Организация ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений.
консультация (младшая группа)

Уварова Александра Владимировна

Организация ранней логопедической работы

по преодолению и профилактике речевых нарушений.

 «… детская речь на всех этапах

 своего развития питается

 неисчерпаемой жизненной силой

 народного – родного – языка»

 К.Чуковский

Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!

 Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от взрослого.

 Взрослый кормит ребенка, берет на руки, купает, ласкает, улыбается ему, разговаривает, показывает игрушки.

 Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребенком.

 Главная роль в развитии речи детей принадлежит взрослым – родителям, педагогам. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у малыша трудности в становлении речи.

 В связи с актуальностью проблемы ранней профилактики и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста появилась необходимость изучить, объединить и применить на практике материалы разных авторов, занимающихся данной проблемой – Н.В. Нищева, О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Е.В. Колесникова, Л.Н. Смирнова, О.С. Ушакова, Н.С. Жукова, М.Ю. Картушина, опыт работы московских педагогов.

 Изучив и объединив материалы данных авторов нами было разработано примерное тематическое планирование работы по предупреждению и преодолению лексико-грамматического, фонетико-фонематического недоразвития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также – система игровых упражнений и  дидактических игр, направленных на формирование артикуляционной, мелкой, общей моторики, развитию сенсорных функции и успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.

 Целью организации ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений  является построение системы развивающей работы в группах раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривающей взаимодействие и преемственность специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Важно привлечь воспитателей, родителей к активному участию в развивающем процессе по профилактике и преодолению речевого дефекта у дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

 Достижению подобного результата способствует:

Коррекционно – развивающий характер речевого материала;

Системность и последовательность работы;

Игровой характер речевых упражнений;

Тесная связь речи и познавательных процессов;

Использование малых форм фольклора.

Подборку дидактического материала при организации данной работы необходимо осуществлять  с учетом определенной темы.

 Тематический подход обеспечивает углубленное изучение материала и многократное  его повторение, а также способствует успешному накоплению речевых средств.

 Такой вид  изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате изучения в рамках одной темы на занятиях логопеда, воспитателя, упражнениях дома дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем

 Основным принципом организации ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений  является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого сенсомоторного развития:

Развитие просодической стороны  и воспитание звуковой культуры речи осуществляется  в игровой форме. Активно используется доступный данному возрасту наглядный и речевой материал.

Расширение и обогащение словаря происходит за счет обогащения и уточнения значений слов и активизации словаря (перевод из пассивного в активный). Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных). В словарь детей вводятся понятия группировки изучаемых объектов. При развитии глагольного словаря уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию глаголов.

Формирование грамматического строя речи осуществляется через разнообразные упражнения на согласования различных частей речи, словообразование, построение простых предложений.

Развитие связной речи начинается с формирования у детей понимания обращенной речи, умения  отвечать на вопросы и вступать в диалог.

Развитие сенсорных способностей и психических функций происходит за счет дидактических упражнений.

Особое место в системе работы занимает художественная литература, посредством которой знакомишь дошкольников с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов.

Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики посредством игровых заданий проводится систематически с учетом принципа индивидуального подхода и постепенного усложнения заданий.

 

Заинтересованность и участие родителей в коррекционном процессе, а также  активное использование практического материала на занятиях и во время режимных моментов воспитателями.

 Нельзя не отметить, что к концу учебного года у детей повышается уровень развития речи, сенсорных способностей и моторных функций (мелкой, общей, артикуляционной) по сравнению с речевыми возможностями на начало года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ranney_logopedicheskoy_raboty.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Организация ранней логопедической работы

по преодолению и профилактике речевых нарушений.

 «… детская речь на всех этапах

 своего развития питается

 неисчерпаемой жизненной силой

 народного – родного – языка»

 К.Чуковский

Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!

 Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от взрослого.

 Взрослый кормит ребенка, берет на руки, купает, ласкает, улыбается ему, разговаривает, показывает игрушки.

 Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребенком.

 Главная роль в развитии речи детей принадлежит взрослым – родителям, педагогам. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у малыша трудности в становлении речи.

 В связи с актуальностью проблемы ранней профилактики и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста появилась необходимость изучить, объединить и применить на практике материалы разных авторов, занимающихся данной проблемой – Н.В. Нищева, О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Е.В. Колесникова, Л.Н. Смирнова, О.С. Ушакова, Н.С. Жукова, М.Ю. Картушина, опыт работы московских педагогов.

 Изучив и объединив материалы данных авторов нами было разработано примерное тематическое планирование работы по предупреждению и преодолению лексико-грамматического, фонетико-фонематического недоразвития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста, а также – система игровых упражнений и  дидактических игр, направленных на формирование артикуляционной, мелкой, общей моторики, развитию сенсорных функции и успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.

 Целью организации ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений  является построение системы развивающей работы в группах раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривающей взаимодействие и преемственность специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Важно привлечь воспитателей, родителей к активному участию в развивающем процессе по профилактике и преодолению речевого дефекта у дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

 Достижению подобного результата способствует:

Коррекционно – развивающий характер речевого материала;

Системность и последовательность работы;

Игровой характер речевых упражнений;

Тесная связь речи и познавательных процессов;

Использование малых форм фольклора.

Подборку дидактического материала при организации данной работы необходимо осуществлять  с учетом определенной темы.

 Тематический подход обеспечивает углубленное изучение материала и многократное  его повторение, а также способствует успешному накоплению речевых средств.

 Такой вид  изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате изучения в рамках одной темы на занятиях логопеда, воспитателя, упражнениях дома дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем

 Основным принципом организации ранней логопедической работы по преодолению и профилактике речевых нарушений  является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого сенсомоторного развития:

Развитие просодической стороны  и воспитание звуковой культуры речи осуществляется  в игровой форме. Активно используется доступный данному возрасту наглядный и речевой материал.

Расширение и обогащение словаря происходит за счет обогащения и уточнения значений слов и активизации словаря (перевод из пассивного в активный). Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных). В словарь детей вводятся понятия группировки изучаемых объектов. При развитии глагольного словаря уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию глаголов.

Формирование грамматического строя речи осуществляется через разнообразные упражнения на согласования различных частей речи, словообразование, построение простых предложений.

Развитие связной речи начинается с формирования у детей понимания обращенной речи, умения  отвечать на вопросы и вступать в диалог.

Развитие сенсорных способностей и психических функций происходит за счет дидактических упражнений.

Особое место в системе работы занимает художественная литература, посредством которой знакомишь дошкольников с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов.

Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики посредством игровых заданий проводится систематически с учетом принципа индивидуального подхода и постепенного усложнения заданий.

Заинтересованность и участие родителей в коррекционном процессе, а также  активное использование практического материала на занятиях и во время режимных моментов воспитателями.

 Нельзя не отметить, что к концу учебного года у детей повышается уровень развития речи, сенсорных способностей и моторных функций (мелкой, общей, артикуляционной) по сравнению с речевыми возможностями на начало года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Работа учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у дошкольников средствами биоэнергопластики и русского народного фольклора

  Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....

Работа с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Анкеты родителям для раннего обследования речи детей...

Всеобуч для родителей «Артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики для преодоления и профилактики речевых нарушений у дошкольников»

Дать рекомендации родителям по проведению упражнений на развитие артикуляционной и мелкой моторики...