Курица – цыплёнок, свинья –
Гвоздь – молоток, шуруп -
Мышь – нора, пчела -
Счастье перемещается кучами -
Уйти от новой стиральной машины –
От смелости затылок мал -
Ра – ра – ра — во дворе …….
Ло – ло – ло — греет ….
Ры – ры – ры — летят…
Ор – ор – ор — спеет….
Ши – ши – ши — гуляют …..
За – за – за — в поле… …
Ла – ла – ла — на пути ….
Ор – ор – ор —. острый ….
Лы – лы – лы — наши девочки… ..
Сы – сы – сы — у папы… ….
РО
РО
РО
РО
РО
РО
1. Назовите основные формы речи.
2. Вид рассказа, в котором дети должны развивать сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
4. Ведущий приём в средней группе используемый при составлении рассказа по картине.
1. Назовите основные формы речи.
2. Вид рассказа, в котором дети должны развивать сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
4. Ведущий приём в средней группе используемый при составлении рассказа по картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Логопедический досуг в форме интеллектуальной игры "День Победы. Защитники Отечества" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности"
Логопедический досуг в форме интеллектуальной игры позволяет учителю - логопеду в нетрадиционной форме не только решать коррекционно - образовательные, коррек...

Деловая игра для педагогов "Логопедическая радуга"
Игра для педагогов поможет систематизировать знания в области образовательных технологий, повторить основные виды деятельности детей, постараться решить проблемные задачи....

Мастер – класс для родителей детей логопедической группы "Играя, обучаем грамоте"
Цель: Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамотеЗадачи:Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложенийУточнить знания о делении слов на ча...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Сказки – шумелки, как форма работы с музыкально-ритмическими играми»
Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для родителей детей логопедической группы «Играя, обучаем грамоте»
Методический материал разработан для повышения педагогической компетенции родителей по обучению грамоте....

Логопедический досуг в форме интеллектуальной игры "Знатоки России"
Учитель - логопед с детьми совершает путешествие в страну знаний, где командам предстоит выполнять различные задания, направленные на знания государственной символики, культуры и обы...