Мастер-класс для родителей детей логопедической группы «Играя, обучаем грамоте»
методическая разработка
Методический материал разработан для повышения педагогической компетенции родителей по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_po_obucheniyu_gramote._dek._23g.docx | 25.65 КБ |
prezentaatsiya_igraya_obuchaem_gramote.pdf | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей логопедической группы
«Играя, обучаем грамоте»
Цель: формировать представления у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- Уточнить знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
- Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Оборудование: презентация, мольберт, домики и фишки (красного, синего и зелёного цвета), схемы предложений, карточки для определения места звука в слове, предметные картинки, сюжетные картинки: «Зима», «Детские забавы зимой».
Ход мероприятия
- Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то. Что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача – меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову:
- Поменяйтесь местами те, кто любит своего ребёнка.
- Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки.
- Поменяйтесь местами те, у кого есть сыночки.
- Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать.
- Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном.
- Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.
Я вижу вы все готовы!
- Сообщение темы
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты; излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении смысл текса.
Грамота, довольно сложный предмет для дошкольников. 5-6 летнему
ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
Компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, то есть ребёнок должен
владеть правильным, четким произношением всех фонематических групп;
- сформированность фонематических процессов, то есть умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, то есть
слышать и выделять первый и последний гласный (согласный) звук в слове;
- владение понятиями звук (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий), слог, слово, предложение;
- умение работать со схемой слова, предложения.
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, как можно раньше научить читать своих детей. Многие полагают. что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Проблемы возникают из-за того, что в основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, а вовсе не заучивание букв алфавита.
Звуковой аналитико-синтетический метод опирается на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения.
Сегодня мы с вами научимся применять данный метод.
- Основная часть
Звуки.
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- При знакомстве со звуками мы сообщаем, что существует две основные группы звуков: гласные и согласные. Гласные – это те звуки, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий во рту, их можно пропеть; у согласных же струя воздуха встречают препятствие.
- Звуки «живут» вот в таких домиках (показ). В красном домике живут гласные, а в синем и зелёном – согласные. Причем в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные. Также согласные звуки делятся на звонкие и глухие (показ колокольчиков). Гласные бывают ударные и безударные.
- Давайте поиграем со звуками.
Игра «Определи первый и последний звук в слове»
На слайде изображения предметов.
- Определите, с какого звука начинается название данного предмета.
Предметы: бочка, улитка, очки, лейка, клубок, ананас, олень.
- А сейчас я буду называть слова, а вы скажите какой последний звук в них.
Слова: зима, снеговик, заяц, метель, снегопад, лыжи, коньки, медведь.
Игра «Прятки со звуками»
- Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Л. (показ картинок на слайде)
Картинки: лодка, белка, пенал, волк, слон, мел, лыжи.
Слоги и слова.
Слоги – это части слова. Слово делим на слоги при помощи хлопков; слово можно прошагать; ладонь руки, находящаяся под подбородком - сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Обозначение – полоска, разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове (показ).
Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги)
У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.
Картинки: фен, нож, банан, насос, виноград, носорог, паутина, наушники.
Блиц-опрос
- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем).
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных звуков? (6) Букв? (10)
- Сколько согласных звуков? (36) Букв? (21)
- Буквы, которые не составляют звука? (Ь, Ъ)
- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (Е, Ё, Ю, Я)
- Назовите всегда мягкие звуки? (Й, Щ, Ч)
- Назовите всегда твёрдые звуки? (Ж, Ш, Ц)
Звуковой анализ слов.
- Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий).
Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. (Мы используем вот такие фишки – показ.)
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.
Например: ДОМ
- Считаем сколько слогов? (Один)
- Сколько звуков? Называем отдельно каждый звук: Д-О-М (Три)
- А теперь даём характеристику каждому звуку.
Произносим слово медленно так, чтобы был слышен каждый звук.
Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согласный, твердый, звонкий.
Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласный, ударный.
Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согласный, твердый, звонкий.
В слове «ДОМ» 3 звука – 2 согласных и 1 гласный. Сколько в слове гласных, столько и слогов – 1 слог.
- Звуки на письме обозначаются буквами. Показывая букву, произносим не официальное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.
Предложения.
- Скажите, что складывают из букв? (слова)
- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)
- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения. Предложения выкладываем в виде схемы, где каждое слово – это отдельная полоска (показ).
- Предложения бывают простыми и сложными, распространенными и не распространенными.
Упражнение «Составь предложение»
- Давайте составим предложение по теме «Зима» (на слайде сюжетная картинка «Зима») и выложим его схему. Например, «Наступила зима.» или «Наступила холодная зима.»
- А теперь вы самостоятельно составьте предложения и к ним схемы (на мольберте сюжетная картинка «Детские забавы зимой»).
4. Рефлексия «Всё у меня в руках»
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:
- «Больше всего мне понравилось…»,
- «В дальнейшем я буду использовать…».
- «Здесь я узнала нового…».
Нашу встречу мне хочется закончить словами. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Желаем успехов вам и вашим детям!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....
Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"
Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться к школе;- накопить определённый бага...
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»
Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...
Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп «Игра как средство обучения дошкольников грамоте»
Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп«Игра как средство обучения дошкольников грамоте» ...
Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»
Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...
Мастер – класс для родителей детей логопедической группы "Играя, обучаем грамоте"
Цель: Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамотеЗадачи:Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложенийУточнить знания о делении слов на ча...