Индивидуальная программа и маршрут на ребенка с ЗПР 4-5 лет.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Наталья Геннадьевна Тастанбекова

Коррекционный курс индивидуальной работы

учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с задержкой      психического развития на 2024-2025г.

На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_1.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга» с.Майма»

Ознакомлен(а):                                                                              Утверждаю:

________________________                                                       Заведующая МАДОУ

«____»_______________2024г.                                                  __________Е.В. Бушуева

                                                                                                    «_____»_____________2024г

                                                                                                     Приказ №________________

Коррекционный курс индивидуальной работы

учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с задержкой         психического развития на 2024-2025г.

На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка: Щербаков Павел Георгиевич

Дата рождения: 05.06.2020г.

Целью данной рабочей программы является создание благоприятных условий для формирования первоначальных представлений о себе, об окружающем мире, развития познавательной сферы, развития речи и коммуникативных способностей, коррекции всех психических процессов, эмоционально-волевой сферы, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка с ОВЗ (ЗПР).

Задачи:

 1. Способствовать общему развитию ребенка с задержкой психического развития, коррекции его психофизического развития;

 2. Создать благоприятные условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

 3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

5. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

6. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

7. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

В основу программы положены ведущие методологические принципы и подходы современной педагогики и психологии. Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми с ЗПР, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Настоящая программа « Индивидуальный маршрут» носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с ЗПР принятых в дошкольное учреждение.

Индивидуальный образовательный маршрут

Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуально дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

- ребенок визуально контактирует с близким взрослым в процессе телесных игр;

- проявляет интерес к взаимодействию с новым взрослым (педагогом) в процессе эмоционального общения и предметно-игровых действий;

- проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями, подражает им, стремится к совместному участию в подвижных играх, в действиях с игрушками;

 - пытается соблюдать в игре элементарные правила;

- вовлекается в действия с игрушками и другими предметами;

- проявляет интерес к игрушке и различным предметно-игровым действиям с ней;

- проявляет адекватные реакции в процессе выполнения режимных моментов: переключаясь с одного вида действий на другие, от одного места проведения занятия к другому (от занятия в игровой зоне к занятиям в учебной зоне и музыкальном зале и т. д.);

 - начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях.

Познавательное развитие:

- проявляет интерес к окружающим предметам, активно действует с ними, исследует их свойства;

- выполняет орудийные действия - использует бытовые предметы с учетом их функций, может использовать предметы в качестве орудий в проблемных ситуациях;

- считает с соблюдением принципа «один к одному», обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

 - составляет схематическое изображение (разрезную картинку);

 - создает предметные конструкции из деталей;

- показывает по словесной инструкции;

- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

- действия со знакомыми предметами может выполнять на основе зрительного соотнесения;

 - обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

 Речевое развитие:

- показывает по просьбе взрослого названный им знакомый предмет (игрушку);

 - активно реагирует на простую и ступенчатую инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией;

- способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков;

 - понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов;

 - понимает некоторые грамматические формы слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции);

 - активно употребляет существительные (допускаются искажения звуко-слоговой структуры и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, день, дождь, снег);

 - включается в диалог - отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование дополняющих паралингвистических средств);

- стремится повторять за взрослым предложения, двустишия;

- речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность.

Художественно-эстетическое развитие:

  - эмоционально реагирует на музыку;

- воспроизводит темп в движениях под музыку;

- проявляет интерес к художественным и музыкальным произведениям;

 - может сосредоточиться и слушать стихи, песни, короткие сказки, эмоционально на них реагировать;

- постепенно овладевает основными видами музыкальной деятельности;

- проявляет интерес к изобразительным средствам;

 - осваивает элементарные изобразительные навыки (точки, дугообразные линии);

 - сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.);

Физическое развитие:

- способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики;

- осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками;

- проявляет потребность в двигательной активности, умеет целенаправленно ее удовлетворить;

- самостоятельно залезает на несколько перекладин гимнастической лестницы;

 - катает мяч двумя руками по полу, по гимнастической скамейке, партнеру;

 - активно бросает мяч одной и двумя руками;

 - подбрасывает мяч вверх, бросает его вдаль;

- стремится принимать активное участие в подвижных играх.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга» с.Майма»

Ознакомлен(а):                                                                              Утверждаю:

________________________                                                       Заведующая МАДОУ

«____»_______________2024г.                                                  __________Е.В. Бушуева   

                                                                                                      «____»______________2024г.

                                                                                                      Приказ №________________

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с ЗПР на 2024-2025 учебный год.

На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Ф.И.О. ребенка: Щербаков Павел Георгиевич

Дата рождения: 05.06.2020г.

Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Дети с задержкой психического развития имеющие сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего, психического и соответственно речевого развития, требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.

Решением данной задачи является создание специальной рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный комплексно-дифференцированный подход.

Индивидуальная программа на 2024-2025 учебный год

Период

Тема

Развитие речи

Сентябрь

1-2 неделя

Обследование детей

3 неделя

Я – ребенок. Части тела и лица человека. Предметы личной гигиены.

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования понятия «Я - ребенок» и др. понятий в рамках данной темы.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, уточнять представления детей о себе, о частях тела и лица, о предметах личной гигиены, о правилах личной гигиены.

4 неделя

Игрушки

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия в рамках данной темы.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, представления детей об игрушках и их назначении.

Октябрь

I неделя

Инструменты

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия в рамках данной темы.

 Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, представления детей об инструментах и их назначении.

2 неделя

Осень.

Приметы осени.

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования понятия «Осень», приметы осени.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать элементарные понятия об осени и ее признаках.

3 неделя

Осень.

Приметы осени.

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования понятия «Осень», приметы осени.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать элементарные понятия об осени и ее признаках.

4 неделя

Деревья

Цель: расширение запаса сведений и представлений, развитие речи детей, посредством формирования понятия «Деревья». Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать представления детей о деревьях, о частях дерева.

Ноябрь

 I неделя

Фрукты Сад.

Цель: расширение запаса сведений и представлений об окружающем, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия «Фрукты», сад.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение».

2 неделя

Овощи. Огород.

Цель: расширение запаса сведений и представлений об окружающем, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия «Овощи».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать умение дифференцировать «Фрукты – Овощи».

3 неделя

Грибы

Цель: расширение запаса сведений и представлений об окружающем, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия «Грибы».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления о частях гриба.

4 неделя

Ягоды

Цель: расширение запаса сведений и представлений об окружающем, развитие речи детей, посредством формирования обобщающего понятия «Ягоды».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления о ягодах, умение дифференцировать «Ягоды – Грибы».

Декабрь

 I неделя

Одежда

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Одежда».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», представления детей об одежде.

2 неделя

Обувь

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Обувь», дифференциация понятий «Одежда-Обувь».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать у детей представления об обуви, дифференцировать понятия «Одежда-Обувь».

3 неделя

Головные уборы

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающих понятий «Головные уборы».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать у детей представления о головных уборах, умение дифференцировать понятия «Одежда-Обувь-Головные уборы».

4 неделя

Зима. Приметы зимы. Праздник ёлки.

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Зима», понятия «Праздник елки».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать элементарные представления о времени года «Зима», о приметах зимы,. представления детей о новогоднем празднике (Праздник елки).

Январь

 1 неделя

Новогодние каникулы.

2 неделя

Зимние забавы

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Зимние забавы».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, закреплять понятие «Зима», приметы зимы.

3 неделя

Семья.

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Семья».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», представления детей о семье, о членах семь.

4 неделя

Дом

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Дом».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать представления детей о доме, о частях дома, о комнатах в доме, их назначении.

Февраль

 I неделя

Мебель

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Мебель».

 Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать у детей представления о мебели и ее назначении.

2 неделя

Посуда

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Мебель».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать у детей представления о мебели и ее назначении.

3 неделя

Продукты питания

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Продукты».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение».

4 неделя

Папин праздник

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования понятия «Папин праздник».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать представления о «Папином празднике».

Март

 I неделя

Профессии

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Профессии».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о профессиях.

2 неделя

Мамин праздник

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования понятия «Мамин праздник».

 Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать представления детей о мамином празднике.

3 неделя

Весна. Приметы весны.

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Весна».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать элементарные представления о времени года «Весна», о приметах весны.

4 неделя

Домашние животные и их детеныши.

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования обобщающего понятия «Домашние животные и их детеныши» . Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о домашних животных и их детенышах.

Апрель

I неделя

Дикие птицы

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Дикие птицы».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о диких птицах.

2 неделя

Дикие животные наших лесов и их детеныши

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Дикие животные и их детеныши».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о диких животных.

3 неделя

Классификация. Дикие животные наших лесов и домашние животные

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования/ закрепления обобщающего понятия «Дикие животные наших лесов и домашние животные», закрепить умение дифференцировать животных по месту обитания и образу жизни, закрепить признаки домашних и диких животных.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о диких ,домашних животных.

4 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения.

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования обобщающего понятия «Транспорт и пдд».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о транспорте, об элементарных правилах дорожного движения.

Май

 I неделя

День Победы.

Цель: формирование запаса сведений и представлений детей о Дне Победы.

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать элементарные представления о Дне Победы.

2  неделя

Цветы

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, развитие речи, посредством формирования обобщающего понятия «Цветы».

Задачи: уточнять, расширять, закреплять словарь (пассивный/активный) по теме, формировать грамматический строй речи, формировать навык классификации «Обобщение», формировать представления детей о цветах.

3-4

неделя

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с моторной алалией...

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на ребенка с ТНР

Индивидульный коррукционно-развивающий маршрут направлен на создание комфортной обучающей среды и для устранения недостатков речевых нарушений у детей с ТНР....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребенка с низким уровнем развития психических процессов

Так как на тот момент статус ОВЗ у ребенка с синдромом Дауна не был присвоен, занятия проводились, как с ребенком с низким уровнем развития психическх процессов. Целью было создание благоприятных усло...

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в соответствии с ИПРА

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой  реабилитации или абилитации  ребёнка - инвалида (далее - Программа) в соответствии с норма...

Индивидуальная программа и маршрут на ребенка с ЗПР 3-4 года.

Коррекционный курс индивидуальной работыучителя-логопеда с ребенком 3-4 лет с задержкой      психического развития на 2023-2024г. На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекоме...

Индивидуальная программа и маршрут на ребенка с ТНР 3-4 лет.

Коррекционный курс индивидуальной работыучителя-логопеда с детьми ТНР (3-4 лет) на 2023-2024г. На основании заключения ЦПМПК, ребенку рекомендовано коррекционно-развивающая программа ДО для обуча...