Мастер-класс для родителей детей логопедической группы «Играя, обучаем грамоте»
методическая разработка

Перфильева Евгения Юрьевна

Методический материал разработан для повышения педагогической компетенции родителей по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей логопедической группы

«Играя, обучаем грамоте»

Цель: формировать представления у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Уточнить знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
  2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Оборудование: презентация, мольберт, домики и фишки (красного, синего и зелёного цвета), схемы предложений, карточки для определения места звука в слове, предметные картинки, сюжетные картинки: «Зима», «Детские забавы зимой».

 

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то. Что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача – меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову:

- Поменяйтесь местами те, кто любит своего ребёнка.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть сыночки.

- Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать.

- Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном.

- Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.

Я вижу вы все готовы!

  1. Сообщение темы

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты; излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении смысл текса.

Грамота, довольно сложный предмет для дошкольников. 5-6 летнему

ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

Компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

- сформированность звуковой стороны речи, то есть ребёнок должен

владеть правильным, четким произношением всех фонематических групп;

- сформированность фонематических процессов, то есть умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, то есть

слышать и выделять первый и последний гласный (согласный) звук в слове;

- владение понятиями звук (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий), слог, слово, предложение;

- умение работать со схемой слова, предложения.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, как можно раньше научить читать своих детей. Многие полагают. что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Проблемы возникают из-за того, что в основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, а вовсе не заучивание букв алфавита.

Звуковой аналитико-синтетический метод опирается на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов - на слоги, слогов - на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения.

Сегодня мы с вами научимся применять данный метод.

  1. Основная часть

Звуки.

В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:

Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- При знакомстве со звуками мы сообщаем, что существует две основные группы звуков: гласные и согласные. Гласные – это те звуки, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий во рту, их можно пропеть; у согласных же струя воздуха встречают препятствие.

- Звуки «живут» вот в таких домиках (показ). В красном домике живут гласные, а в синем и зелёном – согласные. Причем в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные. Также согласные звуки делятся на звонкие и глухие (показ колокольчиков). Гласные бывают ударные и безударные.

- Давайте поиграем со звуками.

Игра «Определи первый и последний звук в слове»

На слайде изображения предметов.

- Определите, с какого звука начинается название данного предмета.

Предметы: бочка, улитка, очки, лейка, клубок, ананас, олень.

- А сейчас я буду называть слова, а вы скажите какой последний звук в них.

Слова: зима, снеговик, заяц, метель, снегопад, лыжи, коньки, медведь.

Игра «Прятки со звуками» 

- Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Л. (показ картинок на слайде)

Картинки: лодка, белка, пенал, волк, слон, мел, лыжи.  


Слоги и слова. 

Слоги – это части слова. Слово делим на слоги при помощи хлопков; слово можно прошагать; ладонь руки, находящаяся под подбородком - сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Обозначение – полоска, разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове (показ).

Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги)

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.

Картинки: фен, нож, банан, насос, виноград, носорог, паутина, наушники.

Блиц-опрос

- Чем отличается звук от буквы? (Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - пишем и читаем).

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков? (6) Букв? (10)

- Сколько согласных звуков? (36) Букв? (21)

- Буквы, которые не составляют звука? (Ь, Ъ)

- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (Е, Ё, Ю, Я)

- Назовите всегда мягкие звуки? (Й, Щ, Ч)

- Назовите всегда твёрдые звуки? (Ж, Ш, Ц)

Звуковой анализ слов.

- Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий).

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. (Мы используем вот такие фишки – показ.)

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.

Например: ДОМ

- Считаем сколько слогов? (Один)

- Сколько звуков? Называем отдельно каждый звук: Д-О-М (Три)

- А теперь даём характеристику каждому звуку.

Произносим слово медленно так, чтобы был слышен каждый звук.

Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согласный, твердый, звонкий.

Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласный, ударный.

Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согласный, твердый, звонкий.

В слове «ДОМ» 3 звука – 2 согласных и 1 гласный. Сколько в слове гласных, столько и слогов – 1 слог.

- Звуки на письме обозначаются буквами. Показывая букву, произносим не официальное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.

Предложения.

- Скажите, что складывают из букв? (слова)

- Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения. Предложения выкладываем в виде схемы, где каждое слово – это отдельная полоска (показ).

- Предложения бывают простыми и сложными, распространенными и не распространенными.

Упражнение «Составь предложение»

- Давайте составим предложение по теме «Зима» (на слайде сюжетная картинка «Зима») и выложим его схему. Например, «Наступила зима.» или «Наступила холодная зима.»

- А теперь вы самостоятельно составьте предложения и к ним схемы (на мольберте сюжетная картинка «Детские забавы зимой»).

 

4. Рефлексия «Всё у меня в руках»

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

- «Больше всего мне понравилось…»,

- «В дальнейшем я буду использовать…».

- «Здесь я узнала нового…».

Нашу встречу мне хочется закончить словами. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего. 
Желаем успехов вам и вашим детям!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

Мастер-класс для воспитателей старшей и подготовительной групп "Игра как средство обучения дошкольников грамоте"

Данный мастер-класс позволяет решать следующие задачи:- создавать условия для успешной подготовке к школе, помочь дошкольнику подготовиться     к школе;- накопить определённый бага...

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»

   Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп «Игра как средство обучения дошкольников грамоте»

Мастер — класс для воспитателей старших и подготовительных групп«Игра как средство обучения дошкольников грамоте»  ...

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»

Мастер- класс для родителей детей логопедических групп: «Проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики с экологическим содержанием»...

Мастер – класс для родителей детей логопедической группы "Играя, обучаем грамоте"

Цель:  Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамотеЗадачи:Расширить знания родителей о предложении, составлении схемы предложенийУточнить знания о делении слов на ча...