ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Казакова Ольга Александровна

Статья посвещена использованию метода наглядного моделирования в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. Материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova_o.a.docx30.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЕТОДА  НАГЛЯДНОГО  МОДЕЛИРОВАНИЯ  В  МУЗЫКАЛЬНОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

музыкальный руководитель  МБДОУ детский сад                                           комбинированного вида №77 «Василек»

Казакова Ольга Александровна

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс.  Музыка - это понятие временное: музыка звучит - она есть, а музыка закончилась - её нет. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить.  Профессиональному  музыканту легче - у него есть ноты. Что-то забыл, в любой момент может посмотреть, вспомнить. А как же ребёнок? Здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.

        Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.        

      Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (свойства музыкального звука: высота, длительность, динамика, тембр), отразив их схематически. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств. То есть, наглядный материал осваивается детьми лучше вербального.[1]  Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального  языка очень усложняется. Поэтому в своей работе я часто прибегаю к этому способу обучения.

       Во-первых,  детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.  

      Во-вторых, они помогают легко запоминают материал. Ускоряется процесс его усвоения. Ведь одно из  правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». [2]

     В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим  детей видеть главное, систематизировать полученные знания.  

       Наглядное моделирование  я использую во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.

     

  Слушание  музыки: непосредственное восприятие и дифференцирование музыкальных звуков.

       Взять, к примеру, пьесу  И.Арсеева «Красная Шапочка и серый волк». При знакомстве с музыкой я использую три иллюстрации: две с изображением Красной Шапочки и одну - с волком. Так как музыка имеет трёхчастную форму, иллюстрации располагаются в соответствии с музыкой: Красная Шапочка, волк, Красная Шапочка. На следующих прослушиваниях детям предстоит подобрать эмоции к смене музыки: весело, страшно, весело. А в заключительном занятии дети безошибочно определят, что у пьесы три части и схематично изобразят это с помощью графических фигур: например, красный кружок, серый квадрат, красный кружок.

     В  старшем возрасте мы с детьми во время прослушивания пьесы И.Арсеева «Папа и мама разговаривают» не только определяем строение музыки, эмоциональное настроение, а подбираем музыкальные инструменты для озвучивания каждого персонажа (синтезатор даёт мне такую возможность). То есть, моделируем пьесу с помощью карточек с изображением музыкальных  инструментов.

       Для того, чтобы научить детей дифференцировать музыкальные звуки, их свойства, я всегда использую наглядные пособия в виде индивидуальных карточек, начиная с младшей группы. Это музыкально-дидактические игры: «Птица и птенчики» (звуковысотность),  «Солнышко и дождик» (весело -грустно), «Большие и маленькие гармошки» (громко - тихо), «Мишка и мышка» (медленно - быстро).

Дети с младшей группы учатся работать с карточками, которые находятся в специальных кармашках на стульчиках. Если дети видят эти кармашки - значит, будет что-то интересное. А наличие комплекта карточек на каждого ребёнка позволяют сделать занятие продуктивным.

Со средней группы задания усложняются, детям уже приходится работать с тремя карточками: «Солнышко светит, солнышко спит, дождик» (весело-спокойно - грустно), «Петушок, курочка, цыплёнок» (ритмические рисунки), «Чьи следы» (быстро, спокойно, медленно), «Угадай, на чём играю?» (музыкальные инструменты).

        В средней группе знакомлю детей с модулем нотного стана. Этот  модуль позволяет им осваивать длинные и короткие звуки (чёрные шашки - короткие звуки, дети пропевают их  на слог «ти».  Белые - длинные,  дети пропевают на слог «та»). Это несложно после игры «Курочка, петушок и цыплёнок», где  длина звука изображалась маленькими и большими зёрнышками. Для разнообразия в группах рекомендую пользоваться не только модулем нотного стана, но и ритмическим лото, где длина звуков изображается короткими и длинными полосками. Пропевание ритмического рисунка на одной высоте с помощью слогов «ти» и «та» дети осваивают легко и без труда. Затем с удовольствием проигрывают на металлофоне и других шумовых инструментах: ложках, маракасах, бубнах, коробочках.

         Игра «Чьи следы» помогает освоить детям темп: быстро, спокойно, медленно. Детям раздаются  карточки с изображением следов: у мишки они на большом расстоянии, у лисички - расстояние поменьше, а у мышки - очень частое расстояние, т.е. разный ритм рисунков. Дети затем это с удовольствием простукивают на музыкальных палочках. Карточки очень помогают исполнять медленный ритм, что детям сложно. После следов детям будет понятно изображение ритма схематично полосками.

         Если в средней группе модуль я использую только для составления ритмических рисунков, то в старшей показываю, как можно отобразить звуки, разные по высоте. Предварительная работа - это карточки (по три штуки в комплекте на каждого ребёнка) с изображением гармошек различной величины. Самая большая играет только низкие звуки, средняя - средние и маленькая - высокие. Это трёхэтажный домик, в котором живут низкие, средние и высокие звуки. Это карточки с изображением животных: мишки, лисички, зайчика. Это картинки с изображением семьи: папа, мама и ребёнок.  Задача одна: различать звуки трезвучия. Затем переходим к работе с модулем  нотного стана. Когда звуки освоены, на помощь мне приходят картинки с изображением птичек, расположенных на пяти линейках. На каждой карточке птички располагаются в различном порядке. Детки с удовольствием пропевают последовательности и не испытывают затруднений.

             Так же графическое изображение музыкальных инструментов на карточках  помогает  детям в определении, сколько звуков звучит одновременно (1-2-3).

         Таким образом карточки-помощники многофункциональны: помогают развивать как звуковысотный слух, так и динамический (с гармошками), звуковысотный слух и эмоциональную отзывчивость (с изображением животных, с изображением семьи).

                А в разделе «Пение» без карточек нам с детьми никак не обойтись. Начинаем с того, что учимся изменять голосовые интонации. Со средней группы осваиваем фонематическое упражнение по стихотворению «Ленивый жук» Фишкина [3]. Каждая строчка сопровождается иллюстративным материалом в виде карточек со схемами. Линии на схемах показывают направление движения интонаций, изменения высоты голоса.  Упражнение очень помогает детям избавляться от «гудошности». По аналогии мы с детьми «летаем на ракете», «путешествуем с бабой ягой в ступе», «поднимаемся и опускаемся на лифте». Графическое изображение мелодии дети отлично переносят в свои голосовые интонации.

Наряду с интонационной работой,   детки осваивают строение песен при помощи геометрических фигур.  Это одно из их любимых  занятий.    

Часто в песнях происходит изменения настроения: то весело, легко, то загадочно и т.д. Детки с удовольствием подберут эмоции и выстроят содержание песни с помощью карточек. Это очень помогает детям, у которых внимания и памяти не хватает на всю песню.

Во время обучения детей музыкально-ритмическим движениям         моделирование - основной метод, который  я использую. Эта работа  начинается уже с младшей группы и является подготовительной.

                        В младшей группе  детям понятнее образные названия движений. Это  «зайчики», «мячики», «фонарики», «хлопушки», «каблучки» и т.д. В группах есть кубики с изображением этих предметов. Детки быстрее осваивают движение, когда видят и понимают, что надо изобразить. В дальнейшем мы переходим к схематичным изображениям движений и компануем их в нужном порядке (как в танце).

               В каждой группе есть фотографии  и схемы-подсказки построений в танцах и хороводах: построения в шеренгу, колонны, врассыпную, маленькими кружочками, концентрическими кругами   и т.д. в зависимости от возрастных особенностей. Ещё хорошими помощниками являются маленькие фигурки-игрушки из «киндер сюрпризов» и маленькие матрёшки. С их помощью сначала педагог, а затем и сами дети на столе выполняют различные построения. Например, я прошу детей посмотреть на карточку с изображением круга. Потом прошу поставить матрёшек в том же порядке. Другой подгруппе детей показываю другую карточку, на которой много маленьких кружочков. Это построение «врассыпную». Детки с увлечением расставляют матрёшек по всему столику. Следующий момент интересней: мы с воспитателем предлагали одному из детей выполнить построение, указанное на карточке, из детей. Дети выполняли роль игрушек. Дети с большим удовольствием включались в это интересное действо. Затем наши игрушки «оживали» и сами без труда строились то в колонны, то перестраивались врассыпную (дети средней группы).

            Несколько лет назад мы с детьми подготовительной группы решили разучить весенний вальс тройками. Очень трудно дети осваивали движение тройками по кругу. Не получалось.  В тройках не было равнения, дети путались в движениях. Многократные неудачные повторения стали надоедать детям. Тогда я сделала модель трёх концентрических кругов разного цвета и предложила детям понаблюдать за матрёшками, которые «двигались» по этим кругам. Под один и тот же музыкальный отрывок матрёшкам предстояло пройти разный путь. Дети отметили, что 1 матрёшка должна продвигаться медленно, средняя чуть быстрее и 3 матрёшка - самая быстрая. Этот эксперимент помог быстрее освоить танец и возобновить интерес к нему.

       Чтобы лучше запомнить и воспитателю и детям движения хоровода, мы вместе на доске составляем схемы. Дети любят, когда с ними советуются, с удовольствием предлагают значки, обозначающие то или иное движение. В результате запоминают последовательность движений гораздо быстрее. В каждой группе есть папки со схемами вальса, польки, хороводов. Большая работа проделана мною по оснащению музыкальных уголков  фотографиями

танцевальными движениями. С их помощью дети составляют небольшие танцевальные композиции, которые с удовольствием исполняют под весёлую музыку.

     Использование моделирования в элементарном музицировании детей хорошо прописано у Тютюнниковой Т.Э.. Мне здесь добавить нечего. Я с удовольствием пользуюсь её наработками. В творческом  музицировании дети учатся у педагога, самих себя и друг у друга.    

           В конце своей работы я хочу отметить, что стиль взаимодействия взрослого и детей - партнёрское сотрудничество и  показ способа выполнения того или иного задания.

Литература:

  1. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  2. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. М. - Международное агентство «A.D.&T.», 2003г.- 299с.
  3. Звуко-речевая игра «Ленивый жук», журнал «Музыкальный руководитель» № 1, 2006г.- 22с.
  4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение Москва, 2004. – 28 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...