Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»
консультация по логопедии

Андреева Ольга Николаевна

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление является ведущим и имеет ряд особенностей отличающихся от деятельности воспитателя общеобразовательной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_vospitatelya_v_gr._kombin._napr.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Выступление на педагогическом совете

на тему:

 «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

                                                                                   

                                                                                            Составила:

учитель-логопед

                                                                                                    Андреева О.Н.

Москва

«Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

         Воспитатели детского сада в группе комбинированного вида или компенсирующей направленности, имеющие детей с тяжёлыми нарушениями речи, выполняют помимо образовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

       Воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

       Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приёмов семейного воспитания и других причин.

       В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

       Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого –педагогическое воздействие воспитателя предупреждает появление стойких, нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные социально-приемлемые отношения.

       Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает своё внимание на закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

       В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.д. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть чёткой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов слов, усложняющих понимание речи.

       В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

       Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним речевым развитием, имеющих отягощённый анамнез, отличающийся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновение возможных запинок в речи, повторение первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.

       Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение.

     Речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсиии, рассматривания, беседы по картинке, серии картин; пересказы не проводятся.

       Необходимым элементом при изучении каждой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам, выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

       Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.

       Первоначально ведущими являются такие виды деятельности, как рассказывание и чтение воспитателем, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторений рассказов –описаний, составленных воспитателями, дидактические игры, особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

      При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи.

Воспитателю необходимо уточнить у логопеда, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

       Специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности или комбинированного типа включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня после полдника.

       На вечернюю логопедическую работу выделяется до 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, грамматической компетенции.

       Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребёнок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

        В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики.

       В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребёнка, выделяя его уровень знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования.

       Благодаря профессиональной работе воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности можно добиться хорошей динамики и положительных стойких результатов в коррекции речевых нарушений, в развитии познавательной деятельности.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Родительское собрание на тему: «Специфика обучения и воспитания детей в группе с детьми имеющие речевые нарушения». «Роль семьи в преодолении дефектов речи».

СЛАЙД № 2Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.СЛАЙД № 3Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос&raq...

Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"

Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...

Аналитическая справка о результатах коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи за 2020 – 2022 учебный год.

На начало 2020 - 2021 учебного года  по результатам территориальной психолого медико педагогической комиссии  в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был...

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...

Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает....