Конспект НОД " в гостях у тигры!
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и закрепление умения составлять рассказ-описание посредством мнетаблиц.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- формировать связность, непрерывность высказывания;

- активизировать творческие способности.

 

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого вдоха и выдоха;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание;

- способствовать развитию зрительного гнозиса, графо-моторных навыков;

- развивать слуховое, зрительное внимание, память.

 

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Методы: практические, словесные, игровые, наглядные.

Оборудование:  мультимедийное  оборудование (проектор, ноутбук, интерактивная доска, детские планшеты),  запись с голосами животных, музыкальные записи, мяч, презентация по теме «В гостях у Тигры», зеркала по количеству детей,  рисунки бананов по количеству детей, цветные карандаши, ножницы, массажеры «Су-джок», массажная дорожка, маски мартышек, картинки с изображением животных,

Предварительная работа.

Беседы с детьми о животных жарких стран, рассматривание картин, разгадывание загадок, чтение книг: «Моя первая энциклопедия» А. Никитин; «Загадочные звери» Т. В. Долгонолова; «Кто как живет» Е. Чарушин; «Слон», «Лев и собачка» Л. Н. Толстой; «Детки в клетке» С. Я. Маршак, просмотр телепередач: «В мире животных», «Планета животных», «Мои любимые животные», «Дикий мир».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tigry_s_samoanalizom.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной  образовательной деятельности

«В Гостях у Тигры»

для детей с общим недоразвитием речи

подготовительной к школе группы

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и закрепление умения составлять рассказ-описание посредством мнетаблиц.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- формировать связность, непрерывность высказывания;

- активизировать творческие способности.

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого вдоха и выдоха;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание;

- способствовать развитию зрительного гнозиса, графо-моторных навыков;

- развивать слуховое, зрительное внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Методы: практические, словесные, игровые, наглядные.

Оборудование:  мультимедийное  оборудование (проектор, ноутбук, интерактивная доска, детские планшеты),  запись с голосами животных, музыкальные записи, мяч, презентация по теме «В гостях у Тигры», зеркала по количеству детей,  рисунки бананов по количеству детей, цветные карандаши, ножницы, массажеры «Су-джок», массажная дорожка, маски мартышек, картинки с изображением животных,

Предварительная работа.

Беседы с детьми о животных жарких стран, рассматривание картин, разгадывание загадок, чтение книг: «Моя первая энциклопедия» А. Никитин; «Загадочные звери» Т. В. Долгонолова; «Кто как живет» Е. Чарушин; «Слон», «Лев и собачка» Л. Н. Толстой; «Детки в клетке» С. Я. Маршак, просмотр телепередач: «В мире животных», «Планета животных», «Мои любимые животные», «Дикий мир».

   Организационный момент

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте.

Звучит запись отдельных голосов животных жарких стран.

Логопед. Дети, скажите, чьи голоса вы сейчас слышали?

Дети. Я слышал рычание тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.

Логопед. Как вы думаете, где обитают эти животные?

Дети. Эти животные живут в жарких странах, где всегда очень жарко.

Основная часть

На доске появляется слайд 2 с письмом и с характерным звуком.

Логопед. Посмотрите, нам прислал письмо тигренок Тигра.

Воспроизводится письмо, в котором сообщается о том, тигренок Тигра зовет к себе в гости в Африку ребят, где их ждут веселые и увлекательные путешествия.

Логопед. Ребята, хотите в гости к тигренку Тигре?

Дети. Хотим.

Логопед. Как же мы доберемся до Африки?

Дети. Полетим на самолете.

Логопед. Тогда в путь!

Дети выставляют руки в виде «крыльев» самолета.

Самолет летит, самолет гудит.

Уууууууууууууууу, я в Африку лечууу!

На доске появляется слайд 3 с изображением Африки.

Логопед. Вот мы с вами на месте. Чувствуете, какой здесь особенный воздух? Подышим этим теплым воздухом. 

Носом вдох, а выдох ртом –

Дышим глубоко, легко.

Повторим ещё разок

И пойдём гулять на островок.

Выполняется дыхательное упражнение в музыкальном сопровождении.

На доске появляется слайд 4 «Игра с мячом «Угадай, кто?»»

Логопед. Посмотрите, Тигра предлагает поиграть с ним в игру «Угадай, кто?». Я вам буду называть признаки животных, которые отличают его от всех других животных, бросаю мяч с началом предложения, а вы закончите и бросаете  мяч обратно мне. Например: Колется как дикобраз.

Логопед бросает мяч каждому ребенку, называет признаки животных, по которым ребенок догадывается о задуманном животном.

Топает, как … слон

Извивается, как … змея

Выносливый, как … верблюд

Толстый, как … бегемот

Медленный, как …черепаха

Повторяет, как … попугай

Кривляется, как … обезьяна

Лохматый, как … лев.

Логопед. Молодцы, всех животных отгадали. А сейчас я приглашаю вас на маленькие островки, где есть волшебная вода. В ней вы увидите  различных животных, которые обитают в Африке.

Дети садятся за столы с индивидуальными зеркалами и выполняют артикуляционную гимнастику.

Логопед. 1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

• Бегемот (широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

2. Упражнения для языка:

• Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).

• Обезьянки качаются на лианах (качели, часики).

• Сигнал опасности у обезьянок (щелкать языком, изменяя форму рта "улыбка-трубочка")

Логопед. Дети, а вы хотите помочь Тигре сделать подарок обезьянке Дусе?

Дети. Конечно, хотим.

Логопед. Возьмите на своих островках листья с изображением бананов, заштрихуйте линиями и вырежете их по контуру.

Дети выполняют задание. Логопед уточняет действия детей, добиваясь полного ответа.

Логопед. Молодцы. Теперь мы их сможем передать Тигре, и он угостит Дусю. «Выращивая» бананы, наши пальчики устали. Поможем им вернуть силу?

Дети. Поможем.

 Дети выполняют пальчиковую игру с массажером «Су-Джок».

Пальчиковая гимнастика «За мамой».

За мамой слонихой шагает слонёнок, 

За крокодилихой – крокодилёнок, 

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок,

За кем же торопится каждый ребёнок? 

(Поочерёдно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

(Катают Су-Джок между ладонями).

На доске появляется слайд 5 с песчаной тропой.

Логопед. Дети, посмотрите, появилась извилистая песчаная тропа. Как вы думаете, куда нас приглашает Тигра по этой тропе?

Ответы детей.

Логопед. Скорее пройдем по ней и узнаем.

Дети встают и проходят по «извилистой тропе» (массажной дорожке) к интерактивной доске на расстояние, предписанное СанПин.

Появляется интерактивная игра.

Логопед. Тигра хочет поиграть еще. Посмотрите на изображенных животных и скажите -  кто хищник, а кто травоядный.

Дети выполняют задание «Хищник или травоядный», в котором нужно распределить животных по способу питания. Каждый выбор детей сопровождается связным высказыванием.

Логопед. Все справились, молодцы! Тигра приготовил для вас сюрприз. Он поможет вам превратиться в мартышек.  Надевайте волшебные маски.

Дети надевают маски мартышек.

Выполняется физкультминутка  «Мартышки» под музыкальное сопровождение.

Дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку

И друг другу даже

Язычки покажем!

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Логопед. Дети, посмотрите, у вас на столах появились планшеты! Это еще один сюрприз для вас от Тигры! Присаживайтесь на свои островки.

Логопед. Тигра много сделал для нас сюрпризов. Хотите отблагодарить его?

Дети. Очень хотим!

Логопед. Сейчас вы на планшетах соберете из пазл его портрет. Он очень обрадуется такому подарку!

Дети выполняют задание: собирают пазлы с изображением тигра в детском планшете.  

Логопед. Молодцы, как здорово у всех получилось.

На интерактивной доске  появляется слайд 6  с игрой «Опиши животное».

Логопед. Дети, посмотрите, на доску, вас ждет еще одна игра! Тигра хочет проверить ваши знания о его друзьях.

Перед детьми выкладываются изображения животных, перевернутых вниз. Дети по одному «вытягивают» животное и  составляют рассказ-описание, опираясь на  мнемотаблицу.

Заключительная часть

Логопед. Вы молодцы, все знаете о животных жарких стран. За это нам тигренок Тигра подарил наклейки с изображением  его друзей.  А нам пора возвращаться в наш детский сад.

Дети выставляют руки в виде «крыльев» самолета.

Дети совместно с логопедом. Самолет летит, самолет гудит.

Уууууууууууууууу, я в детский сад  лечууу!

Рефлексия

Логопед. Вам понравилось сегодня в гостях у Тигры?

Дети. Да, понравилось!

Логопед. Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Логопед. Что было самым трудным для вас?

Ответы детей.

Логопед. Все сегодня молодцы! Вы были очень внимательными, старательными. До свидания!

Литература

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. С-пб.6 Каро. 2001г.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. Москва: «ТЦ Сфера», 2014.
  4. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игра и упражнения для развития общих речевых навыков. С-Пб.: КАРО, 2007.
  5. Ткаченко Т.А. Если ребёнок плохо говорит. С-Пб.: Акцидент, 1998.
  6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Москва: ГНОМ и Д, 2005.
  7. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /  С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М.: Феникс. 2004. – 384 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности «В гостях у Тигры»

Форма занятия  - фронтальная.  Присутствовали дети  логопедической подготовительной к школе группы (8 человек). Занятие построено по сюжету в соответствии с лексической темой недели «Животные жарких стран».

Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.

Цель занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и закрепление умения составлять рассказ-описание посредством мнемотаблиц.

Цель достигалась путем решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- формировать связность, непрерывность высказывания;

- активизировать творческие способности.

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого вдоха и выдоха;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание;

- способствовать развитию зрительного гнозиса, графо-моторных навыков.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Занятие было построено по технологии игрового обучения, так как основной вид деятельности дошкольников – игра. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы игры на интерактивной доске, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

Методы: практические, словесные, игровые, наглядные.

 При планировании занятия приоритетными задачами являлись задачи познавательного и личностного развития детей.

  Содержание  непрерывной  образовательной деятельности (далее – НОД)  жизненное, с опорой на личный опыт, то, что понятно детям, вызывает у них интерес.

   Модель взаимодействия педагога с ребенком, осуществляемая во время НОД -  субъект - субъектная, личностно-ориентированное общение: не «над ребенком», не «рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», педагог и ребенок  -  равноправные партнеры.

  Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики, была использована артикуляционная гимнастика. Для выработки правильного речевого дыхания в занятие включено дыхательное упражнение «Подышим африканским воздухом».

 Развитию общей моторики и снятию напряжения, способствовала физкультминутка «Мартышки», сопровождающаяся веселой музыкой. Фронтальная форма работы, в ходе занятия, сочеталась с индивидуальной, с помощью контроля за речью детей, вопросов, поощрения.

С целью предупреждения утомляемости использовались разнообразные формы активности детей, постоянная смена деятельности.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала  динамика занятия, включение в него различных игр и заданий.

Ввиду того, что у большей части детей доминирует визуальный канал восприятие, я старалась сделать в НОД максимум наглядности (мнемотаблицы, опорные картинки).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный климат. Положительный  психологический настрой был создан в начале занятия  с помощью сюрпризного момента – письма от  Тигры. А так же закрепил настрой сюрпризный момент в конце занятия – подарок от Тигры (наклейки). Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая наглядность, сюрпризные моменты, быстрая смена заданий и упражнений, музыкальное сопровождение, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми  и заданиями, оно продолжалось 30 минут.

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

В ходе всего занятия у детей пополнялся словарь по данной теме, благодаря чему, цель занятия  доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия.

      На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли рассказ-описание посредством мнемотаблицы, а также им было интересно, какое же животное достанется для описания.

На рефлексивно – оценочном этапе дети дали положительную оценку НОД , высказали свою заинтересованность многими заданиями  занятия.

Я считаю, что, в целом, дети успешно справились с поставленными целями и задачами, но им не хватало дисциплинированности. В дальнейшем, чтобы не возникало таких ситуаций, я планирую использовать на своих занятиях  в качестве вспомогательного средства нетрадиционный метод воздействия -  песочную терапию. Она позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижает эмоциональное напряжение.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Тигры

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

В гостях у Тигры.

Образовательная областьРечевое развитие (формирование фонематического строя речи)Возрастная группаСтаршаяВид:Индивидуальное занятиеТип:Занятие-играТема: В гостях у ТигрыЦель:Автоматизация з...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Конспект НОД по познавательному развитию и природному окружению в старшей группе общеразвивающей направленности полного дня." В гостях у тигра. "

Уточнить и расширить представления детейоб образе жизни хищников семейства кошачьих, обитающих на Дальнем Востоке. Формировать представление о преспособленности хишников к добывании пищи( выносливость...

конспект проведения НОД по лепке "Тигры в заповеднике"

Конспект проведения НОД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Тигры в заповеднике"...

«Путешествие в гости к тигру»

Познавательное развитие. Экология, физическая культура....