Конспект выступления на тему "Взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей речевых нарушений".
рабочие листы по логопедии

 Литавар Oльга Александрoвна

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей речевых нарушений.

     Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые могут и обязаны все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома, на даче и т.д.)

     Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

     К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

    Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это–   основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.

     Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

– групповые родительские собрания– помогают вовлечь родителей в образовательный процесс, качественно проинформировать,  нацелить их на совместную работу, активно включиться в процесс воспитания и обучения детей;
– 
консультации, семинары, практикумы– мы стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения общих проблем. Знакомим с наглядным материалом, демонстрируем подборку дидактических игр. Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, чек листы, буклеты, в которых отражены ключевые моменты консультаций. К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий.

– Открытые занятия родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– Информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда. Наглядная информация для родителей представляется в виде различных
папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей, буклетов с рекомендациями  по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

   Периодически подготавливаю  для информации прайс-листы, новые пособия, игры, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы,  что позволяет сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

    Для более продуктивной и разносторонней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, создана группа в интернете «Логопед спешит на помощь» (для родителей 3гр), где родители не только получают консультативную помощь , но и практические навыки коррекционной работы с детьми, знакомятся с новыми пособиями и играми, приемами и методами работы.

     Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование:“Сбор анамнеза развития ребенка”,  буклеты: «10 приемов стимуляции речевой активности и развития речи малыша», чек-листы «Артикуляционная гимнастика при губно-зубном сигматизме», анкета «Читаем детям».

    Индивидуальная работа в свою очередь позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контакт, доверительные отношения, стараемся донести понимание важности и необходимости оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

     Весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников.

    Так, при проведении “Книжкиной недели” родители заполняли анкеты «Читаем детям», принесли книжки -малютки, любимые книги детей и организовали совместно с воспитателем выставку «Моя любимая книга».

    Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Педагоги подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители оформляют их дома со своим ребенком в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера.

     Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива.

     Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Литература:

  1. Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11
  3. Степанова, О. Л. Организация  логопедической  работы  в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.
  4. Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
  5. Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Организация ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений.

Организация ранней логопедической работыпо преодолению и профилактике речевых нарушений. «… детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной сил...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....

Взаимодействие логопеда,воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей нарушений речи

Опыт работы по взаимодействию с родителями и презентация к выступлению...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...

Эффективной формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Презентация фокусируется на важности и эффективности взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями для успешного преодоления речевых нарушений у дошкольников. В ней рассматриваются современные ак...

Презентация на тему «Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями в совместной работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников (активные формы работы)».

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предпол...