Методика проведения логопедических занятий по восстановлению голоса. Подготовительный этап
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Капралова Римма Юрьевна
Восстановление голоса возвращает утраченную коммуникативную функцию, часто позволяет вернуться к труду, ускоряет процесс психологической и социальной реабилитации, что делает проблему на сегодняшний день весьма актуальной. Занятия по восстановлению голоса переключаются на активную деятельность, появляется возможность вернуться к общественно полезной работе.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика проведения логопедических занятий по восстановлению голоса. Подготовительный этап. Выполнила Капралова Р.Ю.

Слайд 2

Введение Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). У детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции.

Слайд 3

Актуальность Восстановление голоса возвращает утраченную коммуникативную функцию, часто позволяет вернуться к труду, ускоряет процесс психологической и социальной реабилитации, что делает проблему на сегодняшний день весьма актуальной. Занятия по восстановлению голоса переключаются на активную деятельность, появляется возможность вернуться к общественно полезной работе.

Слайд 4

Психотерапия Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стиму­ляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика Примерные артикуляционные упражнения : Движения языка: высовывание языка, повороты его вправо-влево, облизывание кончиком языка верхней и нижней губы укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу, « щелкание » языком, укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т — к. Движения губ: вытягивание губ вперед «трубочкой», складывание губ «кружочком», растягивание губ в стороны (улыбка), укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п ( беззвучно ).

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением гласных звуков. Движение гортани и голосовых складок: а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани б ) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией): 1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко (а—О — у — Ы — Э ). 2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям (па — по — пу — пы - пэ пап — поп — пуп — пып — пэп ). 3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шепоте и громко (Пан или пропал. Купи кипу пик. / Все бобры добры для своих бобрят ) 4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко). `а — о — у — ы — э а — `о — у — ы — э и т.д.

Слайд 9

Массаж Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж . Производится поглаживание кончиками пальцев: а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу. Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.

Слайд 10

Дыхательная гимнастика При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: 1 ) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения 2) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, 3 ) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота, 4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Слайд 11

Статические упражнения Статические упражнения производятся либо при полной не-подвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно -диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Слайд 12

Статические упражнения Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. Далее длительно произносятся: а) гласные (шепотом и громко) (у ____ ау ____ уо ____ уа ____ о) б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко) (ф ____ уф ____ ус ____ уш ) в ) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными (в ____ ув ____ уз ____ уж ) г ) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко) ( пу ____ку____ то ____ ко ____ пэ ) д ) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в в прямых слогах ( бу ___ ду ___ гу ___)

Слайд 13

Упражнения , тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос Например: вдох (5 сек.) —задержка (3 сек.) —выдох (5 сек.) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи; «Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука].

Слайд 14

Динамические упражнения Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры .

Слайд 15

Динамические упражнения Цель проводимой физкультуры воспитание у больного навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, оздоровление всего организма, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для этого необходимо: 1) приучить ребенка к дыханию через естественные пути (рот и нос); 2) развить механизм речевого дыхания, обращая особое внимание на тренировку выдоха, 3) физически укрепить организм ребенка, 4) повысить двигательную и физическую активность организма и работоспособность больного.

Слайд 16

Логопедическая лечебная физкультура Курс логопедической лечебной физкультуры включает упражнения , построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно -диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.

Слайд 17

Логопедическая лечебная физкультура Примерный курс упражнений лечебной физ­культуры I. Вводный раздел (построение, равномерная ходьба, вдох и выдох попеременно через рот и нос) II. Основной раздел (например: исходное положение—стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж) III. Заключительный раздел (дыхательные упражнения, отвлекающие упражнения, ходьба с постепенным замедлением)

Слайд 18

Дыхательные упражнения В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха: 1) выдох на счете шепотом и громко, 2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добором воздуха, 3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе, 4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе.

Слайд 19

Вывод Таким образом, проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является подготовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Слайд 20

Список литературы 1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. –– М: Просвещение, 1973 2. Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по па­тологии речи и голоса», вып . 1. М., Учпедгиз , 1960. 3. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высших учеб.заведений . / Под ред. Л.С.Волковой . –5 изд., перераб . и доп. -М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. –703 с

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный календарно-тематический план проведения логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФД

Перспективный календарно-тематический план проведения логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФД (I группа) на 2012 – 2013 учебный год...

Методика организации проведения логопедических занятий

Этапы проведения логопедических занятий...

Методика коррекционно-логопедической работы при нарушениях голоса

Методические рекомендации по улучшению голоса включают голосовые упражнения, направленные как на активизацию, так и релаксацию голосового аппарата....

«Методика организации проведения логопедических занятий» (консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изме...

Методика проведения логопедической работы по формированию вербальных средств общения у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Главное в занятиях – опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, который ребенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, ка...

Консультация для педагогов "Методика проведения образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе".

Данный материал предназначен для педагогов детского сада. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуа...