Комплекс дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)
Одним из способов развития фонетико-фонематических процессов у дошкольников являются дидактические игры. Они представляют собой связующее звено между учебной и игровой деятельностью. Изучив специальную литературу, я составила комплекс дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для коррекции фонетических нарушений предлагаю игру «Найди двойника» (популярная игра «Доббль»). В данной игре проводим работу по автоматизации звуков речи: свистящих, шипящих, сонорных. В процессе игры закрепляем правильную артикуляцию необходимого нам звука, формируем умение чётко произносить данный звук в словах.
Развитие фонематических процессов осуществляем по следующим направлениям: развитие неречевого слуха; развитие фонематического (речевого) слуха; развитие фонематического восприятия; развитие фонематического анализа; развитие фонематического синтеза; развитие фонематических представлений.
Я предполагаю, что использование данного комплекса дидактических игр позволит провести эффективную коррекционную работу по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей, а значит, позволит минимизировать у них и трудности при обучении письму и чтению в школе. Рекомендую использовать данные игры в работе логопедам, воспитателям групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Игра | Цель | Содержание игры |
Коррекция звукопроизношения | |||
1 | «Найди двойника» («Доббль») | Автоматизация звуков | Логопед кладёт по одной карточке перед каждым ребёнком, оставшиеся карточки кладёт в центр стола картинкой вверх. Сначала дети переворачивают свою карточку лицевой стороной вверх. Ребёнок должен найти на своей карточке изображение, совпадающее с изображением на верхней карточке в колоде, и назвать его, правильно произнося все звуки в слове (тем самым происходит автоматизация нужного звука). Первый, кто найдет и назовет изображение, берет карточку из колоды себе. Таким образом в колоде открывается новая карточка. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в центре стола. Победитель – игрок, набравший больше всех карточек и правильно произносящий все звуки в названиях картинок. |
Неречевой слух | |||
2 | «Волшебные баночки» | Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по громкости. | Один набор баночек, наполненный разными крупами, предлагается ребёнку, другой остаётся у логопеда. Необходимо потрясти одной из баночек, тем самым привлечь внимание ребёнка. Далее ему предлагается найти среди его баночек ту, которая звучит так же. Пары баночек увеличиваются постепенно. |
3 | «Что звучит?» | Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. | Логопед знакомит ребёнка с шумовыми и музыкальными инструментами, звучащими игрушками (колокольчики, погремушки, пищалки), играет на них. Затем предлагает ребёнку закрыть глаза и определить на слух, какая игрушка или музыкальный инструмент звучит. |
4 | «Угадай, где звонит?» | Развитие направленности слухового внимания. | Ребёнку предлагается закрыть глаза. Логопед звонит в колокольчик или хлопает в ладоши и просит ребёнка повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук или, не открывая глаз, рукой показать направление. |
5 | «Чувствуй ритм» | Отработка ритмических структур. | Логопед задаёт ритм, отстукивая его рукой, например: 2 удара – пауза – 3 удара. Ребенок повторяет ритм, отстукивая его ладошкой или деревянными палочками. Сначала ребенок видит руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. |
6 | «Самый внимательный» | Развитие слухового внимания, различение схожих неречевых звуков. | Логопед предлагает ребёнку прослушать аудиозаписи различных звуков и показать соответствующую картинку. Используются звуки транспорта, например, самолёт и автомобиль; звуки животных и птиц, например, гусь и петух; звук воды в душе и дождя; звуки музыкальных инструментов, например, дудочки и барабана. |
7 | «Угадай по звуку» | Определение предмета по характеру звука. | Логопед демонстрирует ребёнку характерные для каждого предмета звучания, шумы: помешивает ложечкой в стакане, позвякивает ключами, шуршит бумагой и другое, затем тоже проделывает за ширмой, а ребёнок отгадывает предмет. |
8 | «Быстро-медленно» | Развитие слухового внимания, восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания. | Логопед производит медленные и быстрые удары деревянными палочками. Если удары медленные, ребёнку предлагается изображать мишку, передвигаться также медленно. Если удары быстрые, то зайку, т.е. показывать быстрые движения. |
Фонематический слух | |||
9 | «Угадай, кто я?» | Развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. | Водящий ребёнок поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто из ребят произнёс звуки. |
10 | «Ветер или ветерок?» | Развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса. | Логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поёт громко, а сынок-ветерок тихо. Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у-у-у» то тихо, то громко. |
11 | «Хорошо» | Развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации. | Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что он умеет произносить слово «хорошо» с разным настроением. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку. |
12 | «Медведица и медвежонок» | Развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса. | Логопед показывает ребёнку картинки двух медведей: медведицы и медвежонка. Затем произносит звуки, которые издаёт медведица («Ы-Ы-Ы» – низким голосом) и медвежонок («ы-ы-ы» – высоким голосом). Далее логопед прячет картинки и просит ребенка догадаться, кто его зовет. |
13 | «Сигнальщик» | Развитие умения слышать отдельные звуки в речевом потоке. | Логопед называет ряд звуков, слогов или слов и предлагает ребёнку хлопнуть или поднять карточку (например, с изображением лампочки), если он услышит заданный звук. |
Фонематическое восприятие | |||
14 | «Не ошибись» | Различение слов, близких по звуковому составу. | Логопед показывает ребёнку картинку, громко и чётко произносит её название. Затем логопед произносит это слово то правильно, то неправильно. А ребёнок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит ошибку. Можно усложнить игру: на правильно произнесённое слово ребёнок поднимает зелёную карточку, на неправильное – красную. |
15 | «Бусы» | Различение слов, близких по звуковому составу. | Логопед раскладывает картинки, названия которых звучат похоже: ком, дом, сом, рак, мак, бак, лук, сук, коза, коса, лужи, лыжи. Затем произносит по 3-4 слова, а ребёнок должен отобрать картинки и разложить их в порядке произнесения (словно нанизывает бусины на нитку, чтобы собрать бусы). |
16 | «Найди пару» | Различение слов, близких по звуковому составу. | Логопед предлагает ребёнку картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Ребёнку необходимо подобрать пару каждой картинке (названия картинок отличаются одним звуком): мак-рак, майка-гайка, ложка-кошка, лук-жук, клетка-ветка, печка-речка. |
17 | «Запретное слово» | Дифференциация слов, близких по звучанию. | Логопед предлагает ребёнку ловить мяч и внимательно слушать произносимые слова. Если логопед скажет слово «мяч», то ловить мяч нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч… |
18 | «Рыбалка» | Дифференциация акустически близких звуков. | Ребёнок магнитной удочкой ловит рыбу. К каждой рыбке скрепкой прикреплена картинка (картинки подобраны в соответствии с дифференцируемыми звуками). Например: если на картинке слово со звуком [с], то ребёнок оставляет рыбу себе, а если на картинке слово со звуком [з], то отдаёт логопеду. |
19 | «Магазин» | Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков. | Ребёнку предлагается найти изображения предметов с определёнными звуками. Например, положи в тележку к Маше картинки с изображением продуктов, в названии которых есть звук [к]. А в тележку к Саше – картинки продуктов со звуком [т].
|
20 | «Гараж» | Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков. | Ребёнку предлагается найти изображения предметов, в названии которых есть определённый звук. Например, нужно помочь папе навести порядок в гараже: положить на полку предметы со звуком [л] или [р]. |
21 | «Кухня» | Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков. | Ребёнку предлагается найти и назвать изображения предметов с определёнными звуками. Например, нужно помочь маме прибраться на кухне. Ребёнок находит предмет со звуком [ж] и закрывает его фишкой, а предмет со звуком [з] обводит фломастером. |
22 | «На лугу» | Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков. | Перед ребёнком изображение девочки и коров на лугу, на каждую корову прикреплены предметные картинки. Помоги Кате найти её коров (например, на Катиных коровах картинки со звуком [б]). Предметные картинки подбираются на любые дифференцируемые звуки. Игру можно использовать и на развитие фонематического анализа, предлагая ребёнку выбрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
|
23 | «Веселый мяч» | Дифференциация слогов с оппозиционными согласными. | Логопед бросает мяч ребёнку, произнося слоги: «па, ба, по»; «та, да, то». Ребёнок возвращает мяч, повторяя названные слоги. Эту игру можно использовать во время динамической паузы, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на занятии. |
Фонематический анализ и синтез | |||
24 | «Паутина» (в комнате, в холодильнике, в школьном рюкзаке) | Выделение первого звука в слове, развитие элементарных форм фонематического анализа. | Ребёнку предлагается рассмотреть имеющиеся на картинке предметы и выделить маркером те, названия которых начинаются на заданный звук. А потом соединить картинки фломастером друг с другом, чтобы получилась паутина. |
25 | «Бродилка» | Развитие простых и сложных форм фонематического анализа. | Ребёнок бросает кубик и ходит фишкой по числу точек, а затем называет первый звук в выпавшем слове. Также можно предложить ребёнку кидать 2 кубика, один из которых с точками, а другой с заданиями (например, определи второй звук в слове; последний звук; выложи звуковую схему слова). |
26 | «Помоги ёжику» | Развитие умения определять последний звук в слове. | Перед ребёнком лежат картинки с изображениями ёжика и яблок. На обратной стороне «яблок» размещены предметные картинки. Требуется выбрать только те картинки, которые заканчиваются на определённый звук. Второй вариант игры: назвать все последние звуки в словах. |
27 | «Волчок» | Развитие умения определять последовательность звуков в слове. | На столе в кругу лежат перевёрнутые предметные картинки. В центре расположен волчок. Ребёнок крутит волчок и после его остановки берёт указанную картинку. Логопед предлагает выполнить такое задание: «В слове «кит» какой звук ты слышишь после звука [к]». |
28 | «Запасы на зиму» | Развитие умения определять место звука в слове. | Перед ребёнком лежат картинки с изображениями орехов и белки. На обратной стороне «орешков» размещены предметные картинки. Если на картинке названный логопедом звук слышится в начале слова, то ребёнок кладёт картинку под первую схему, если в середине – под второю, в конце – под третью. |
29 | «Накорми мышку» | Развитие умения определять место звука в слове. | Перед ребёнком лежат картинки с изображениями сыра и мышки. На обратной стороне «сыра» размещены предметные картинки. Если на картинке названный логопедом звук слышится в начале слова, то ребёнок кладёт картинку под первую схему, если в середине – под второю, в конце – под третью. |
30 | «Пиратские сокровища» | Развитие умения определять место звука в слове. | Перед ребёнком лежат картинки с изображением монет. На их обратной стороне размещены предметные картинки. Ребёнку предлагается определить место звука в каждом слове и разложить монетки в сундучки-схемы. Если на картинке звук в начале слова, то ребёнок кладёт монету в первый сундучок, если в середине – во второй, в конце – в третий. |
31 | «Вкусный мёд» | Развитие умения определять количество звуков в слове. | Перед ребёнком лежат картинки с изображениями бочек мёда и мишки. На обратной стороне «бочек» размещены предметные картинки. Ребёнку предлагается посчитать количество звуков в каждом слове и подарить бочки мишке. При затруднениях можно использовать карточки для звукового анализа. |
32 | «Морское царство» | Развитие умения определять количество звуков в слове. | Перед ребёнком лежат изображения морского царя и его подводного царства. На изображении морского царства размещены предметные картинки. Ребёнку предлагается посчитать количество звуков в каждом слове на картинке и помочь морскому царю навести порядок на дне морском. При затруднениях можно использовать карточки для звукового анализа. |
33 | «Клад» | Развитие умения составлять слова из звуков, данных в правильной последовательности. | Перед ребёнком лежит изображение «острова сокровищ» и пирата. На изображении размещены предметные картинки. Логопед называет по очереди слова на картинках, разделяя их на звуки, например, «д-о-м». Ребёнок должен показать картинку с изображением дома. |
34 | «Приготовь подарки» | Развитие умения составлять слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. | Перед ребёнком лежат картинки с изображениями Снегурочки и подарков. На подарках размещены предметные картинки. Логопед называет слова на картинках, меняя последовательность звуков в слове, например, «о-н-с». Ребёнок должен найти картинку с изображением носа. |
Фонематические представления | |||
35 | «Волшебный кубик» | Развитие умения называть слова на определённый звук. | Ребёнку предлагается бросить кубик и назвать слово, в котором количество звуков будет соответствовать количеству точек. |
Предлагается придумать слово (можно на определённую тему), начинающееся на тот же звук, что и слово на картинке. | |||
36 | «Мячик» | Развитие умения называть слова на определённый звук. | Логопед кидает ребёнку мяч и называет слово. Ребёнок ловит мяч и вспоминает слово, начинающееся на последний звук в слове, которое назвал логопед. Например, логопед сказал «сом», а ребёнок вспоминает слово на звук [м]. |
Вариант игры: логопед называет слог, а ребёнок придумывает на него слово. | |||
37 | «Покорми зайчика» | Развитие умения подбирать слова с определённым количеством звуков. | Перед ребёнком лежат картинки с изображением зайца и морковок. На обратной стороне «морковок» размещены предметные картинки. Логопед просит ребёнка отобрать картинки с определённым количеством звуков (три, четыре, пять). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность
Фонетико-фонематические процессы - средний и низкий уровень развития
Комплекс дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений
Дидактические игры По коррекции фонетических нарушений На развитие неречевого слуха
Дидактические игры На развитие неречевого слуха «Самый внимательный»
Дидактические игры На развитие фонематического слуха На развитие фонематического восприятия
Дидактические игры На развитие фонематического слуха «Хорошо» На развитие фонематического слуха «Сигнальщик»
Дидактические игры На развитие фонематического восприятия «Бусы» На развитие фонематического восприятия «Рыбалка»
Дидактические игры На развитие фонематического анализа и синтеза На развитие фонематических представлений
Вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами
Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции....
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"
Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
Сообщение из опыта работы по теме:"Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы".
Сообщение подготовлено для районного методического объединения логопедов МДОУ Подольского Муниципального района....
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....