Метод наглядного моделирования для подготовки старших дошкольников с ТНР к обучению грамоте
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 435.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода наглядного моделирования при подготовке дошкольников с ТНР к обучению грамоте
Учеными установлено, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению основ письма и чтения. Для старшего возраста задача обучения грамоте вполне выполнима. К пяти годам дети особенно восприимчивы к звукам, у них есть «природный», «внутренний» (а не внешний, навязанный извне взрослыми) интерес к звукам речи, к буквам. Поэтому актуальность обучения чтению детей 5-летнего возраста очевидна – ненавязчиво можно учить читать. Следует только соблюдать некоторые условия:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте (развитие внимания, памяти);
- обучение проводится с использованием игровых методик;
- обучение проводится только на материале правильно произносимых звуков.
Использования наглядного моделирования объясняется следующими моментами:
-недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы у детей с ОНР, проблемы в развитии мелкой моторики отрицательно сказывается на темпе и качестве овладения ими элементами грамоты, а с помощью наглядного моделирования мы и развиваем мелкую моторику.
- а также метод наглядного моделирования дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться практическим действиям с ними.
Любое пособие по обучению дошкольников грамоте начинается словами «не секрет, что в настоящее время научить ребенка читать необходимо, но очень сложно»….Да, это действительно важнейшая задача – обучить чтению и письму. Родители все настойчивее спрашивают педагогов, когда ребенок будет читать, со скольки лет в садике начинается обучению чтению.
В основе обучения грамоте лежит аналитико – синтетический метод, при котором в первую очередь должна быть сформирована фонематическая система, включающая в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении грамотой. Теоретическое обоснование этого метода дали Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, а на практике исследовали К.Д. Ушинский. К.Д. Ушинский говорил, что «сознательно читать и писать может тот, кто понял звуко – слоговое строение слова».
А в настоящее время продолжают работу в это направлении
М.Ф. Фомичева, О.И. Крупенчук, Т.А. Ткаченко, М.А. Полякова.
«Материализация процесса устного анализа может существенно повысить скорость возникновения навыка, а также его прочность».
Эффективность применения символов и наглядности.
Для подготовки дошкольников к обучению чтению и грамоте использование символов и наглядности позволяет добиваться стойких, осознанных навыков звукового анализа у детей, а именно звуковой анализ, как мы видели выше, нужен для обучения чтению. Хотя может возникнуть вопрос: о какой эффективности идет речь, когда наряду со звуками и буквами надо еще ребенку запоминать кучу символов…Не ли запутается ребенок?
Задумывались ли вы, что такое буква? Это графический символ определенного звука, используемый для чтения и письма. То есть чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения, своеобразное декодирование информации, которая была нанесена на бумагу, экран с помощью определенных символов – букв. Письмо – такое же кодирование информации с помощью тех же символов – букв. В разных языках один и то же звук обозначается разными символами – буквами, и эти буквы никак логически не связан с самим звуком, который они обозначают. Для ребенка буква – вообще абстрактный элемент, который ему ничего никак не напоминает. Поэтому «неудобные» буквы символы можно на время заменить «удобными» символами для обозначения звуков, которые понятны ребенку, с которыми у него есть прямая ассоциация, которыми можно поиграть.
Ребенок учиться читать , получается, символами, которые ему на время заменяют буквы, и эти символы:
- легко усваиваются;
- быстро воспроизводятся;
- логически связаны со звуками;
- усиливают звуковое восприятие ребенка путем дополнительной опоры на различные анализаторы.
Подбор символа для каждого звука основывается на том знании, что мышление ребенка конкретно и базируется оно на чувственно воспринимаемых предметах и объектах. Анализ, сопоставление, перенос образов – это те операции мышления, которые необходимы для обучения грамоте, но именно эти операции у дошкольника находятся в стадии формирования. Любой символ – это условность, только наши символы (а не буквы) более близки к конкретному, а не абстрактному.
Использование символов – это промежуточное звено между этапом совершенствования фонематического восприятия и звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте. Каждый зрительный символ находится в прямой аналогии со звуком, им обозначаемым.
Основные задачи по обучению грамоте дошкольников, которые мы можем решать с применения метода наглядного моделирования:
- познакомить детей с понятием «звук», «слово», «предложение», научить графически изображать слово, предложение и звук;
- познакомить со словесным составом предложения;
- познакомить со слоговым строением слова – делить слова на слоги и составлять слова из слогов;
- научить находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
- формировать навык звукового анализа и синтеза , определять последовательность звуков в слове, определять количество звуков в слове;
- различать гласные и согласные звуки, формировать и закреплять представления о твердости- мягкости, глухости- звонкости согласных звуков;
- изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;
- закрепить понятие «буква» и представления о том, чем звук отличается от буквы. Знакомить с буквами русского алфавита.
- формировать навык составления и чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Модели, используемые в работе при обучении грамоте:
- модели, отражающие характеристику звука;
- модели, отражающие звуковую структуру слов;
- модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов;
- модель, обозначающая структуру предложения
Структура, разделы обучения чтению и грамоте.
Весь материал для занятий условно делится на три раздела:
- Звук
- Буква
- Говорим правильно
Первоначально детям дается элементарное представление о назначении речи вообще. Зачем мы говорим, как мы говорим. Какие органы участвуют в речи.
Далее ребенок получает знания о строении языка: мы говорим предложениями, предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков. Чтобы ребенку было наглядно, вводятся графические изображения этих понятий.
Моделирование предложений и слов с помощью схем и фишек помогает наглядно увидеть границы предложения, определить короткое и длинное слово.
В условном разделе «Звук» дети знакомятся со звуками языка, которые обозначаются символами, а по мере изучения звуков символы заменяются графическим изображением звуков – буквами.
Благодаря тому, что звуки речи мы изучаем с помощью символов, ребенок имеет возможность не просто пассивно воспринимать их на слух, а совершать с ними разнообразные действия: ощупывать их, передвигать. Именно действия с предметами и изучаемыми объектами – самый эффективный путь обучения.
При таком обучении ребенку сначала дается звуковой материал, и на звуковом материале ребенок учится анализировать слово. Так легче символами – определить последовательность звуков в слове, а потом уже выложить слово из букв.
Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с гласных звуков. Образец звука дается через звукоподражание, особое внимание уделяется положению губ.
Сами символы повторяют положением наших, очень легко запоминаются детьми.
После изучения гласных звуков дается понятие «слог».
Изучение согласных звуков тоже начинается через звукоподражание, которое оформлено рисунком, где звук произносится изолированно.Дается анализ артикуляции согласного звука по схеме, всегда делается вывод: при произнесении согласных звуков воздушная струя выходит не свободно, всегда есть преграда – зубы, язык, губы. Знакомство с согласными звуками начинается со звука «М».
На этапе изучения согласных звуков вводится цветовое оформление: красный – для гласных, синий и зеленый - для согласных.
При изучении согласных звуков даются задания: составление схем слова из цветных фишек, из символов, выделение звука из состава слова, определение места звука в слове. Дети заселяют домики со звуками.
В разделе «Звук» решаем такие задачи:
- выработка правильных артикуляционных навыков;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;- формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных навыков. Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико – синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаю «Домики звуков», «Домики букв».
Для изучения букв, конечно, предлагается образ буквы, печатное изображение буквы, игрушка буквы, способ конструирования буквы из пальчиков, «Сколько букв», «Найди одинаковые буквы», «Полубуковка».
В форме занимательных упражнений проводится чтение прямых и обратных слогов, обращается внимание на чтение предлогов. Игры «дополни слог до целого слова», «собери слово из слогов», «соотнеси слово и картинку».
В разделе «Буква» решаем такие задачи:
- выполнение звуко- буквенного анализа слов;
- формирование фонематического восприятия;
- подготовка к письменной речи;
- развитие пространственной ориентации.
Раздел «Говорю правильно» развивает лексико – грамматический строй речи. Материал этого раздела подбирается в соответствии с изучаемым звуков и лексической темой. Ребенок на этом этапе закрепляет в речи изучаемый звук и букву.
В разделе «Говорю правильно» решаем такие задачи:
- развитие способности к наблюдению за языком;
- привлечение внимания к морфемному составу слова;
- развитие внимания к способам словообразования, к составу предложений, связи слов в предложении.
Эти разделы, этапы обучения грамоте дошкольников условны, они перетекают друг в друга, и во всех разделах предусматриваются упражнения для развития связной речи: составление предложений различной конструкции, составление рассказов с изучаемыми буквами и звуками по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками
Презентация об использовании метода наглядного моделирования для всестороннего развития ребенка - дошкольника...

Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста "Расскажем Каркуше о деревьях"
Материал занятия направлен на развитие связной речи детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвещена использованию метода наглядного моделирования в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов....

Дифференциация звуков [х], [х,] посредством метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей с ОНР-III уровня
Закрепить навык дифференциации и правильного произношения звуков [х ], [х'] в словах, фразах...

Использование метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте»
В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.)Наглядное модели...

Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»
Проект «Возможности метода игровых проектов в подготовке старших дошкольников»...